Русский язык 3 класс
Тема урока: Форма слова. Окончание.
Цель: организовать деятельность обучающихся на формирование понятий об окончании слова, дать определённые знания для дальнейшей практической работы.
Планируемые результаты:
Личностные
-
осознавать значимость учения;
-
Уметь определять свою позицию;
-
выделять моральное содержание действий и ситуаций.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные:
-
осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
-
осуществлять целеполагание с помощью учителя;
-
контролировать свою деятельность по результату;
-
адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные:
-
уметь сформулировать проблему;
-
самостоятельно создавать алгоритм деятельности;
-
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
-
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-
уметь находить наиболее эффективные способы решения задач, проблемы;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить логические цепи рассуждений;
Коммуникативные:
Предметные:
Уметь: - обозначать окончания и находить его.
Знать: - Основные понятия:
- имя существительное (без определения);
- правильный порядок разбора слова по составу (корень, окончание)
Учебно-методическое обеспечение (средства):
Конспект урока ,учебник по русскому языку, раздаточный материал – карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Литература:
1.Русский язык, 3 класс, Поурочные планы к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
2.Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
II. Актуализация знаний.
1.Фронтальный опрос.
-С какой темой познакомились на прошлом уроке?(чередование согласных в корне слова) Сейчас мы поиграем и проверим, как вы ее усвоили.
Игра « Четвертый лишний»(необходимо в каждой строке найти лишнее слово.)
1) Час, часок, часовщик, часть.
2) Морозный, холодный, мороз, морозить.
3) Вода, водный, водить, водичка.
4)Улететь, полет, летучий, летний.
5)Соринка, сор, сорвал, насорил.
2.Минутка чистописания.
Подобрать к словам однокоренные и записать в тетрадь.
Медведь-
Волк-
Заяц-
-Выделите корень в словах. Какое правило вспомнили? Подчеркните чередование согласных.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
-Посмотрите на доску, прочитайте слова.
Улица, на улице, перед улицей, улицу.
-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?
-Это однокоренные слова? Почему?
-Корень-неизменяемая часть слова, а что меняется у слов?
-Вы знаете, как называется эта часть? (ответы детей)
-Эта часть слова называется окончанием.
-Сформулируйте тему урока. Какие цели мы поставим?
IV. Открытие нового знания.
1. Понятие об окончании.
Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача)!
-Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы предложения стали понятны? (Изменить форму слова «дача». Стираю скобки и ввожу термин «окончание»)
-Выпишите словосочетания со словом дача, выделите окончания.( с комментированием)
-Ребята, обратите внимание!
В русском языке не все слова изменяют окончание. Например: пальто, кино, радио, кафе, такси. Не имеют окончание предлоги (на, в, по, для и т.д. , союзы и, а, но, или).
Окончание может быть нулевым. Например, пенал, ученик, трамвай.
-Подберите слова с нулевым окончанием.
2. Работа по учебнику.
Упр.142 с.79- прочитать, выписать выделенные слова, выделяя окончание( по одному у доски с комментированием)
Упр.143 с.79 – списать, выполнить задание к тексту. (проверка 5 тетрадей)
Дополнительное задание: выделить грамматическую основу в последнем предложении.
Проверка: Зачитывает ученик, все остальные делают самопроверку.
-Какая пословица вам понравилась больше всего? Объясните ее значение.
V.Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали!
(Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок!
VI.Первичное закрепление.
1.Работа у доски.
Упр.144 с.80
-Является ли каждая пара слов словосочетанием? Что нужно сделать? Давайте поработаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
1.Самостоятельная работа ( лист с заданием каждому ученику)
1 Вариант
1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :
Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .
2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :
диван - _____________________________
собака - _____________________________
чёрное - _____________________________
первая - _____________________________
лестница - _____________________________
2 Вариант
1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :
Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .
2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :
стакан - _____________________________
дедушка - _____________________________
большая - _____________________________
четвёртое - _____________________________
мечтал - _____________________________
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)
Подведем итоги урока. Закончите фразы:
1.Окончание- это…
2. Окончание служит для…
3. Чтобы найти окончание надо…
4. С помощью окончания образуются…