СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 3 класс "Имя существительное"»

Тема урока: «Имя существительное »

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умения определять в речи имена существительные.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    Дидактическая цель:

  • создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой  учебной информации  средствами ИКТ.

   Задачи урока:

  • Формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;

  • Развивать умение сравнивать и делать выводы.

  • формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

  • работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

  • воспитывать интерес к предмету.

    Основной дидактический метод:

  • частично – поисковый

    Дидактические средства:

  • учитель – презентация;

  • учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой, таблица

    Оборудование:

  • «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - 3 класс

  • компьютер +проектор

Ход урока:

I. Оргмомент.

Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они? Всё ли для урока у вас имеется?

Запишите число, классная работа.

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

      (Работа в парах.)

- Запишите слова под диктовку.

     Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.

- По какому признаку можно разделить эти слова? (По частям речи.)

- Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)

- Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)

- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)

- Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)

- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)

- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)

IV. Cамоопределение к деятельности

- Прочитайте слова.

     Снегопад, корова, нефть, собака, голубой.

- Какое слово лишнее? Почему? (Голубой – это имя прилагательное.)

- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)

- Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране.

(Слайд 2, 3)

- Сформулируйте тему урока(Слайд 4.) (Имя существительное)

- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.

V. Работа по теме.

На доске слова:  М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, уч..ник.

- Прочитайте слова.

На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)

-Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.

Работа со словом из словаря

Какой конь землю пашет,

                                        А сена не ест?

(Трактор)

Запишите слово в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Запомните написания этого слова.

Работа по учебнику.

С.55 упр.93

ФИЗМИНУТКА (Игра на внимание: «Хлопок - молчок») выполняем стоя.

Девочки хлопают( по 1 разу на каждое слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое.

Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, лопата, дятел, книга, гусь, доктор, стучит, гром, гвоздь, муха, платоккрасный.

Мы знаем, что имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. А только ли предметы обозначает имя существительное? (варианты ответов детей)

- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.

Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:

Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ

Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ

Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ

Молоток, топор, пила - … ИНСТРУМЕНТЫ

Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА

Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА

Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ

Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Яблоко, груша, слива -…ФРУКТЫ

Волга, Днепр, Сейм-…РЕКИ

Курск, Москва, Белгород-…ГОРОДА

- Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.)

-На доске слова. Прочитайте.

Стол, книга, тетради, ручка, карандаши, пенал, краски.

-Чем они отличаются? (Единственное и множественное число).

-Приведите свои примеры. Запишите в два столбика.

ФИЗМИНУТКА. 

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 95 (с. 55).

      (Дети самостоятельно выполняют упражнение. Проверка.)

- Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.

(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)

Работа по карточке

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).

- Прочитайте предложения самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)

- Что нужно сделать, для того, чтобы предложения стали понятными? (вставить пропущенные слова).

- Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.

- Слова, какой части речи вы вставляли? (Существительные).

- Подчеркните главные члены.

- Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Первое - лисицы)

ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным.

VIII. Рефлексия

- Выпишите имена существительные.

     Нежный, листок, солнечный, дружить, помнить, умелый, яблоко, небо, красивый, звездный, Марина, кошка, молчать, холодный, простор, Москва.

- Какие слова выписали? Почему?

- Какие слова оказались лишними?

- Что обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе? Приведите примеры.

- Какие имена существительные называются собственными?

- Какие имена существительные называются одушевленными? неодушевленными? Приведите примеры.

IX. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какими новым словарным словом вы познакомились?

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание. (Слайд 10.)

Упр. 96 (с. 56).

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .

Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … .

Стучит по стволу дерева … .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!