СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными ».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  организация совместной деятельности по определению   безударных гласных звуков в корне  слова.  

Задачи, поставленные на достижение:

• личностных результатов: формирование ответственного отношения к обучению, мотивации к познанию;

• метапредметных результатов:

- принимать и сохранять цель урока;                                                                                           - находить способы решения поставленной цели по  определению   безударных гласных     звуков в корне  слова;

  - планировать, контролировать и оценивать  свои действия;                                                    - анализировать, обобщать, классифицировать;                                                                         - слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;                                    - провести рефлексию своих действий на уроке. 

• предметных результатов:

- формировать умение определять орфограмму –  безударные гласные звуки в корне слова;                                                                                                                                         

    - формировать умения соотносить графический и фонетический образ слова;                  - уметь определять, каким правилом регулируется написание;                                       

    - конструировать способ проверки  безударных гласных звуков в корне слова;       

     - составлять алгоритм.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель:  организация совместной деятельности по определению   безударных гласных звуков в корне  слова.  

Задачи, поставленные на достижение:

• личностных результатов: формирование ответственного отношения к обучению, мотивации к познанию;

• метапредметных результатов:

- принимать и сохранять цель урока;                                                                                           - находить способы решения поставленной цели по  определению   безударных гласных     звуков в корне  слова;

  - планировать, контролировать и оценивать  свои действия;                                                    - анализировать, обобщать, классифицировать;                                                                         - слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения;                                    - провести рефлексию своих действий на уроке. 

• предметных результатов:

- формировать умение определять орфограмму –  безударные гласные звуки в корне слова;                                                                                                                                         

    - формировать умения соотносить графический и фонетический образ слова;                  - уметь определять, каким правилом регулируется написание;                                       

    - конструировать способ проверки  безударных гласных звуков в корне слова;       

     - составлять алгоритм.

Тип урока: открытие нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными ».»

Лазарева Ольга Александровна, учитель начальных классов.

Конспект урока по русскому языку, 3 класс.

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными ».

Цель:  организация совместной деятельности по определению   безударных гласных звуков в корне слова.  

Задачи, поставленные на достижение:

личностных результатов: формирование ответственного отношения к обучению, мотивации к познанию;

метапредметных результатов:

- принимать и сохранять цель урока; - находить способы решения поставленной цели по определению   безударных гласных звуков в корне слова;

- планировать, контролировать и оценивать  свои действия; - анализировать, обобщать, классифицировать; - слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; - провести рефлексию своих действий на уроке. 

предметных результатов:

- формировать умение определять орфограмму – безударные гласные звуки в корне слова;

- формировать умения соотносить графический и фонетический образ слова; - уметь определять, каким правилом регулируется написание;

- конструировать способ проверки безударных гласных звуков в корне слова;

- составлять алгоритм.

Тип урока: открытие нового знания.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка 3 класс Бунеев Р.Н. и др.; раздаточный и дидактический материал: схемы, тексты.
















Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация.

- Я рада, что в этот осенний денёк мы снова собрались все вместе на урок русского языка. Сегодня мы продолжим работу над грамотностью письма. А с какой орфограммой будем работать, вы мне и сами скажете чуть позднее.

2. Актуализация знаний. Определение темы урока, задач.

Доска: [бижал], [питно], [старажиха], [калучайя].

- На доске транскрипция слов.

- Прочитайте слова сначала с орфоэпическим произношением, затем с орфографическим.

- Чем похожи слова? (Во всех словах орфограмма – безударная гласная в корне проверяемая ударением.)

- Какое слово лишнее? Почему? (Сторожиха – в корне 2 безударные гласные).

- Какова тема урока? (Правописание слов с двумя безударными гласными .)

- Попробуйте сформулировать задачи урока, используя слова:

Доска: упражняться (в чём?) …, объяснять (что?) …, рассуждать (как?)…, развивать (что) …, работать (как?). 

(Упражняться в написании безударных гласных.

Объяснять написание слов.

Рассуждать осмысленно, вдумчиво.

Развивать внимание, память, орфографическую зоркость.

Работать дружно.)

- Какое правило проверки безударной гласной знаете? (Чтобы проверить безударную гласную надо подобрать такое однокоренное слово или форму слова, чтобы эта гласная стала под ударением)

Доска: сторожка

старый

сторож

сторожить

- Какие слова подходят для проверки слова сторожиха? ( сторожка, сторож)

- Почему не подходит старый? (другое лексическое значение)

- Почему не подходит сторожить? (ударение падает на другую гласную)



3. Проговаривание алгоритма и составление схемы.

-Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку в словах с двумя безударными гласными?

-Влад напишет слово на доске и к нему проверочные, а Тихон графически изобразит то, что будет записывать Влад.

1.Произношу слово.

2. Ставлю ударение.

3. Нахожу буквы безуд. гласных.

4. Выделяю корень.

5. Подбираю проверочные слова.

- На что обратить внимание при подборе проверочного слова?

( Лексическое значение и ударение).

6. Графически обозначить орфограмму.


- Какие умения мы будем  формировать при изучении данной темы?

  • Умение слышать безударную гласную

  • Умение правильно выделять корень

  • Умение подбирать проверочные слова

  • Умение графически правильно обозначать орфограмму.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Запишите под диктовку слова, а рядом проверочные. 4 человека у доски по очереди

указать на последовательность работы в схеме, которая на доске.

- Какие критерии оценки? (Выделить корень, подобрать правильно проверочное слово, обозначить орфограмму)

- бережок, полоса, холодок, соловей

Нет, это слова разного происхождения, и корни у них разные (солов-, сол-)

Соловей – это слово исконно русское (др-рус. соловии, славии), характерное также и для других славянских языков, распространённое и в собственных именах (напр., Соловей, Соловьёв, богатырь Соловей Будимирович, Соловей-разбойник и др.).

А вот слово соло итальянского происхождения (

Впрочем, иногда соловья тоже иногда образно называют «пернатый солист», «пернатый артист», наряду с другими синонимами – соловейко, соловейчик, соловеюшко, соловушка и др.


5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Упр.106

- Пользуясь схемой и образцом на доске, запишите словосочетания, а к словам с пропущенными буквами проверочные слова.

-Кто выполнил упражнение, найдите другие известные орфограммы и подчеркните их.

-Чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной, что вы делали?

  • Поставили ударение

  • Выделили корень

  • Подумали над лексическим значением слова

  • Подобрали правильно проверочное слово

  • Обозначили орфограмму

-А сейчас самопроверка, после чего оцените свою работу на шкале, поставивь + или –

- Если пять + - 5, 4+ - 4, 3+ - 3, если меньше – с работой не справился.

-Кто справился на 5?

-Кто на 4?

- Где допустили ошибку? - Почему?

6. Блицопрос «Знатоки орфограммы - безударная гласная в корне слова»

- Поставьте знак +, если верное утверждение и знак - , если неверное 1 Буква безударного гласного – это орфограмма. (+).

2. Все безударные гласные можно проверить. (-)

3. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы эта гласная была под ударением (+). 4.При подборе проверочного слова нужно всегда обращать внимание на лексическое значение слова (+). 5.В слове лошаденка две безударные гласные о . (-). 6. В слове воробьиная - 2 проверяемые безударные гласные в корне слова.(-)

-Проверьте себя и оцените: без ошибок – 5, с 1 ошибкой – 4, 2-3 ошибки – 3, 4 и более – не справился.


7. Включение в систему знаний. Работа в парах

- Я предлагаю поработать парами.

- На столе лежит текст. Послушайте задание: Прочитайте и найдите в тексте слова , в корне которых 2 безударные гласные .Подчеркните их зелёной ручкой.

- Посчитайте и запишите количество таких слов.


Вот и зима. Снова снег и метели. Ночью были сильные заморозки. Поля, леса, дороги – всё посеребрил снег. Кажется, уже никогда не зазеленеют листья на деревьях, и трава не будет качать золотые колосья в поле, и не будут звучать птичьи голоса. Только тишина.

Индивидуальная работа.

Проверка.

8. Рефлексия

- А теперь давайте вернемся к теме урока. Ответьте на вопросы:

Доска:

Что проверяли?

Где?

Как?

Зачем?

Продолжи фразу:


Мне больше всего удалось…

Я могу похвалить себя за …

Я могу похвалить …. за …


9. Домашнее задание

1.

2. Стр. 103 упр. 2, 5.






Найди в тексте слова с одной проверяемой безударной гласной. Графически обозначь орфограмму.

За окном холодная зима. Побелели окрестные поля и луга. Лёд сковал реки и озёра. Мохнатые красавицы ёлки нарядились в белые шубки. Тихо зимой в ельнике. Вдруг в лесу появилась стайка северных гостей. Это клесты. С шумом они пронеслись над тихой поляной. Словно яркие бусы, птицы облепили вершины елей. На верхушках елей висят гроздья тяжёлых шишек. Цепкими когтями клесты стали таскать вкусные семена. В лапах ёлок спрятаны жилища этих птичек. Там уже вывелись прелестные птенцы. Заботливые мамы спешат накормить их еловой кашей.



Вот и зима. Снова снег и метели. Ночью были сильные заморозки. Поля, леса, дороги – всё посеребрил снег. Кажется, уже никогда не зазеленеют листья на деревьях, и трава не будет качать золотые колосья в поле, и не будут звучать птичьи голоса. Только тишина.





Вот и зима. Снова снег и метели. Ночью были сильные заморозки. Поля, леса, дороги – всё посеребрил снег. Кажется, уже никогда не зазеленеют листья на деревьях, и трава не будет качать золотые колосья в поле, и не будут звучать птичьи голоса. Только тишина.















Вот и зима. Снова снег и метели. Ночью были сильные заморозки. Поля, леса, дороги – всё посеребрил снег. Кажется, уже никогда не зазеленеют листья на деревьях, и трава не будет качать золотые колосья в поле, и не будут звучать птичьи голоса. Только тишина.


Алгоритм для проверки парного согласного в корне слова.

_ Графически обозначаю орфограмму.

_ Слышу парный звук …

_ Выделяю корень

_ Читаю слово …

_ Проверяю …

_ Пишу букву…

_ Изменяю слово (подбираю родственное или форму слова).







Алгоритм для проверки парного согласного в корне слова.

_ Графически обозначаю орфограмму.

_ Слышу парный звук …

_ Выделяю корень

_ Читаю слово …

_ Проверяю …

_ Пишу букву…

_ Изменяю слово (подбираю родственное или форму слова).





Алгоритм для проверки парного согласного в корне слова.

_ Графически обозначаю орфограмму.

_ Слышу парный звук …

_ Выделяю корень

_ Читаю слово …

_ Проверяю …

_ Пишу букву…

_ Изменяю слово (подбираю родственное или форму слова).



«Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ___________ слова или перед ______________ согласной. В таком случае говорят, что согласная  стоит в ____________ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ___________ слова или подобрать __________ слово так, чтобы __________ согласной стояла ______________ или ____________________________».



«Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ___________ слова или перед ______________ согласной. В таком случае говорят, что согласная  стоит в ____________ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ___________ слова или подобрать __________ слово так, чтобы __________ согласной стояла ______________ или ____________________________».



«Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ___________ слова или перед ______________ согласной. В таком случае говорят, что согласная  стоит в ____________ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ___________ слова или подобрать __________ слово так, чтобы __________ согласной стояла ______________ или ____________________________».



«Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ___________ слова или перед ______________ согласной. В таком случае говорят, что согласная  стоит в ____________ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ___________ слова или подобрать __________ слово так, чтобы __________ согласной стояла ______________ или ____________________________».

Исправьте ошибки в тексте.


Уже потемнел снек. На реке треснул лёт. Растаял большой сугроп. Морос не щиплет за ноз. Дети сняли шупки. Глеп побежал на прут. Мальчик увидел прорупь. Он ступил на тонкий лёт и оказался в воде. Ребёнок замёрс и простудился.



Исправьте ошибки в тексте.


У котят открылись гласки и прорезались зупки. Малыши первый рас выбрались из корзинки. Один заполс под шкав, другой под кровадь. Там стояли сапошки. Код залес в сапок и заснул.



Допишите пропущенные буквы и слова.


Чтоб не съесть огромный лу…,

Чтоб не скосить полезный лу….

Чтобы секретный ко…

Не проглотил полосатый ко… .

И чтобы глубокий пру…

Не превратился в тонкий пру… .

В корне проверь парную _____________

За ней подставляя __________ или сонорную _______________.













Алгоритм для проверки

буквы парного согласного в корне слова


Читаю слово.


Проверяю.


Пишу букву.


Графически обозначаю орфограмму.




1.Что проверяли?


2.Где? 4.Зачем?


3.Как?


Зачем?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!