Лазарева Ольга Александровна, учитель начальных классов.
Конспект урока по русскому языку, 3 класс.
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными ».
Цель: организация совместной деятельности по определению безударных гласных звуков в корне слова.
Задачи, поставленные на достижение:
• личностных результатов: формирование ответственного отношения к обучению, мотивации к познанию;
• метапредметных результатов:
- принимать и сохранять цель урока; - находить способы решения поставленной цели по определению безударных гласных звуков в корне слова;
- планировать, контролировать и оценивать свои действия; - анализировать, обобщать, классифицировать; - слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; - провести рефлексию своих действий на уроке.
• предметных результатов:
- формировать умение определять орфограмму – безударные гласные звуки в корне слова;
- формировать умения соотносить графический и фонетический образ слова; - уметь определять, каким правилом регулируется написание;
- конструировать способ проверки безударных гласных звуков в корне слова;
- составлять алгоритм.
Тип урока: открытие нового знания.
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка 3 класс Бунеев Р.Н. и др.; раздаточный и дидактический материал: схемы, тексты.
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивация.
- Я рада, что в этот осенний денёк мы снова собрались все вместе на урок русского языка. Сегодня мы продолжим работу над грамотностью письма. А с какой орфограммой будем работать, вы мне и сами скажете чуть позднее.
2. Актуализация знаний. Определение темы урока, задач.
Доска: [бижал], [питно], [старажиха], [калучайя].
- На доске транскрипция слов.
- Прочитайте слова сначала с орфоэпическим произношением, затем с орфографическим.
- Чем похожи слова? (Во всех словах орфограмма – безударная гласная в корне проверяемая ударением.)
- Какое слово лишнее? Почему? (Сторожиха – в корне 2 безударные гласные).
- Какова тема урока? (Правописание слов с двумя безударными гласными .)
- Попробуйте сформулировать задачи урока, используя слова:
Доска: упражняться (в чём?) …, объяснять (что?) …, рассуждать (как?)…, развивать (что) …, работать (как?).
(Упражняться в написании безударных гласных.
Объяснять написание слов.
Рассуждать осмысленно, вдумчиво.
Развивать внимание, память, орфографическую зоркость.
Работать дружно.)
- Какое правило проверки безударной гласной знаете? (Чтобы проверить безударную гласную надо подобрать такое однокоренное слово или форму слова, чтобы эта гласная стала под ударением)
Доска: сторожка
старый
сторож
сторожить
- Какие слова подходят для проверки слова сторожиха? ( сторожка, сторож)
- Почему не подходит старый? (другое лексическое значение)
- Почему не подходит сторожить? (ударение падает на другую гласную)
3. Проговаривание алгоритма и составление схемы.
-Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку в словах с двумя безударными гласными?
-Влад напишет слово на доске и к нему проверочные, а Тихон графически изобразит то, что будет записывать Влад.
1.Произношу слово.
2. Ставлю ударение.
3. Нахожу буквы безуд. гласных.
4. Выделяю корень.
5. Подбираю проверочные слова.
- На что обратить внимание при подборе проверочного слова?
( Лексическое значение и ударение).
6. Графически обозначить орфограмму.
- Какие умения мы будем формировать при изучении данной темы?
Умение слышать безударную гласную
Умение правильно выделять корень
Умение подбирать проверочные слова
Умение графически правильно обозначать орфограмму.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Запишите под диктовку слова, а рядом проверочные. 4 человека у доски по очереди
указать на последовательность работы в схеме, которая на доске.
- Какие критерии оценки? (Выделить корень, подобрать правильно проверочное слово, обозначить орфограмму)
- бережок, полоса, холодок, соловей
Нет, это слова разного происхождения, и корни у них разные (солов-, сол-)
Соловей – это слово исконно русское (др-рус. соловии, славии), характерное также и для других славянских языков, распространённое и в собственных именах (напр., Соловей, Соловьёв, богатырь Соловей Будимирович, Соловей-разбойник и др.).
А вот слово соло итальянского происхождения (
Впрочем, иногда соловья тоже иногда образно называют «пернатый солист», «пернатый артист», наряду с другими синонимами – соловейко, соловейчик, соловеюшко, соловушка и др.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Упр.106
- Пользуясь схемой и образцом на доске, запишите словосочетания, а к словам с пропущенными буквами проверочные слова.
-Кто выполнил упражнение, найдите другие известные орфограммы и подчеркните их.
-Чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной, что вы делали?
Поставили ударение
Выделили корень
Подумали над лексическим значением слова
Подобрали правильно проверочное слово
Обозначили орфограмму
-А сейчас самопроверка, после чего оцените свою работу на шкале, поставивь + или –
- Если пять + - 5, 4+ - 4, 3+ - 3, если меньше – с работой не справился.
-Кто справился на 5?
-Кто на 4?
- Где допустили ошибку? - Почему?
6. Блицопрос «Знатоки орфограммы - безударная гласная в корне слова»
- Поставьте знак +, если верное утверждение и знак - , если неверное 1 Буква безударного гласного – это орфограмма. (+).
2. Все безударные гласные можно проверить. (-)
3. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы эта гласная была под ударением (+). 4.При подборе проверочного слова нужно всегда обращать внимание на лексическое значение слова (+). 5.В слове лошаденка две безударные гласные о . (-). 6. В слове воробьиная - 2 проверяемые безударные гласные в корне слова.(-)
-Проверьте себя и оцените: без ошибок – 5, с 1 ошибкой – 4, 2-3 ошибки – 3, 4 и более – не справился.
7. Включение в систему знаний. Работа в парах
- Я предлагаю поработать парами.
- На столе лежит текст. Послушайте задание: Прочитайте и найдите в тексте слова , в корне которых 2 безударные гласные .Подчеркните их зелёной ручкой.
- Посчитайте и запишите количество таких слов.
Вот и зима. Снова снег и метели. Ночью были сильные заморозки. Поля, леса, дороги – всё посеребрил снег. Кажется, уже никогда не зазеленеют листья на деревьях, и трава не будет качать золотые колосья в поле, и не будут звучать птичьи голоса. Только тишина.
Индивидуальная работа.
Проверка.
8. Рефлексия
- А теперь давайте вернемся к теме урока. Ответьте на вопросы:
Доска:
Что проверяли?
Где?
Как?
Зачем?
Продолжи фразу:
Мне больше всего удалось…
Я могу похвалить себя за …
Я могу похвалить …. за …
9. Домашнее задание
1.
2. Стр. 103 упр. 2, 5.
Найди в тексте слова с одной проверяемой безударной гласной. Графически обозначь орфограмму.
За окном холодная зима. Побелели окрестные поля и луга. Лёд сковал реки и озёра. Мохнатые красавицы ёлки нарядились в белые шубки. Тихо зимой в ельнике. Вдруг в лесу появилась стайка северных гостей. Это клесты. С шумом они пронеслись над тихой поляной. Словно яркие бусы, птицы облепили вершины елей. На верхушках елей висят гроздья тяжёлых шишек. Цепкими когтями клесты стали таскать вкусные семена. В лапах ёлок спрятаны жилища этих птичек. Там уже вывелись прелестные птенцы. Заботливые мамы спешат накормить их еловой кашей.
Вот и зима. Снова снег и метели. Ночью были сильные заморозки. Поля, леса, дороги – всё посеребрил снег. Кажется, уже никогда не зазеленеют листья на деревьях, и трава не будет качать золотые колосья в поле, и не будут звучать птичьи голоса. Только тишина.
Вот и зима. Снова снег и метели. Ночью были сильные заморозки. Поля, леса, дороги – всё посеребрил снег. Кажется, уже никогда не зазеленеют листья на деревьях, и трава не будет качать золотые колосья в поле, и не будут звучать птичьи голоса. Только тишина.
Вот и зима. Снова снег и метели. Ночью были сильные заморозки. Поля, леса, дороги – всё посеребрил снег. Кажется, уже никогда не зазеленеют листья на деревьях, и трава не будет качать золотые колосья в поле, и не будут звучать птичьи голоса. Только тишина.
Алгоритм для проверки парного согласного в корне слова.
_ Графически обозначаю орфограмму.
_ Слышу парный звук …
_ Выделяю корень
_ Читаю слово …
_ Проверяю …
_ Пишу букву…
_ Изменяю слово (подбираю родственное или форму слова).
Алгоритм для проверки парного согласного в корне слова.
_ Графически обозначаю орфограмму.
_ Слышу парный звук …
_ Выделяю корень
_ Читаю слово …
_ Проверяю …
_ Пишу букву…
_ Изменяю слово (подбираю родственное или форму слова).
Алгоритм для проверки парного согласного в корне слова.
_ Графически обозначаю орфограмму.
_ Слышу парный звук …
_ Выделяю корень
_ Читаю слово …
_ Проверяю …
_ Пишу букву…
_ Изменяю слово (подбираю родственное или форму слова).
«Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ___________ слова или перед ______________ согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в ____________ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ___________ слова или подобрать __________ слово так, чтобы __________ согласной стояла ______________ или ____________________________».
«Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ___________ слова или перед ______________ согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в ____________ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ___________ слова или подобрать __________ слово так, чтобы __________ согласной стояла ______________ или ____________________________».
«Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ___________ слова или перед ______________ согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в ____________ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ___________ слова или подобрать __________ слово так, чтобы __________ согласной стояла ______________ или ____________________________».
«Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ___________ слова или перед ______________ согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в ____________ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ___________ слова или подобрать __________ слово так, чтобы __________ согласной стояла ______________ или ____________________________».
Исправьте ошибки в тексте.
Уже потемнел снек. На реке треснул лёт. Растаял большой сугроп. Морос не щиплет за ноз. Дети сняли шупки. Глеп побежал на прут. Мальчик увидел прорупь. Он ступил на тонкий лёт и оказался в воде. Ребёнок замёрс и простудился.
Исправьте ошибки в тексте.
У котят открылись гласки и прорезались зупки. Малыши первый рас выбрались из корзинки. Один заполс под шкав, другой под кровадь. Там стояли сапошки. Код залес в сапок и заснул.
Допишите пропущенные буквы и слова.
Чтоб не съесть огромный лу…,
Чтоб не скосить полезный лу….
Чтобы секретный ко…
Не проглотил полосатый ко… .
И чтобы глубокий пру…
Не превратился в тонкий пру… .
В корне проверь парную _____________
За ней подставляя __________ или сонорную _______________.
Алгоритм для проверки
буквы парного согласного в корне слова
Читаю слово.
Проверяю.
Пишу букву.
Графически обозначаю орфограмму.
1.Что проверяли?
2.Где? 4.Зачем?
3.Как?
Зачем?