Урок №52 по теме: «Жаргонизмы» (6 класс).
Цели учителя: актуализировать знания по теме «Лексика ограниченного употребления», научить отличать группы необщеупотребительной лексики друг от друга, формировать у учащихся способность строить монологические высказывания на конкретную тему, помочь организовать анализ языкового материала, обеспечить осознание важности уместности речи, воспитывать любовь к родному языку.
Цели учащихся: изучить понятие «Жаргонизмы», развивать способность анализировать языковой материал, учиться распределять информацию на тематические группы, учиться аргументировать свою позицию, уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи.
Задачи:
Предметные:
Повторить виды орфограмм, графически объяснять условия выбора написаний, подбирать синонимы.
Метапредметные:
пользоваться навыками аудирования, строить связное монологическое высказывание в виде рассуждения, осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Оргмомент. | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите в тетради дату. | |
II. Повторение пройденного. | - Ребята, мы с вами изучаем один самых красивейших и мелодичных языков нашей планеты – русский язык. - Что нам необходимо знать, чтобы научиться отлично владеть этим языком? Ученики высказывают свои мнения. - Одним из главных условий образованности и культуры человека является грамотность. Сейчас мы проверим, насколько вы знаете слова русского языка, и повторим основные орфограммы. У некоторых ребят было индивидуальное домашнее задание. Они подготовили для вас загадки. 1. Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница) 2 . Не на шутку, а всерьез, Куст колючками оброс. Темных ягодок сорви-ка, Что за кустик? (Ежевика) 3 . Машина есть, А крыши нет. Известен всем .... (Кабриолет) 4 . Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Развернётся — под лучами Отливает серебром. (Самолёт) 5 . Не снег, не лед, А серебром деревья уберет. (Иней) 6 . Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я: Башню, дом, и самолёт, И большущий пароход. (Карандаш) 7 . Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автобус) - Ребята, а теперь соедините первые буквы каждого слова. Какой термин у вас получился? Верно, лексика. - Дайте определение лексики. На какие группы она делится? Работа в парах. - Перед вами карточки с терминами из раздела «Лексика ограниченного употребления». (архаизмы, просторечные слова, неологизмы, жаргонизмы, профессионализмы) - Отметьте галочкой те понятия, которые вам уже знакомы. Расскажите соседу по парте определения данных терминов. - Какой термин вам пока не знаком? (Жаргонизмы) - Сформулируйте тему и цель нашего урока. | Познавательные УУД Актуализировать знания о видах орфограмм, развивать навыки графически и устно объяснять орфограммы. Регулятивные УУД Формулировать тему и цель урока. |
III. Изучение новой темы. | - Ребята, сейчас мы с вами посмотрим видеоролик ералаша под названием «Ну почему мы так говорим?» В раздаточном материале представлен письменный вариант ролика. (Приложение 1) - Ваша задача: проанализировать речь персонажей с точки зрения доступности восприятия и соответствия ситуации. Вопросы после просмотра ералаша: - Как вы охарактеризовали бы речь мужчины? А мальчика? - Почему мужчина не сразу понимает то, о чем ему рассказывает ученик? - Какое произведение «цитирует» мужчина в финале? С какой целью он это делает? - Уместно ли, по вашему мнению, было использование подобной лексики мальчиком? Почему? - К какой группе лексики (общеупотребительной или необщеупотребительной) вы бы отнесли слова, которые использует мальчик? Задание: выпишите из текста слова, которые употребляет мальчик, и запишите их значение. У вас должно получиться 2 столбика: 1 – слова мальчика, 2 – их определение. Подпишите над всеми словами часть речи. Один ученик делает задание у доски. - Ребята, те слова, которые вы записали в первый столбик, называются жаргонизмами. - Какими частями речи могут быть жаргонизмы? - А теперь представьте себя составителями словаря и дайте определение жаргонизмам. Ученики называют свои определения. - А теперь сравним наши мысли с определением, данным в словаре. Один ученик зачитывает определение. Записываем его в тетрадь для терминов. - Ребята, сравните попарно две группы слов, которые у вас получились. - Что между ними общее и чем отличаются друг от друга? Верно, общим является лексическое значение, а отличием – внешняя оболочка. Вспомните понятие лексики, которое характеризует подобные слова. Правильно, это синонимы. - Следовательно, жаргонизмы образуются от литературных слов путем переосмысления. - Как вы думаете, каким еще путем образуются от литературного языка жаргонизмы? Сравните пару: «шнобель – большой нос». Почему большой нос на языке жаргона называют именно так? Какое средство выразительности лежит в основе этих пар? Верно, метафора. Вспоминаем определение метафоры. Найдите из выписанных вами пар слов те, которые образовались путем метафоризации. Подчеркните их. - На слайде представлены жаргонизмы. (Приложение 2) - Подумайте, можем ли мы их разделить на группы и по какому признаку? Верно, по темам. - Давайте подумаем, какие темы данных жаргонизмов мы можем обозначить? Ученики отвечают, затем с помощью учителя делаем таблицу с названиями тем. Задание: письменно распределить все жаргонизмы на данные тематические группы. - Внимательно посмотрите на записанные вами слова. Какими еще способами могут образовываться жаргонизмы от литературных слов? Верно, это: усечение основы и добавление уменьшительных суффиксов. | Коммуника тивные УУД Владеть монологической и диалогической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, аргументировать собственную позицию. Познавательные УУД Анализировать, распределять языковой материал по тематическим группам. |
IV. Закрепление. | - Для закрепления нашей темы обратимся к упражнениям в учебнике. Упражнение . (Приложение 3) - Ваша задача: заменить в данных предложениях жаргонизмы на литературные слова. Упражнение Работа в группах. Каждой группе достается один персонаж, речь которого участники группы должны проанализировать. (Пример в приложении 4) - Что вы могли бы сказать о культуре героев, которым принадлежат данные высказывания? - Как вы думаете, в какой ситуации общения они употребляют данные жаргонизмы? Игра «Четвертый лишний»: - Найдите из предложенных слов «четвертое лишнее». Свой выбор аргументируйте. Ученики записывают лишнее слово в тетрадь, его значение и отмечают, к какой группе необщеупотребительной лексики оно относится. Устно разбираем, к какой группе лексики относятся оставшиеся слова и объясняем их значение. I. а) бурак б) очи в) уста г) ланиты II. а) вакцина б) гаджет в) акварель г) штангель III. а) шибко б) старичьё в) толчея г) зелень | Познавательные УУД осуществлять познавательную рефлексию. Владеть навыками аудирования. Анализировать, сравнивать. |
V. Итог урока. Рефлексия. | - Какой новый термин вы узнали на уроке? - Какие слова называют жаргонизмами? - Какими способами они образуются от литературных слов? - Употребляете ли вы в своей речи жаргонизмы? - В каких речевых ситуациях уместно их использовать? - Жаргонизмы достаточно популярны среди молодого поколения. Более того, постоянно приходят в наш язык все новые и новые «блатные» словечки. В недалеком прошлом в интернете было очень распространено такое явление, как «язык падонкафф», или «албанский язык». Знаете ли вы что-нибудь об этом языке? Ученики высказывают свои мнения. Выступление ученика о Б.Ю. Нормане, создателе «языка падонкафф». (Приложение 5) - Согласны ли вы с мнением профессора? - Как вы думаете, нужны ли жаргонизмы в нашем языке? Объясните свою точку зрения. - Жаргонизмы, так же как и другие группы необщеупотребительной лексики, – это отражение речетворческой культуры народа. Появление жаргонизмов – вполне нормальное, преходящее явление. Но мы должны помнить, что наша речь должна быть не только яркой и выразительной, но и, прежде всего, уместной конкретной ситуации общения. Эту мысль подтверждает высказывание, которое представлено на слайде: В.Г. Белинский «Каждый из ораторов говорит, сообразуясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты». Ученики записывают высказывание в тетрадь. Подчеркивают орфограммы. | Регулятивные УУД Соотносить цели и результаты своей деятельности. Коммуникативные и Регулятивные УУД Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VI. Домашнее задание. | Повторить все группы лексики ограниченного употребления; создать небольшой словарик жаргонизмов, которые вы или ваши знакомые употребляют в своей речи. | |
Текст «Ну почему мы так говорим?»
- Здравствуй, Ваня!
- Здравствуйте!
- Ну как идут дела?
- Дела вообща!
- Что, что?
- Классно! Щас один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету и говорит: "Дай велик погонять". Сел и почесал. А тут учителка. Он давай выпендриваться. Варюжку-то разинул и как дерябнется, сам с фингалом. Учителку чуть не вкатушил. А велик гикнулся! Вот ржачка! Клёво?! Да?!
- А, а лошадь?
- Какая лошадь?
- Ну, которая ржала.
- Да нет! Это не лошадь. Это парень один длинный подкатил к шкету...
- На велосипеде?
- Да нет! Велик у шкета был.
- У какого шкета?
- Ну, шибзик один. Да вы знаете его, ходит здесь с таким шнобелем.
- С кем ходит?
- Да "не с кем", а "с чем". Рубильник у него в виде паяльника.
- А. Ну?
- Ну, говорит: дай на велосипеде поездить. Сел и "почесал".
- Кого почесал?
- Да, нет. Попилил он.
- А? И распилил.
- Что распилил?
- Велик.
- Чем?
- Паяльником.
- Нет. Паяльник у шкета был. А у фитиля синяк. Он и стал кочевряжиться. Варюжку-то разинул, вот и дерябнулся. А самое-то смешное, что велик-то гикнулся.
- Дерябнулся или гикнулся?
- Накрылся на мелкие кусочки! Ну теперь поняли?
- Теперь понял. Скажи, а что вы проходите по литературе?
- Гоголя проходим: "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь горы, леса и полные воды своивольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои..." А!
- Замечательные слова, как это? "Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Вылупишь зенки, откроешь варюжку из катушек редкая птица дочешит до середины, а если дочешит, так гикнется, что копыта отбросит". Замечательно!
- Гикнулся!
Приложение 2
Водила, тащиться, братан, предки, родаки, классно, училка, препод, ботаник, свалить, слинять, ловить кайф, колбаситься, баксы, капуста, зелень, комп, мобила, телик, чувак, супер, ништяк.
Приложение 3
Я тащусь, когда глазею в телек, там клёвые фильмаки кажут. Мы вчера оттянулись на дискаче, там было ржачно и клёво.Родаки уехали на дачу, поэтому я приглашу в хату дружбанов.
Приложение 4
Хаммурапи был нехилый политический деятель. Он в натуре катил бочку на окружавших кентов. Сперва он наехал на Ларсу, но конкретно обломился. Воевать с Ларсой было не фигушки воробьям показывать. Ларса стала ему сугубо фиолетова, и он перевел стрелки на Мари. Ему удалось накидать лапши на уши Зимрилиму, который тоже был крутым мэном, но в данном случае прощелкал клювом.
Приложение 5
Борис Юстинович Норман– доктор филологических наук, профессор, один из создателей «Албанского языка», или «языка падонкафф».
«Язык падонкафф» - распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но орфографически нарочно неправильным написанием слов.
О происхождении слов «превед» и «медвед».
В январе 2006 года пользователь lobbz опубликовал картину американского художника Джона Лури «Bear surprise». Пользователь lobbz заменил слово Surprise на «превед». С этого момента слово «превед», а также и «медвед», распространилось по всей Сети.
В интервью Б.Ю. Норман сказал: «Албанский язык» – это очень любопытный факт. Люди, причем изначально образованные, грамотные, старались в порядке шутки написать слово максимально неправильно. Это была ирония, пародия на орфографические правила. Но игра хороша тогда, когда ею пользуются образованные люди. А когда неграмотный человек пытается продолжить эту игру, он просто пишет как слышится и это совсем даже не смешно. Огорчает меня другая сторона интернет-общения – несоблюдение элементарных правил орфографии, не говоря уже о пунктуации. Одно дело – «язык падонкафф», это была хорошая шутка образованных и неглупых людей. Другое дело, когда человек считает, что авось его и без правил поймут. Это отражение общего уровня образования».