Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Хорошо запоминать. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют готовность к работе на уроке | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | я Я А яма | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи (учебник, с. 52) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- мучки. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос | – Что такое синонимы? | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. | Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. | Знакомит с понятием «сино- нимы». Организует работу с упражнением, словарем синонимов, контролирует выполнение задания | Читают стихотворение, находят в тексте синонимы, знакомятся со словарем синонимов. | Распознают в тексте близкие по смыслу слова. Осуществляют сравнение лексическо-го значения слов- | Нахождение синонимов, обозначение уда- рения |
1. Синонимы. Работа со словарем синонимов (упр. 66). Работа в рабочей тетради (№ 38) | Чтение, беседа, работа со словарем, письмо | | Ставят ударение в словах | синонимов. Учатся работать со словарем синонимов | |
2. Словарно-орфографическая работа. Синонимы | Фронтальная. Словесный. Письмо | Знакомит с написанием слова «синонимы» | Запоминают написание слова | Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо | Письмо |
3. Лексическое значение слов. Группы синонимов (упр. 67, 68) | Коллективная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо | Предлагает прочитать группы слов, объединить их понятием, объяснить значение выделенных слов, назвать часто употребляемые, списать одну из групп слов, составить предложения | Читают группы слов, называют их синонимами, объясняют значение выделенных слов, списывают слова, составляют предло- жения | Думают, размышляют, высказывают мнение. Употребляют понятие синонимы. Распознают знакомые слова, объясняют лексическое значение слов. Составляют предло- жения | Беседа по вопросам, письмо |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, назад, вперед, А теперь наоборот. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело | Выполняют движения по тексту под руко-водством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня | Правильное выполнение дви- жений |
4. Развитие речи. Работа со стихо-творением (упр. 69) | Коллективная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте стихотворение. Найдите синонимы. С какой целью использует их автор в одном предложении? Выполните задание | Читают. Отвечают на вопросы. Находят синонимы. Списывают предложение по памяти | Создают в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивают эстетическую сторону высказывания | Беседа по вопросам, нахождение синонимов, запись предложения |
5. Словарно-орфографическая работа. Осина | Фронтальная. Словесный. Письмо | Знакомит с написанием слова «осина» | Запоминают написание словарного слова | Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо | Письмо |
6. Работа со словарем синонимов (упр. 70) | Парная. Словесный, практический. Работа со словарем, письмо | Предлагает прочитать слова, подобрать к ним синонимы из словаря | Читают, подбирают синонимы из словаря | Умеют работать со словарем синонимов, подбирать слова, близкие по смыслу | Письмо |
V. Закрепление знаний и способов действий. Работа в рабочей тетради (№ 39) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Организует работу с упраж- нениями, контролирует их выполнение | Вставляют пропущенные буквы, составляют пары слов-синонимов. Составляют предло- жения | Выполняют словарно-орфографическую работу. Распознают синонимы. Самостоятельно составляют предложение | Правописание словарных слов, подбор синонимов, составление предло- жений |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какое открытие сделали на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 40) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |