СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 4 класс»

Технологическая карта урока по русскому языку

4 класс

Тема урока: Грамматическая модель неизменяемых слов.

Дата проведения урока: 21.10.2021

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создание условий для организации наблюдения за особенностями грамматических форм неизменяемых имён существительных и способами выражения их грамматических значений.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать части речи;

- уметь отличать неизменяемые имена существительные от изменяемых;

- знать грамматические формы неизменяемых имён существительных.

Метапредметные:

Познавательные:

- извлекать информацию со схем, иллюстраций, текстов;

- делать выводы, обобщать и классифицировать по определенным признакам;

- ориентироваться в развороте учебника.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока, сохранять её и стремиться выполнить;

- контролировать и оценивать себя, корректировать допущенные ошибки.

Коммуникативные:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные:

- проявлять интерес к новому учебному материалу;

- развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия.

Ведущий метод обучения: проблемно-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Доброжелательный настрой на предстоящую деятельность. Проверка готовности обучающихся.

Проверяют свою готовность перед началом урока.

Актуализация знаний

- Ребята, в начале урока я предлагают вам поработать в парах и вспомнить части речи, с которыми мы знакомились ранее на уроках русского языка.


- Перед вами лежат карточки, на которых записаны слова разных частей речи. Распределите данные слова по разным столбикам (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).



- Предлагаю совместно проверить ваши результаты.


- Можем ли мы сказать, что имена существительные, которые вы разместили в первый столбик, отличаются друг от друга по каким-то признакам? Что это за признаки?

- Какие грамматические признаки есть у имени существительного?

- Определим грамматические признаки у каждого из этих имён существительных

Слушают объяснения учителя.




Работа в парах. Распределяют слова по столбикам.

1. Акула, карандашом, лепестки.

2. Красивый, жёлтая, синими.

3. Бегали, играл, танцевать




- Да, они отличаются грамматическими признаками.



- Род, число, падеж.


Фронтальная работа.

Постановка проблемы. Определение темы урока

Чтобы записать следующее существительное, отгадайте загадку:

Многолюден, шумен, молод,

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут. (Метро)


- Запишите в свои тетради отгадку. Определите, к какой части речи относится данное слово.


- А теперь изменим грамматические признаки данного слова.


- Измените по числам слово метро.


- Измените по падежам.


- Как можно назвать существительное, которое не склоняется?


- Сформулируйте тему урока. Какая учебная цель?



Отгадывают загадку







Записывают слово «метро». Определяют часть речи (имя существительное).


Фронтальная работа.



- Не изменяется.


- Не изменяется.


Высказывают предположения.



Формулируют тему, цель урока.



Уточнение грамматической модели существительных

- Если слово не изменяется, может быть у него совсем нет значений числа и рода?


- Как это проверить?




- Прочитаем предложения, в которых встретилось данное слово:

Первое метро появилось в Лондоне, столице Англии, более ста лет назад. 15 мая 1935 года поезда светлого и просторного метро пошли в Москве.


- Сможете ли вы определить значения числа, падежа и рода? Какие слова помогли?

- Есть грамматические значения у неизменяемых существительных?

- С помощью чего они выражаются?


- Надо изменять грамматическую модель для всех существительных?

- Откройте в своих тетрадях грамматическую модель, которую мы строили для имён существительных на прошлом уроке.


-Что нам нужно в ней дополнить?

Высказывают предположения.



- Надо слово включить в высказывания и посмотреть с помощью чего оно связывается с другими словами.


Один ученик читает, а остальные слушают.






- С помощь форм зависимых слов.






- Нет. Надо её уточнить.





- Добавить графу «неизменяемые имена существительные».

Исследование форм рода неизменяемых существительных

- Как вы думаете, какое грамматическое значение наиболее трудно определить у несклоняемых существительных?

- В грамматике современного русского языка несклоняемые существительные, которые отвечают на вопрос «что?», формально относятся к форме среднего рода. Но в художественной литературе их можно встретить то в одном, то в другом грамматическом роде.

  • Такси. Это вид транспорта.

- С какими существительными ассоциируется такси в речи?

Анализ и запись высказываний.

Такси остановился. Моя такси.

Такси остановилось. Такси остановились.

  • Авеню. 

Анализ и запись цитат.

Авеню Тереза широкое и прямое.

Пятая авеню упирается в арку Вашингтона.

  • Кофе. 


- Значение рода.










(машина - ж. р., автомобиль - м. р.)





Это улица, аллея.




Это напиток.

Устная работа в парах. Чтение цитат. Выделение словоформ зависящих слов. Составление высказываний.

Выполнение упражнений на закрепление изученного

  • Чтение правила в учебнике на с. 85.

  • Выполнение упражнения № 68. Самостоятельная работа.

- А теперь предлагаю вам поработать в небольших подгруппах. Для этого вам нужно объединиться по 2 парты.

- Напомните правила работы в подгруппах.


-Прочитайте текст. Запишите предложения в том порядке, в котором будут появляться слайды с изображением предметов, обозначающих слова из теста. Укажите грамматические формы неизменяемых существительных.

Демонстрация слайдов: Цунами. Колибри. Кенгуру. Джунгли.


Совместная проверка групповой работы

Читают правило


Выполнение упр. 68






- Договариваться, не спорить, все участвуют в обсуждении.

Подведение итогов урока

  • - Над какой темой работали?

  • - Почему в русском языке встретились неизменяемые существительные?



- Зачем нужны в речи? Что могут называть?




- Назовите вам известные неизменяемые существительные.

- Несклоняемые существительные.

- Пришли из иностранных языков, трудны в изучении, не знаем правил грамматики иностранных языков.


Явления природы, животных, птиц, новые предметы, процессы, которые появляются в жизни.


Жабо, фиаско, партмоне, баккара, пенальти, кольраби, липси, солями, кашпо, кашне, бигуди, мулине, авеню, другие.

Рефлексия

В чём ваш успех сегодня на уроке? Какие новые знания получили?

- Для меня успех в том, что вы стали чуть образованней, что я учусь вместе с вами, повышаю свой уровень в изучении родного языка, совершенствую навык владения ИКТ.

- Успех школьника оценивается на уроке в баллах. Выставление отметок.

Арттерапия.

- Символом успеха у людей считается парусник. Поднимите парусник того цвета, который выражает ваш эмоциональный успех от урока. (У каждого 7 парусников разных цветов).

- Если желаете, объясните свой выбор.

Высказывают личное мнение.









Рефлексируют собственное эмоциональное состояние.



Высказывают личное мнение.

Домашнее задание

Найти и записать (10-15 слов) неизменяемые существительные. Составить и записать с ними высказывания.

- Обращайтесь к справочникам и словарям, которые помогут определить значение рода.

Фиксируют домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!