СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит разработку урока по русскому языку по теме "Правописание –тся и –ться в глаголах".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 5 класс»

Класс: 5 класс

Тема урока: Правописание –тся и –ться в глаголах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со способами действия при выбореправильного написания–тся и –ться в глаголах.

Задачи урока: 

1) отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании  данной орфограммы;

2) развивать умение  высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение  друг  к другу через работу над пословицами.

Результаты:

• Предметные:

Отработать способ действия при выборе написания –ться и - тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.

• Личностные:

Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

• Метапредметные:

Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный этап.



II.Повторение изученного материала.






















ІІI. Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.









IV.Работа над темой урока.



























































































V.Физкультминутка.














VI.Отработка умений и навыков





































































VII. Рефлексия















VIII. Домашнее задание








- Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада вас приветствовать на нашем уроке.

Сегодня мы узнаем много интересного и увлекательного.

Кто готов к работе? Сядьте красиво и удобно.


Перед тем, как изучить новую тему, давайте повторим ранее изученный материал, ответим на несколько вопросов.

Внимательно посмотрите на экран. Расскажите по плану то, что вам известно об этой части речи. Слайд 2

Глагол- это…

Глаголы изменяются по….

В предложении глагол является…

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…

В неопределенной форме глагола после буквы Ч…..



б) Индивидуальная работа учащихся по карточкам  

Карточка № 1

Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и окончания.

        Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, плетется, несется, ходим, тащимся, мчимся, рассержусь, разъярюсь.

Карточка № 2

        Ч или чь? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

        Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, могу…, сбере…, испе…, ту…, пересе…, тка…, певу…, остри…, стере…, проже…, линю…, но…, кума…, вра…, мело…, обже…, гра…, бога…, зада…, запря…, треску…, паху… .



А теперь послушаем ваших товарищей. Очень хорошо! Вы справились с заданием.






- Внимательно посмотрите на экран.

Слайд 3

Грамота, пригодит…ся, учит…ся, всегда

-Составьте из слов пословицу.

 Грамоте учит..ся – всегда пригодит..ся. Слайд 4


-Как понимаете значение пословицы?

-Какую орфографическую задачу мы должны решить?

-Вызвало ли  у вас это задание проблему? Какую?

-Можете вы её сейчас сразу решить? Почему?






-С этим мы с вами должны разобраться в течение урока.

- Какова тема урока? Слайд 5,6.

Запишите её в тетрадь 















- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Испугается - испугаться

Бросается – бросаться

Открывается – открываться

Не удержится – не удержатся


- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели?



 























- Посмотрите, на какие вопросы отвечают глаголы?



 











- Какой вывод напрашивается?

-Вернемся к пословице и вставим пропущенные сочетания. Слайд 7.









- Составим алгоритм.



Алгоритм правописания –тся и –ться. Неопределенная форма Форма 3-го лица

(что делать?) (что делает?)

Учиться хочу учится мальчик Трудиться могу трудится папа

Слайд 8.



- От чего зависит написание -тся, -ться?











- А как устанавливаем форму глагола?







- Помните, ребята! Вопрос - ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь – 
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе.



Итак, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой - нет?









Прочтем правило в учебнике на странице 41




Потрудились – отдохнем. Слайды 9-10

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили



Молодцы, ребята. Мы отдохнули, продолжим дальше. А теперь закрепим наши полученные знания упражнениями.





Перед вами “аукцион пословиц”.

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. Слайды 11-12

Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

У него из рук валит(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

За все брат(?)ся- ничего не сделать.

 

- Что нужно сделать ,чтобы правильно написать глаголы на -ТСЯ и-ТЬСЯ ?



Работа с учебником. Слайд ы 13-14

Упражнение 84 (по вариантам, с взаимопроверкой




Ребята, предлагаю работу со словом, которая называется «Не все ли равно?»

Слайды 15-16

Молоди-? /ца/, /тся/,/ться/

1.Пошла по воду молоди….

2.Бабушка Коли молоди….

3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди…


-Что вызывает сомнение?

-Что заметили? Вывод.

-Что нужно сделать со словом, написание которого вызывает сомнение?

- Какая часть речи представлена в 1 предложении? Во 2? В 3?

















 


Распределительный диктант

-Подтвердите данное теоретическое положение, распределив сочетания слов в 2 столбика: существительное – глагол.

Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним водиться, ему не спится, острая спица, туман курится, белая курица.





-Какие глаголы на нашу тему вы записали?






- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

-Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

 

«Незаконченное предложение».Слайд 17


Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Урок заставил меня задуматься о …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что …

Мне было трудно…


Запишите по 10 глаголов на –ТСЯ, -ТЬСЯ.



Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на –ться и –тся


Учащиеся приветствуют учителя







Учащиеся рассказывают по плану о глаголе






Учащиеся выполняют задания













учащиеся составляют предложение и сверяют с экраном



-Проблема: где поставить Ь, а где нет.


-Нам не хватает знаний.






Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь

«Правописание –ться и –тся в глаголах».









В левом столбике в глаголах пишется -ТСЯ, в правом –ТЬСЯ.

У глаголов в левом столбике можно определить лицо, число (глаголы 3 лица), в правом – это глаголы неопределенной формы.

В первом столбике – что делает? сделает?, а во втором – что (с)делать?


мягкий знак пишется в неопределенной форме глагола.


Составляют алгоритм вместе с учителем






от того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак. Выбор написания зависит от формы слова.

А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.














мягкий знак пишется в неопределенной форме глагола, а в форме 3-го лица-нет

Один человек читает вслух, затем учащиеся читают про себя

















Учащиеся записывают пословицы, самопроверка









Правильно поставить вопрос


Учащиеся выполняют работу по вариантам:1в.-с –тся, 2в.- с ться











На месте разных написаний произносится одинаковое сочетание звуков [ца].

-Задать в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение.

-В 1 – существительное, во 2и 3-глагол.

-Во 2-тся, форма 3 лица; в 3-ться -инфинитив.




Работа в паре у доски(карточки)


Распределяют сочетания слов в 2 столбика: существительное – глагол.


Ответы обучающихся типа

Пишу в первый (второй) столбик, т.к….


Отвечают на поставленные вопросы









учащиеся заканчивают предложения







Записывают домашнее задание

















Приложение 1.





Карточка № 1

Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и окончания.

        Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, плетется, несется, ходим, тащимся, мчимся, рассержусь, разъярюсь.

Карточка № 2

        Ч или чь? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

        Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, могу…, сбере…, испе…, ту…, пересе…, тка…, певу…, остри…, стере…, проже…, линю…, но…, кума…, вра…, мело…, обже…, гра…, бога…, зада…, запря…, треску…, паху… .



Приложение 2.



Распределите сочетания слов в 2 столбика: существительное – глагол.

Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним водиться, ему не спится, острая спица, туман курится, белая курица.


Приложение 3.



Алгоритм правописания –тся и –ться.

Неопределенная форма Форма 3-го лица

(что делать?) (что делает?)

Учиться хочу учится мальчик

Трудиться могу трудится папа




Скачать

© 2019 404 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!