СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово и его лексическое значене. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку.»

Конспект

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: Русский язык.

Класс: 3 «Е»

Тема урока: слово и его лексическое значение

Цель урока: научиться распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания:

-номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения;

-однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

-синонимы, антонимы;

Умения:

-узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значения по толковому словарю;

-распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно);

Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий;

Понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить ее в словесную форму;

Осуществлять алгоритм между изучаемым предметом и собственным опытом;

Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД:

Выражать свои мысли в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;

Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

Учитывать разные мнения и интересы и высказывать свое собственное мнение (позицию), аргументировать его;

Строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять цель и учебную задачу;

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебники - в памятках);

Выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;

Оценивать свои достижения, определять трудности;

Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Личностные УУД:

Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;

Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.

Ресурсы

Для учителя: учебник Русский язык3 класс УМК «Школа России», презентация.

Для ученика: учебник Русский язык3 класс УМК «Школа России».
























Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

I. Самоопределение к деятельности

Личностные УУД:

- формирование установки на начало урока; осознание себя как ученика;

-Здравствуйте, ребята.

-Садитесь тихонечко, проверьте всё ли у вас готово к уроку: учебник русского языка, тетрадь, дневник, пенал.

- Настраиваемся на урок.

-Дети в ответ кивают головой.

-Проверяют готовность к уроку.




1 мин.

II. Актуализация знаний

Регулятивные УУД:

Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации ( в заданиях учебника, справочном материале учебники - в памятках);


- Открываем тетради записываем по середине сегодняшнее число, классная работа.(Учитель пишет на доске, проговаривая орфограммы).

- Чистописание.

– Посмотрите на доску. Какую букву мы сегодня будем с вами прописывать?

Цц

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку букв.

На столе лежат карточки, вам самостоятельно нужно разделить их на группы.

Слова: шкаф, красивый, удобный, кружка, учебник, пенал, фиолетовый, прекрасный, благородный, сердце, парта, сильный, большой, карандаш.























– Заглавную и строчную букву Цц















шкаф

красивый

Кружка

Удобный

Учебник

Фиолетовый

Пенал

Прекрасный

Сердце

Благородный

Парта

Сильный

карандаш

Большой


4 мин

III. Постановка учебной задачи

Познавательные УУД:

Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно);

-научиться формулировать тему, совместно с учителем;

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять цель и учебную задачу;

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;


— Отгадайте загадку. (правило поднятой руки)


Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки,

Боится кошки. (Мышь.)

— Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? 

— Найдите в толковом словаре на с. 153-ей слово мышь.

— Какие значения имеет это слово?


— Как называются слова, которые имеют несколько лексиче­ских значений? 

- А как вы поняли, что это слово многозначное?


—Найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? 


- А как вы поняли, что это слово однозначное?

— Сформулируйте тему урока.







В толковом словаре




Читают лексическое значение


Многозначные


Имеют несколько лексических значений.



Это однозначное слово



Имеют одно лексическое значение.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

3 мин

IV Открытие нового знания

Познавательные УУД:

Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий;


- Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Открываем учебник на странице 39-ой. Прочитайте название раздела.

-Прочитаем, чему мы будем учиться, изучая данный раздел. (читают с.39)

- Открываем стр.40, упр.64

- Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел пере­дать автор текста?

- Согласны ли вы с его мнением?

- Вам необходимо написать первое предложение текста, выписать все выделенные слова. Определить их значение сначала самостоятельно. А потом свериться с данными словаря.

- Какое лексическое значение у слов мир, дружба, родина?

-Какие слова являются многозначными, а какие однозначными?

Слово в языке и речи






 В этом тексте говорится о том, сколько прекрасных слов в русском языке.








Мир и родина являются многозначными, а дружба однозначным словами.



10мин

V. Применение новых знаний

Регулятивные УУД:

Планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;


- Выполним упр.65, стр.40.

- Что значат однозначные слова?



-Примеры однозначных слов из таблицы.


- Какие слова называют многозначными?



- Прочитайте слова, которые относятся к группе многозначных слов.


- Скажите, какое значение имеет слово колокольчик?



- Скажите, какое значение имеет слово игла?



- Так же на этой схеме мы видим группу, которая называется синонимы. Что такое синонимы?


- Прочитаем примеры синонимов.


- И мы видим группу слов, которая называется антонимы. Что такое антонимы?


- Прочитаем пример антонимов.


- Найдите в таблице слово с его значением.



- А к какой группе относится слово перстень?


- Запишите слово «перстень» и его лексическое значение.



Однозначные слова – слова, которые имеют одно лексическое значение


Грач, гитара, перстень, парта, глобус


Многозначные слова- это слова, имеющие два и более значений

Колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла


Слово колокольчик имеет два значения – цветок; звонок


Слово игла – инструмент для шитья; и игла на ветке ели или сосны



Синонимы - это слова, близкие по значении



Красный – алый; доктор - врач


Антонимы – слова, противоположные по значению


Весело – грустно; холодный - горячий


Лексическое значение дано к слову перстень



Слово перстень относится к однозначным словам

15мин

VI Закрепление изученного материала

Коммуникативные УУД:

Выражать свои мысли в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;

Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

- О чем этот текст?


- Какое явление природы названо красивым словом роса?


- Наблюдали ли вы, какой бывает роса на траве?


- Посмотрите внимательно на слово роса.  Произнесем его, как мы его слышим.


- А теперь, как надо правильно его произносить.


- Какая орфограмма встретилась в этом слове?  


- Хорошо. Ребята, запишите предложение из этого упражнения, в котором говорится о солнышке и о капельках росы.
- Выделите грамматическую основу. И в слове «роса» выделите орфограмму.

О росе

Капельки воды, которые появляются утром и вечером с наступлением прохлады


Утром роса переливается разноцветными огоньками


Раса


Роса


В слове роса - безударный гласный в корне слова. Проверочное слово – росы


Солнышко осветило капельки росы.

5 мин

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Коммуникативные УУД:

Выражать свои мысли в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;

Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

Перед вами лежат карточки, вам необходимо заполнить пропуски в тексте карточек.

(Текст карточек)


Слова бывают______________ и _____________


_______________ - слова, которые имеют одно лексическое значение.

________________- слова, которые имеют несколько значений.

________________- это слова, близкие по значению.


_______________- слова, противоположные по значению.



Посмотрите на слайд и проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание.


Поднимите, руку у кого нет не одной ошибки.

Поднимите руку у кого две ошибки.


Поднимите руку у кого три и более ошибок.

Оцените себя.





Слова бывают однозначные и многозначные.

Однозначные - слова, которые имеют одно лексическое значение.

Многозначные – слова, которые имеют несколько значений.

Синонимы – это слова, близкие по значению.

Антонимы – слова, противоположные по значению.


Проверяют.



Поднимают руки


Поднимают руки


Поднимают

5 мин

VIII Рефлексия

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

Регулятивные УУД:

Оценивать свои достижения, определять трудности;

Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

- Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?


Давайте оценим сегодняшнюю работу на уроке.

Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке. - А кто считает, что на уроке он работал неплохо.- А кому было трудно на уроке, поднимите руки.- Спасибо за урок!




- изучали лексическое значение слова.


1 мин






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!