-узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значения по толковому словарю;
Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно);
Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий;
Понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить ее в словесную форму;
Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Выражать свои мысли в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;
Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
Учитывать разные мнения и интересы и высказывать свое собственное мнение (позицию), аргументировать его;
Строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи.
Планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебники - в памятках);
Выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
I. Самоопределение к деятельности |
Личностные УУД: - формирование установки на начало урока; осознание себя как ученика; | -Здравствуйте, ребята. -Садитесь тихонечко, проверьте всё ли у вас готово к уроку: учебник русского языка, тетрадь, дневник, пенал. - Настраиваемся на урок. | -Дети в ответ кивают головой. -Проверяют готовность к уроку. | 1 мин. |
II. Актуализация знаний |
Регулятивные УУД: Выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации ( в заданиях учебника, справочном материале учебники - в памятках); | - Открываем тетради записываем по середине сегодняшнее число, классная работа.(Учитель пишет на доске, проговаривая орфограммы). - Чистописание. – Посмотрите на доску. Какую букву мы сегодня будем с вами прописывать? Цц Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку букв. На столе лежат карточки, вам самостоятельно нужно разделить их на группы. Слова: шкаф, красивый, удобный, кружка, учебник, пенал, фиолетовый, прекрасный, благородный, сердце, парта, сильный, большой, карандаш. | – Заглавную и строчную букву Цц шкаф | красивый | Кружка | Удобный | Учебник | Фиолетовый | Пенал | Прекрасный | Сердце | Благородный | Парта | Сильный | карандаш | Большой | | 4 мин |
III. Постановка учебной задачи |
Познавательные УУД: Осознавать познавательную задачу, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно); -научиться формулировать тему, совместно с учителем; Регулятивные УУД: Понимать и сохранять цель и учебную задачу; В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; | — Отгадайте загадку. (правило поднятой руки) Живёт в норке, Грызёт корки. Короткие ножки, Боится кошки. (Мышь.) — Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? — Найдите в толковом словаре на с. 153-ей слово мышь. — Какие значения имеет это слово? — Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? - А как вы поняли, что это слово многозначное? —Найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? - А как вы поняли, что это слово однозначное? — Сформулируйте тему урока. | В толковом словаре Читают лексическое значение Многозначные Имеют несколько лексических значений. Это однозначное слово Имеют одно лексическое значение. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 3 мин |
IV Открытие нового знания |
Познавательные УУД: Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий; | - Сегодня мы начнем изучать новый раздел. Открываем учебник на странице 39-ой. Прочитайте название раздела. -Прочитаем, чему мы будем учиться, изучая данный раздел. (читают с.39) - Открываем стр.40, упр.64 - Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста? - Согласны ли вы с его мнением? - Вам необходимо написать первое предложение текста, выписать все выделенные слова. Определить их значение сначала самостоятельно. А потом свериться с данными словаря. - Какое лексическое значение у слов мир, дружба, родина? -Какие слова являются многозначными, а какие однозначными? | Слово в языке и речи В этом тексте говорится о том, сколько прекрасных слов в русском языке. Мир и родина являются многозначными, а дружба однозначным словами. | 10мин |
V. Применение новых знаний |
Регулятивные УУД: Планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; | - Выполним упр.65, стр.40. - Что значат однозначные слова? -Примеры однозначных слов из таблицы. - Какие слова называют многозначными? - Прочитайте слова, которые относятся к группе многозначных слов. - Скажите, какое значение имеет слово колокольчик? - Скажите, какое значение имеет слово игла? - Так же на этой схеме мы видим группу, которая называется синонимы. Что такое синонимы? - Прочитаем примеры синонимов. - И мы видим группу слов, которая называется антонимы. Что такое антонимы? - Прочитаем пример антонимов. - Найдите в таблице слово с его значением. - А к какой группе относится слово перстень? - Запишите слово «перстень» и его лексическое значение. | Однозначные слова – слова, которые имеют одно лексическое значение Грач, гитара, перстень, парта, глобус Многозначные слова- это слова, имеющие два и более значений Колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла Слово колокольчик имеет два значения – цветок; звонок Слово игла – инструмент для шитья; и игла на ветке ели или сосны Синонимы - это слова, близкие по значении Красный – алый; доктор - врач Антонимы – слова, противоположные по значению Весело – грустно; холодный - горячий Лексическое значение дано к слову перстень Слово перстень относится к однозначным словам | 15мин |
VI Закрепление изученного материала |
Коммуникативные УУД: Выражать свои мысли в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи; Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; | - О чем этот текст? - Какое явление природы названо красивым словом роса? - Наблюдали ли вы, какой бывает роса на траве? - Посмотрите внимательно на слово роса. Произнесем его, как мы его слышим. - А теперь, как надо правильно его произносить. - Какая орфограмма встретилась в этом слове? - Хорошо. Ребята, запишите предложение из этого упражнения, в котором говорится о солнышке и о капельках росы. - Выделите грамматическую основу. И в слове «роса» выделите орфограмму. | О росе Капельки воды, которые появляются утром и вечером с наступлением прохлады Утром роса переливается разноцветными огоньками Раса Роса В слове роса - безударный гласный в корне слова. Проверочное слово – росы Солнышко осветило капельки росы. | 5 мин |
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. |
Коммуникативные УУД: Выражать свои мысли в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи; Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; | Перед вами лежат карточки, вам необходимо заполнить пропуски в тексте карточек. (Текст карточек) Слова бывают______________ и _____________ _______________ - слова, которые имеют одно лексическое значение. ________________- слова, которые имеют несколько значений. ________________- это слова, близкие по значению. _______________- слова, противоположные по значению. Посмотрите на слайд и проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание. Поднимите, руку у кого нет не одной ошибки. Поднимите руку у кого две ошибки. Поднимите руку у кого три и более ошибок. Оцените себя. | Слова бывают однозначные и многозначные. Однозначные - слова, которые имеют одно лексическое значение. Многозначные – слова, которые имеют несколько значений. Синонимы – это слова, близкие по значению. Антонимы – слова, противоположные по значению. Проверяют. Поднимают руки Поднимают руки Поднимают | 5 мин |
VIII Рефлексия |
Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; Регулятивные УУД: Оценивать свои достижения, определять трудности; Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. | - Чем мы сегодня с вами занимались на уроке? Давайте оценим сегодняшнюю работу на уроке. Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке. - А кто считает, что на уроке он работал неплохо.- А кому было трудно на уроке, поднимите руки.- Спасибо за урок! | - изучали лексическое значение слова. | 1 мин |