СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку (8 класс). Тема "Согласованные и несогласованные определения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Согласованные и несогласованные определения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку (8 класс). Тема "Согласованные и несогласованные определения"»

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Улан-Удэ»



Рассмотрено

Руководитель МО

_____ / /

Протокол № 6 от

« » 2020 г.


«Согласовано

Заместитель директора

по УВР МАОУ СОШ

_____ /_________________/

«___» _________ 2020 г.







Открытый урок по русскому языку

в 8 «в» классе

Тема: «Согласованные и несогласованные определения»










Учитель русского языка

и литературы: Эрдыниева В.Б.




2020 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели:

Деятельностная: формирование языковой компетенции через овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, умения находить в тексте согласованные и несогласованные определения, различать их и определять, чем они выражены.

Планируемые результаты:

Предметные: умение различать на практике согласованные и несогласованные определения; умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения для характеристики предметов и явлений.

Личностные: осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала; выявлять пробелы в знаниях и устранять их.

Метапредметные:

Познавательные: умение определять виды определения; наблюдение за особенностями употребления согласованных и несогласованных определений в речи и художественном тексте.

Коммуникативные: осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога; адекватное использование речи для представления результата.

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей; оценивание своих учебных достижений, своего состояния.

Оборудование: презентация, учебник «Русский язык», карточки самооценки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа.

На карточках записано 5 односоставных предложений, определите их вид.

Варианты карточек

I. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

Третий час дня. Бездонную бочку водой не наполнишь.

В этот час было совсем тихо. И вот нашли большое поле…

II. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.

Купе первого класса. Умную голову почитают смолоду.

Но с жизнью жаль расстаться мне. Что новенького в газетах пишут?

III. Люблю грозу в начале мая. Морозное утро. После дела за советом не ходят.

Мне не спится в эту лунную ночь. Кому-то принесли от мастера ларец.

IX. Продолжаю свой путь. Тишина. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. На дворе светало. Отзвонили вечерню во святых церквах.

  1. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

- Вы знаете, что слова в предложении, выполняя в нём различную роль, становятся членами предложения. Какие члены предложения вы знаете?

- Вспомним, что члены предложения, которые поясняют главные и другие члены предложения являются второстепенными. По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на какие разряды?

- Что такое определение?

- Рассмотрим предложения.

Очень скоро мы подошли к лесной сторожке.

Он взял мою книгу на время.

Притяжательное местоимение обозначает признак предмета и является определением.

- В предложении чаще всего определением выступают какие части речи?

- Сравним два предложения.

Привезли оконные стекла.

Привезли стекла для окон.

В данных предложениях оконные и для окон являются определениями: согласованными и несогласованными. Запишите тему урока «Согласованные и несогласованные определения».

  1. Постановка учебной задачи (проблемы).

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений.

Учитель предлагает учащимся сформулировать цели:

- познакомиться с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений;

- научиться находить согласованные определения в тексте;

- научиться различать несогласованные определения).

5. Изучение нового материала.

- Определения по способу выражения делятся на согласованные и несогласованные. Согласованные определения согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже.

- Задание. Подчеркните в предложениях согласованные определения. Укажите, чем они выражены, на какой вопрос отвечают.

Я вспомнил отцовский дом.

Торопятся на юг перелетные птицы.

Высоко над моей головой прокричала незнакомая птица.

Побледневшее небо стало опять синеть.

Появились первые подснежники.

Несогласованные определения выражают более конкретный признак, имеют добавочное значение дополнения или обстоятельства, связаны с определяемым словом по смыслу или по способу управления.

- Рассмотрим способы выражения несогласованных определений., Работа с учебником, стр.215.

- Наиболее частотными формами и значениями несогласованных определений являются следующие (слайд):

Значение

Способ выражения

Примеры

1. Принадлежность

Сущ. в родительном падеже

Альбом сестры (ср.: альбом принадлежит сестре), книга брата 

2. Содержание определяемого понятия

Сущ. в род. падеже Сущ.в пред. падеже с предлогом о (об)

Инфинитив

Правила поведения; политика мира.

Вопрос о наследстве; книга об открытиях.

Желание учиться

3. Производитель действия

Сущ. в родительном падеже

Пение птиц (ср.: птицы поют)

4. Качественная хар-ка предмета (возраст, количество, мера)

Цельное словосочетание в родительном падеже

Человек большого ума; человек высокого роста; девочка трёх лет


6. Материал

Сущ. в род.падеже с предлогом из

Дом из камня; платье из ситца; ваза из хрусталя.

7. Происхождение

Сущ. в род.падеже с предлогом из

Генерал из солдат; староста из мужиков.


Подчеркните в следующих предложениях несогласованные определения. Укажите, чем они выражены, на какой вопрос отвечают.

На берегу стояла лодка рыбака.

Опоздания из-за дождя продолжались.

Походка его была небрежна, ленива.

Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель - усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся решили фронтально несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование.

Упражнение 148 (устно). Укажите согласованные и несогласованные определения.

Для того, чтобы правильно выполнить следующее задание, нужно вспомнить виды связи (согласование, управление, примыкание) слов в словосочетаниях.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой. Цель - интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

  1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные (слайд).

1 вариант

2 вариант

А) юная школьница

Б) скульптура из бронзы

В) желание выступать

Г) покрытие в три слоя

Д) чарующий аромат

А) длинные волосы

Б) яйцо всмятку

В) мечта путешествовать по свету

Г) нарисованное солнце

Д) платье из шелка

2.

Замените согласованные определения несогласованными

Замените несогласованные определения согласованными

А) полосатые брюки

Б) золотой браслет

В) материнское сердце

Г) светловолосая девушка

А) небо без облаков

Б) девушка из города

В) площадь у вокзала

Г) дежурство по ночам

Самопроверка (слайд)

Ответы (1 вариант)

Ответы (2 вариант)

1. А) согласованное

Б) несогласованное

В) несогласованное

Г) несогласованное

Д) согласованное

1. А) согласованное

Б) несогласованное

В) несогласованное

Г) согласованное

Д) несогласованное

2.А)  брюки в полоску

Б) браслет из золота

В) сердце матери

Г) девушка со светлыми волосами

2. А) безоблачное небо

Б) городская девушка

В) привокзальная площадь

Г) ночное дежурство


8. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель - закрепление нового знания и включение нового способа действий в систему знаний.

Упражнение 147.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Кто научился различать согласованные и несогласованные определения, но у вас остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. 152.

- Кто научился различать согласованные и несогласованные определения, выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых есть и согласованные, и несогласованные определения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!