Конспект урока по русскому языку 2-а класс
Тема «Что такое местоимение?»
Ход урока.
1. Организационный момент.
А теперь, заряженные хорошим настроением, приступим к работе. Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» -А что такое тайна?
-А вы готовы открывать тайны? Так, начнём. 2.Стадия вызова
- Какие части речи вам знакомы?
- Интересно, а какая часть речи скрывается под знаком вопроса?
- Хотите узнать
-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? . СЛАЙД
3. Определение темы урока.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Р.бота, д.ждливый, он, п.сать, .прель, пуш.стая, б.ёт, з.вод, ру..кий, св.тить, я.
Почему вы не все слова распределили?
- А мы употребляем эти слова в речи?
-Значит они тоже часть речи?
- А как называется эта часть речи?
– Значит, какая цель нашего урока.
Познакомится с новой частью речи
- Верно, мы познакомимся с новой частью речи.
– Какие задачи мы поставим перед собой? 1. Узнать что такое местоимение 2. Выяснить какую роль выполняет местоимение в предложении 3. Научиться употреблять местоимение.
-Зачем нам это нужно знать?
-как мы это будем делать?
-Где мы можем применить наши знания7
Сегодня мы проведем небольшое исследование ,что же такое местоимение. И поможет нам исследовательская карточка.
Исследовательская карточка
Местоимение – это _________________________________________.
Личные местоимения__________________________________________.
Употребляется вместо _______________________________________.
Не называют предмет, а________________________________________.
Актуализация знаний
Прочитайте предложения.
На небе появилось солнце.
Солнце ярко засияло.
- Вам нравится текст? Почему?
- Чтобы вы сделали, чтобы в тексте не было повторов?
- Теперь прочитайте.
На небе появилось солнце.
Оно ярко засияло.
- Нравится?
- Вместо какого слова употребили местоимение ОНО
- Зачем мы это сделали? (чтобы не было повторов)
-Рассмотрите следующие предложения:
Юра идет гулять.
Юра будет запускать кораблик.(Он будет запускать кораблик)
Нина помогает маме.
Нина любит трудиться. (Она любит трудиться)
- Какие местоимения встретились в тексте? Он, они
Вместо каких слов употреблены слова он, они?
- Они указывают на какой-то предмет? Да
- А называют его? Нет
-Место какой части речи заняли эти слова?
- Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.
Открываю карточку с табличкой МЕСТОИМЕНИЕ
- Какую роль выполняют местоимения в предложении?( не называют предметы, а только указывают на них)
(Обучающиеся читают.
Обучающиеся отвечают, выдвигают гипотезы, обосновывают, предлагают способы решения
- Чтобы не было повторов.
Обучающиеся читают предложения на слайде, исправляют ошибки и редактируют текст.
- Исключают повтор.)
Запишите местоимения:
- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)
А о нас всех? (мы)
- Про друга ? ( он)
- Про подругу? ( она)
- Про детей ? ( они)
- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)
- А к взрослому человеку? (Вы)
Можем ли мы заполнить нашу исследовательскую карту?
Попробуйте сформулировать определение
Что такое местоимение? (На слайде ключевые слова)
- Давайте составим правило сами.
Где мы можем проверить наши предположения? ( в учебнике)
Проверим наш вывод с выводом ТЕТУШКИ СОВЫ с. 101
Физминутка
Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то приседаете.
Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно,
светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, теплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, заботливые, мы, пчёлы, раскрылись цветы.
Где чаще всего используются местоимения? (В загадках)
Контрольно-оценочный блок.
Отгадайте загадку.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт
И никуда я не пойду
Покуда он идёт.
- Какие услышали местоимения?
- На каком уроке, и по какой теме мы работали с загадками?
- Почему в загадках много местоимений? - местоимения не называют предмет, а только на него указывают.)
(Обучающиеся отгадывают загадку. Обучающиеся отвечают.
- на уроке литературного чтения.
По теме: «Устное народное творчество».
1. Самостоятельная работа в парах. Прочитайте загадки. В них пропущены местоимения. Впишите пропущенные местоимения и отгадайте загадки.
1) … шипит, а … не трусь
Это белый, белый …
2) В воде … живёт, нет клюва, а клюёт.
3) … бьём исправно каждый час,
А …, друзья не бейте нас!
Самостоятельная работа по упр.174.
- Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.
Оцените товарища по таким критериям:
Всё верно - !
Одна ошибка- +
Две ошибки - ?
Три ошибки - -
2. Самостоятельная работа в группах.
-Ребята, есть ещё более трудные загадки, которые называются шарады.
Учитель раздаёт конверты с заданиями для каждой группы.
-Прочитайте шараду, посовещайтесь и отгадайте слово.
Задание для 1 группы:
Первый слог личное местоимение,
Второй слог вы найдёте в словах: сварщик, пильщик,
а целое – вместилище для чего – нибудь.
(я - щик)
Задание для 2 группы:
Первый слог – личное местоимение.
Второй слог то же, что и несчастье, а вместе обозначают – клеветник, жалобщик …
(я – беда)
Задание для 3 группы:
Первый слог – личное местоимение.
Второй слог – детская болезнь, а целое предмет, удерживающий судно.
(я – корь)
Задание для 4 группы:
Первый слог – личное местоимение.
Второй слог – звук, который издаёт лягушка, а вместе овощ.
( ты-ква)
-Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?
Оцените свою работу на уроке
По какой теме работали?
- Удалось ли решить поставленные задачи?
- Когда могут пригодиться полученные знания?
- Оцените себя по шкале достижений.
Оцените свою работу. Кто работал при помощи учителя, мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – то покажите карточку с местоимением мы. Кто хорошо работал самостоятельно и в группе , часто поднимал руку и правильно отвечал, достиг целей – то возьмите и покажите местоимение я.
(Слайд 10)
и могу это объяснить одноклассникам.
но не уверен, что объясню другому.
Домашнее задание:
1. Вариант (творческое):
– сочинить загадки с местоимениями.
2. Вариант (репродуктивное):
– выполнить в рабочей тетради стр. 101
Упр.173
Слайд № 23
Вставьте местоимения 1) … шипит, а … не трусь Это белый, белый … | Вставьте местоимения 1) … шипит, а … не трусь Это белый, белый … |
Вставьте местоимения 2) В воде … живёт, нет клюва, а клюёт. | Вставьте местоимения 2) В воде … живёт, нет клюва, а клюёт. |
Вставьте местоимения … бьём исправно каждый час, А …, друзья не бейте нас! | Вставьте местоимения … бьём исправно каждый час, А …, друзья не бейте нас! |
Вставьте местоимения 1) … шипит, а … не трусь Это белый, белый … | Вставьте местоимения 1) … шипит, а … не трусь Это белый, белый … |
Вставьте местоимения … бьём исправно каждый час, А …, друзья не бейте нас! | Вставьте местоимения … бьём исправно каждый час, А …, друзья не бейте нас! |
Вставьте местоимения 1) … шипит, а … не трусь Это белый, белый … | Вставьте местоимения 1) … шипит, а … не трусь Это белый, белый … |
Вставьте местоимения 2) В воде … живёт, нет клюва, а клюёт. | Вставьте местоимения 2) В воде … живёт, нет клюва, а клюёт. |
Задание для 1 группы: Первый слог личное местоимение, Второй слог вы найдёте в словах: сварщик, пильщик, а целое – вместилище для чего – нибудь. | Задание для 2 группы: Первый слог – личное местоимение. Второй слог то же, что и несчастье, а вместе обозначают – клеветник, жалобщик … |
Задание для 3 группы: Первый слог – личное местоимение. Второй слог – детская болезнь, а целое предмет, удерживающий судно. | Задание для 4 группы: Первый слог – личное местоимение. Второй слог – звук, который издаёт лягушка, а вместе овощ. |
Задание для 5 группы: Какие личные местоимения, собравшись вместе, подтвердят, что они чистые. | |