СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Части речи"»

Русский язык. 4 класс

Тема урока: Части речи.

Цель: - введение понятия части речи как группы слов с одинаковым общим грамматическим значением.

Задачи: обучающая – познакомить учащихся с различными частями речи, как со словами, имеющими одинаковое общее грамматическое значение;

развивающая – развитие фонематического слуха, развитие познавательной активности  учащихся;

воспитывающая – использовать воспитательные возможности данной темы для повышения культуры учащихся, воспитания чувства любви и уважения к русскому языку, показать богатство и красоту русского языка. 

Планируемые результаты:

Совершенствование навыка классификации частей речи, навыка определения грамматических признаков, навыка нахождения и различения частей речи. Совершенствование фонематического слуха и орфографической зоркости.

Ход урока:


I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Какое сегодня число? Продиктуйте, пожалуйста, по слогам, а я запишу. На что нужно обратить внимание? Какие орфограммы нам встретились?


II. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.


Человек, хозяин, хозяйство, горизонт, комбайнёр, багаж, календарь, прекрасный, библиотекарь, шофёр, корабль, костюм, железо, пассажирский, билет.


Сильный ученик выходит к доске, получает от учителя карточку со словами, диктует классу. Самопроверка. Затем учитель выборочно называет учащихся, которые читают слова по порядку и называют орфограммы, написание которых нужно запомнить в каждом слове.


III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Ребята, а что же мы с вами сейчас записали? ( слова)

Верно, посмотрите, пожалуйста, еще раз на записанные слова и ответьте для себя на вопрос: «Что обозначает каждое слово? Одинаковы ли они по значению?» (Нет, 13 слов обозначают предмет, а 2 - признак предмета)

А что еще могут обозначать слова? (количество или порядок предметов при счете, действие или состояние предмета, указывать на предмет, но не называть его)

Как вы думаете, какие же задачи сегодня стоят перед нами на уроке? ( повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи)


IV. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ

Ребята, мы с вами записали несколько слов, а есть еще другие слова в нашем языке? Конечно, и слов этих очень – очень много!


Презентация


Давным – давно появились на свете СЛОВА… Было их очень много, и все они были очень разные: длинные и короткие, большие и маленькие, грустные и веселые, самостоятельные и служебные… Одни слова – обозначали предмет, другие называли его, третьи - называли признаки…. Им всем хотелось жить в мире и согласии. И решили они тогда основать город – Частереченск. Городок был небольшой, но очень уютный и красивый. И было в этом городе десять домов. Некоторые дома были огромные, высокие, многоэтажные, а некоторые были совсем небольшие, но в каждом из них царила гармония. Жители соседних домов дружили и помогали друг другу, работали вместе.

В дома слова заселялись не просто так. В каждый дом заезжали только те слова, которые обладали особенными общими признаками. И у каждого дома эти признаки были свои.


Давайте немного отдохнем, а затем пройдемся по городу, рассмотрим дома и познакомимся с их жителями.

VI.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


VII. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ (продолжение)


На первом большом доме, который встретился на нашем пути, висит табличка «Имя существительное». Как вы думаете, что за слова там живут, какой части речи? Конечно, имена существительные! А как же словам понять, что они существительные, что им в этот дом заселяться? Нужно, чтобы у этих слов были все признаки существительного. А какие именно – мы сейчас с вами и вспомним…


На какие две большие группы мы можем разделить все части речи? (самостоятельные и служебные)

Какие самостоятельные части речи мы уже знаем? А служебные?

Верно! Для начала, определим с вами, по каким пунктам вообще мы можем различить самостоятельные части речи?

(устное обсуждение, затем учащиеся получают листы с таблицами).



Значение

Вопрос

Признаки (постоянные/ непостоянные)

Суффиксы

Роль в предложении



Теперь вернемся к нашим существительным (устное обсуждение каждого пункта и заполнение таблиц; учитель заполняет таблицу в презентации одновременно с учашимися) слайд 4

Молодцы!

На следующем доме, который встретился нам в Частереченске, висит табличка «Имя прилагательное». Как вы уже поняли, живут там прилагательные. Давайте заполним таблицу и для прилагательных (устное обсуждение каждого пункта и заполнение таблицы) слайд 5.

Замечательно! На сегодня мы заканчиваем путешествие по Частереченску, вернемся сюда завтра!


VIII. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Итак, мы с вами вспомнили признаки существительного и прилагательного.

Выполним упр. 114.Запишите предложения.

Используя нашу таблицу, докажите, что перед нами существительные и прилагательные.


IX. РЕФЛЕКСИЯ.

Какая еще часть речи встретилась нам в упражнении?(глагол) Верно! Об этой части речи мы поговорим завтра.

Выполнили мы задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

Какой материал вызвал сегодня трудности?


X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


1)Выполнить морфологический разбор 1 существительного и 1 прилагательного из словарного диктанта;

2)упр. 115 стр. 69 – устно




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!