Тема урока: Дифференциация твёрдых и мягких согласных
Задачи: обобщить и закрепить знания обучающихся о способах обозначения мягких и твёрдых согласных на письме; развивать фонематический слух и восприятие, орфографическую зоркость.
Оборудование: таблица, карточки со слогами, рисунки с изображением камня и подушки.
Ход урока
Организационный момент.
Проверяй скорей, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
II. Минутка чистописания.
– В каждом из данных слов пропущена одинаковая буква .
(В первом слове спряталась рыба с усами, второе – красивая зимующая птичка, третье- однозначное число.)
– Какая это буква? (Буква «с».)
- Давайте, с одним из этих слов, составим предложение. (Синичка села на сирень.)
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель демонстрирует таблицу:
Детям раздаются гласные буквы. Учитель предлагает разместить их в таблицу. Под синим кружком гласные, которые «превращают» согласные в твёрдые, под зеленым - гласные, которые «превращают» согласные в мягкие.
От чего зависит мягкость и твёрдость согласных? (Мягкость и твёрдость согласных зависит от следующих за ними гласных букв.)
– Какие буквы обозначают мягкость согласных?
Мягкость согласных обозначают буквы и, е, ё, ю, я |
– При каком условии буквы «И», «Е», «Ё», «Ю», «Я» обозначают мягкость согласных? (Буквы «И», «Е», «Ё», «Ю», «Я» указывают на мягкость согласных, если стоят после них.)
– Какие буквы обозначают твёрдость согласных?
Твёрдость согласных обозначают буквы ы, о, у, а, э |
– Запомните эти правила!
IV. Дифференциация твёрдых и мягких согласных.
– Учитель делит доску на две половинки. На одной части доски крепится рисунок с изображением камня, на другой – рисунок с изображением подушки (символы твёрдости и мягкости). Вызванный к доске ученик, получив набор слогов, располагает их на доске таким образом, чтобы под изображением камня оказались слоги, которые начинаются с твёрдого согласного звука, а под изображением подушки – с мягкого согласного.
V. Физкультминутка
– Слушайте слова, которые я буду произносить. Если я назову слово, в котором есть мягкий согласный, вы хлопаете в ладоши; если в слове нет мягких согласных –тишина.
Мама, миля, пена, свет, дорога, канат, суп, лес, флот, Нина, мыл, мял, мал, мил, пили, стол…
VI. Знакомство с новыми словами из словаря.
Учитель крепит на доску предметные картинки с изображение стакана, кастрюли, ложки, чашки.
– Посмотрите на данный ряд картинок. Каким одним словом можем заметить? (Посуда.)
– Запишите это слово в тетрадь.
– Что обозначает слово «посуда»? (Посуда – хозяйственная утварь для приготовления и подачи в ней пищи, для хранения припасов.)
Звукобуквенный анализ слова посуда. Постановка ударения. Деление слова на слоги и для переноса.
– Назовите предмет посуды, из которого мы едим суп, второе. (Тарелка.)
– Что такое тарелка? (Тарелка – столовая посуда обычно круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном.)
Звукобуквенный анализ.
Чтение слова по карточке.
Запись слова в тетрадь. Буквенный анализ. Постановка ударения. Деление слова на слоги и для переноса.
Составление и запись предложений со словами тарелка и посуда.
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме? Будут ли гласные Е, Ё, И, ю, я обозначать мягкость согласных, если они стоят в начале слова?
– Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных на письме?
- Оцените себя и свою работу на уроке по листу самооценки.
! МОЛОДЕЦ, ВСЁ ВЫПОЛНЕНО ВЕРНО + ЕСТЬ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ, НО В ЦЕЛОМ ВЕРНО - МНОГО ОШИБОК, МАТЕРИАЛ НЕ ПОНЯТ, НУЖНА ПОМОЩЬ |
- Спасибо за работу. Урок окончен.
Домашнее задание: стр. 81 упр.11