Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивирование на учебную деятельность | Приветствует детей. Всем ребятам дан звонок. Он собрал нас на урок. Встанем, подравняемся, С трудностями справимся. - Откройте тетради и запишите число и классная работа. (учитель пишет на доске). | Приветствуют учителя. Садятся за парты. - Пишут в тетради число и классная работа. | Регулятивные: использовать речь для регу-ляции своего действия. |
2. Актуализация знаний. | - Ребята, вспомните, из чего состоит наша речь? - Сколько значений может быть у слова? - Где мы можем узнать, уточнить значение слова? Послушайте историю из книги К.Чуковского «От двух до пяти». Про какие же значения говорится в этом рассказе? «Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето. -Скоро, ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться: - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..» Ребята, ответьте на вопросы: -Почему Светлана не увидела лета? -Что имела ввиду мама Светы? -Почему девочка не поняла маму? А вы, слышали когда- нибудь такое выражение? -Как вы думаете, что оно обозначает? -А можно ли заменить его, одним словом? Каким? | Речь состоит из предложений. А предложения - из слов. Слово может иметь несколько значений. Значение слова можно узнать, уточнить в толковом словаре. Очень скоро. Быстро. | |
2. Выявление места и причины затруднения | - (Слайд 2) Ребята, посмотрите на экран и прочитайте слова: Синонимы Фразеологизмы Антонимы - Какое слово лишнее? - Почему? - А что такое синонимы? - Что такое антонимы? | - Читают слова. - Фразеологизмы. - Потому что мы его не знаем. - Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы и очень близки (метель, вью-га, пурга…). - Антонимы – это слова, противоположные по смыслу (холод-но – жарко, добрый – злой). | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; Познавательные: применять правила и пользоваться инструкция-ми; решать проблемы; передавать информацию устным и письменным спо-собом; развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ. |
3. Построение проекта решения проблемы. (Сообщение темы и цели урока) | - Скажите, как вы думаете, какая тема урока? - Верно (Слайд 3). - Какую цель урока мы поставим? | - Фразеологизмы. - Мы должны изучить, что такое фразеологизмы и научиться находить их в тексте. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регу-ляции своего действия; Познавательные: Передавать информацию устным и письменным спо-собом. |
5. Реализация проекта. | - Откройте учебники на странице 49-ой. Найдите оранжевую рамочку и прочитайте про себя, что же такое фразеологизмы. - Что такое фразеологизмы? (Спрашивает одного ученика). - Как вы думаете, что обозначает фразеологизм «Брать на буксир»? - А что обозначает фразеологизм «Висеть на телефоне»? - А вот давайте откроем фразеологический словарь на стр. 157-ой и найдём толкование этих выражений и посмотрим, правильно ли вы сказали (Слайд 4), слова на экране: Брать на буксир, и Висеть на телефоне. - Найдите их и прочитайте про себя. Кто прочитает, сядьте правильно, чтобы я видела, что вы готовы ответить. - Что значит «Брать на буксир»? - Что значит «Висеть на телефоне»? - (Слайд 5). Выпишите эти фразеологизмы и их значения в тетрадь. | Открывают учебники и читают определение. Читает один ученик: - …Это устойчивые сочетания слов, в которых нельзя заме-нить или пропустить какое либо слово, иначе изменится весь смысл. Например «ни свет ни заря означает - рано, до рассвета». Высказывают предположения. Высказывают предположения. Открывают словарь в конце учебника и ищут толкование фразеологизмов. Читают про себя. - …Это означает – помогать отстающему. - …Это означает – Часто и долго говорить по телефону. Пишут в тетради. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регу-ляции своего действия; выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкция-ми; ставить, формулировать и решать проблемы; передавать информацию устным и письменным спо-собом; развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения; адекватно оценивать собст венное поведение. |
- Молодцы. Вернёмся на страницу 49-ую и посмотрим упражнение 83-тье. Прочитайте. - Кто из вас знает, кого называют словом Тапир? - (Слайд 6) – Тапир это млекопитающее с вытянутыми в хобот губами и носом. Этим он чем-то напоминает слона. Длина его тела может достигать 2х метров. - Скажите, а что обозначает выражение «Повесил нос»? - Верно. Это выражение имеет переносное значение «Расстроился». - Оно употреблено в прямом или в переносном значении? - Почему? - Такие сочетания слов, как «Повесил нос», «Ни свет не заря» и так далее, называются устойчивыми выражениями. Их очень много. ФИЗМИНУТКА. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся. Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. | Читает один ученик: Тапир навек повесил нос, Грустит он об одном: Он собирался стать слоном. Да так и не дорос… Высказывают предположения. - Расстроился, приуныл… - В переносном. - Потому что это фразеологизм. | |
6. Первичное закрепление | - Переверните страницу и найдите упр. 86-ое. Нужно прочитать и объяснить значение выделенных устойчивых сочетаний слов. А как по-другому называют эти сочетания? - Прочитайте предложение под номером 1. - Что значит «Во весь дух»? - Второе предложение. - Что значит «Душа в пятки»? - Следующее предложение. - Что значит «Вверх тормашками»? - И последнее предложение. - Что значит «Куда глаза глядят»? - Выпишите любые два предложения в тетрадь. | - Фразеологизмы. Читает вслух ученик. - Быстро. Читает вслух ученик. - Сильно испугался, испугался до смерти. Читает вслух ученик. - Вверх ногами. Читает вслух ученик. - Идти, куда видишь, идти вперед. Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь. | Регулятивные: использовать речь для регу-ляции своего действия; выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; ставить, формулировать и решать проблемы; развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. Коммуникативные: адекватно оценивать собст-венное поведение. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Найдите упр. 85-ое. Прочитайте фразеологизмы про себя. Гладить по голове унывать Падать духом быстро Надуть губы хвалить Во все лопатки мало Ломать голову думать Рукой подать обидеться Капля в море близко - Как вы думаете, какое слово из правого столбика объясняет фразеологизм «Гладить по голове»? - Верно. Выберите из правого столбика слова, которые объясняют эти фразеологизмы и выпишите их парами, как на образце. Нашли образец? - Выражение «Падать духом» писать не нужно. Оно уже разобрано в учебнике. Приступайте. Проверка по эталону: - Посмотрите на доску (Слайд 7) – у вас получилось так же как у меня? - Посмотрите на рисунок рядом со столбиками. Что там изображено? - Что делает мальчик? - Какому фразеологизму соответствует рисунок? - Верно, она подходит к нескольким выражениям. Кажется, что мальчик думает, но может он обиделся на кого-то, или, возможно, он расстроился. - А теперь самостоятельно в тетради составьте любое предложение с одним из этих фразеологизмов. - Посмотрите на доску, (Слайд 8) это моё предложение, которое я составила: «От школы до моего дома рукой подать». - Прочитайте мне предложения, которые составили вы. Самостоятельная работа на оценку: (Слайд 9). - Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. На столах у вас карточки с заданием. Подпишите свою фамилию вверху карточки. Вам нужно среди этих фраз найти фразеологизмы и подчеркнуть их одной линией. Всем понятно? Приступайте. Собирает карточки для проверки. | Читают фразеологизмы. - Хвалить. - Нашли. Выполняют см. в тетради. Сравнивают свою работу. Смотрят на рисунок. - Мальчик изображен. - Думает, грустит… - «Ломать голову», «Надуть губы», «Падать духом». Составляют предложение самостоятельно в тетради. Смотрят на доску. Несколько учеников читают свои предложения. Слушают задание. - Да. (Выполняют см. работу.) | Регулятивные: выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации. Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ. |
8. Подведение итогов. Рефлексия | - Скажите, какая была тема урока? - Что такое фразеологизмы? - Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное? - Почему? - Например? | - Фразеологизмы. - Устойчивые сочетания слов. - Переносное. - Потому что иногда фразеологизмы не понятные, а их прямое значение простое и понятное. - Ломать голову – думать. | Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение. |
9. Домашнее задание | - Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание. (Слайд 11). Стр. (50) пятидесятой, упр. 87-ое. Вам нужно будет вставить пропущенные буквы в слова и найди и подчеркнуть устойчивые словосочетания – что такое устойчивые словосочетания? -До свидания. | - Фразеологизмы. | Регулятивные: выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации. |