Тема урока: Имя существительное как часть речи.
Цель урока:
-дать глубокое представление об имени существительном как части речи.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- учащиеся научатся находить в тексте имена существительные и распознавать вопросы, на которые они отвечают.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- принимать и понимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- выполнять учебные действия на основе алгоритма;
- анализировать собственную работу.
Познавательные УУД:
- развивать умения осознанно строить речевые высказывания в устной форме;
- извлекать информацию из текстов;
Коммуникативные УУД:
- развивать умения слушать и понимать других; работать в парах;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый
Мы урок начать готовы!
А к чему мы всегда готовы на уроке русского языка?
(Мы готовы узнать что-то новое, готовы писать красиво и правильно, готовы думать, отвечать).
-Зачем нам нужны знания русского языка?
(Чтобы быть грамотными и полезными Родине людьми).
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
Сядьте правильно, положите тетрадь с наклоном.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь
- Открываем тетради, отступаем одну строчку от своей работы или от прописанных мною образцов, записываем число, классная работа.
Для шипенья хороша
В алфавите буква ...
- Сегодня мы будем повторять письмо букв Ш,ш
-Вспомним написание буквы.
-Дайте информацию о звуке, который обозначает буква «ша» (согл., глух,парн, твёрд, непарн.).
- Пропишите в тетради образцы.
Словарную работу сегодня проведём в виде диктанта. Откройте словарики, повторите словарные слова. Будьте очень внимательны при написании и соблюдайте правила написания букв. Не забудьте выделять орфограммы и ставить ударения.
Лягушка, товарищ, щавель, сапог, вдруг, завод, прощай, метель, обезьяна, скоро.
Проверили. Сдали.
3.Актуализация опорных знаний.
-Ребята, при помощи чего мы общаемся? (При помощи речи.)Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома (какие?), а из чего состоит наша речь? (Из частей речи.) На прошлом уроке мы говорили, что все слова, даже самые маленькие, относятся к какой-либо части речи. Что такое части речи?(правило по учебнику). Какие части речи мы называли на прошлом уроке и учились находить их в тексте?
4.Постановка темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомиться поближе с одной из частей речи, узнаем о ней все и научимся находить её среди других частей речи.
Но, что это за часть речи ,мы узнаем, когда отгадаем загадку.
Люблю я очень называть
В грамматике предметы.
И на вопросы отвечать.
Ведь я сама –ответы!
Вопросы эти «Кто?» и «Что?
Без них не может жить никто!
А кто на них дает ответ
Тот называет вам предмет.
Кто узнал о какой части речи идет речь?
-Правильно! Это имя существительное.
-А как вы его узнали?
-Что вы знаете об имени существительном?(Обратить внимание на новую наглядность на доске)
-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Какую цель поставим перед собой? Обратимся к справочнику:
5. Работа по теме урока. Открытие нового знания.
Работа по учебнику стр. 44, упр. 74.(работа с рисунками).
Обсуждение: Как одним словом назвать то, что изображено на рисунках?
Поставьте вопрос и назовите каждый предмет словом.
К какой части речи относятся названные слова?
Сформулируйте правило « Что такое имя существительное?»
( ответы детей)
- Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Прочитайте правило от тетушки Совы на с .45.
- Приведите свои примеры имен существительных.
Выполнение письменного задания упражнения .Один ученик у доски. Коллективная проверка. Во всех словах выделяем изученные орфограммы!
6. Физкультминутка
Дети встают, выходят из-за стола и выполняют действия, противоположные действиям, которые выполнит взрослый:
опустить руки - поднять;
открыть рот - закрыть;
согнуть руки - распрямить и т. д.
7. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.
Слайд. Подчеркните в полученных предложениях главные члены. Устно дать характеристику (по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов).
Самостоятельная работа. Цветной диктант (закрасить колонки с существительными в зелёный цвет). Взаимопроверка.
платье | красивая | пишет | спит | врач |
бежать | роза | вечерний | кошка | учить |
зелёное | ехал | весна | вежливая | старая |
8. Домашнее задание.
стр. 45, учить правило, учить правило в «Копилке», упр. 75
9. Итог урока.
- Какую часть речи вы научились распознавать?
- Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?
- Что было трудным на уроке?
10.Рефлексия.
Приём «Зажги лампочку» (если всё было понятно на уроке – «зажигаем» зелёную лампочку на доске, если остались вопросы – красную).
- Спасибо за работу. Урок окончен.