СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределённо-личные предложения".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределённо-личные предложения".»

Тема урока: Неопределённо-личные предложения.

Цели урока: специальные – 1) познавательные: сформировать представление о неопределенно-личных предложениях;

2) практические: а) отработать на практике «узнавание» и применение предложений такого типа; б) показать на примере различных типов речи использование неопределенно-личных предложений.

общепредметные – 1) воспитательные: воспитание любви к родному языку; 2)развивающие: развитие умений применять новые знания.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование: записи на доске, компьютер, презентация для учащихся; раздаточный материал: карточки с заданиями.

Литература:

План урока

1. Оргмомент

2. Проверка письменного домашнего задания

3. Психологическая подготовка к изучению нового материала

4. Объяснение нового материала

5. Первичное закрепление материала

6. Домашнее задание

7. Подведение итогов урока





Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся

1)Оргмомент.

- Здравствуйте дети, садитесь. Дежурный, назовите, пожалуйста, отсутствующих. Спасибо.

-Начать наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием».

2)Проверка письменного домашнего задания.

- Ребята, на дом вам было задано упражнение №200, в котором нужно было преобразовать данные односоставные определённо-личные предложения в двусоставные, вводя в них подлежащее, которое выражено личным местоиме-нием и объяснить подчеркнутые орфограммы. Также вам надо было определить, какие предложения звучат лаконично и почему.

- Начинаем проверять предложения по цепочке, начиная с Сони. Все внимательно слушают и если есть ошибки, то исправляют их. В конце урока я у всех соберу тетради с домашним заданием на проверку, будьте внимательны. Соня, начинай комментировать первое предложение.




-Настя, продолжай.






- Люда, следующее предложение.





-Лиза, продолжай.


- И последнее предложение проко-мментирует Марина.




- Ребята, теперь ответьте на вопрос. Какие предложения звучат лаконично и почему.

Пожалуйста, Света, отвечай.





3)Психологическая подготовка к изуче-нию нового материала.

- Теперь давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число, «Классная работа». Тему урока мы сформулируем позже, оставьте место.

- Ребята, с каким типом односоставных предложений мы познакомились на прошлом уроке?

-Какие предложения называются определённо-личными?




- Обязательно ли подлежащее в таких предложениях?

-Почему?




-Правильно.

-Теперь ребята, обратите внимание на слайд. Прочитайте предложение.

(Ведут ко мне коня.)

– Найдите главные члены предложения.


-Чем выражено сказуемое?



- Верно. Теперь обратимся ко второму предложению.

(Потом его в степи без чувств нашли.)

– Найдите сказуемое. Чем выражено?



– Важны ли в этих предложениях действующие лица?

-Верно. В таких предложениях важно само действие и в них не бывает подлежащего.

4) Объяснение нового материала.

- Исходя из данных примеров запишем нашу новую тему урока. Вы у себя в тетрадях, а я на доске. «Неопределенно-личные предложения».

- Теперь обратимся к чтению теоретического материала на стр.224, §182 . Алина, прочти вслух.

- Итак, ребята, давайте ответим на вопрос, опираясь на данный параграф. Какие предложения называются неопре-деленно-личными?



-Верно. Марина, опираясь на материал параграфа, приведи примеры таких предложений.

-Молодец!


- Ребята, запишите в тетрадях следующие тезисы, и выучите их наизусть.

1) Главный член неопределенно-личного предложения выражен глаголом в форме 3-го лица, множественного числа, прошедшего времени.

2) Главный член неопределенного-личного предложения выражен в форме 3-его лица, множественного числа, настоящего или будущего времени.

3) Неопределённо-личные предложение могут иметь обобщённое значение, особенно в пословицах, афоризма, поэтической речи, а также в предложениях, содержащих различные инструкции , этические нормы. ( По одежке встречают, по уму провожают.)

- Данный факт всегда поможет вам определить, что это предложение неопределенно-личное.

5. Первичное закрепление материала.

- Ребята, теперь под диктовку запишите предложения.

Схоронили его за Москвой-рекой.

И бугор земли сырой тут насыпали.

И кленовый крест тут поставили.

- Эти строчки из «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - русский поэт, прозаик, драматург, художник.

- Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества, а многие из них стали народными песнями.

- Ребята, вам надо охарактеризовать предложение по составу грамматической основы и определить способ выражения сказуемого. Первое предложение я разберу вместе с вами.

- 1) Схоронили его за Москвой-рекой. Подлежащее в данном предложении отсутствует, сказуемое – схоронили. Таким образом, предложение односоставное, неопределённо-личное. Способ выражения сказуемого - мно-жественное число, прошедшее время.

- Следующее предложение про-комментирует Саша.






- Молодец! Продолжит Лиза.



- Хорошо. Теперь обратимся к упражнению №209 на странице 90. Вам нужно преобразовать предложения в неопределённо-личные, объяснить разни-цу в значениях этих предложений. В неопределённо-личных предложениях также вам надо подчеркнуть сказуемое и обозначить какой- формой глагола он выражен. Света, иди к доске.

- Ребята, попробуете сделать самостоятельно, не опираясь на доску.










- Молодец, всё верно. Присаживайся на своё место.

- Ребята, а теперь ответьте на вопрос. В чем разница в значениях этих предложений и предложений в упражнении?





- Всё верно. Теперь обратимся к упражнению №210. Вам нужно составить и записать предложения с данными глаголами, употребляя различные формы времени этих глаголов. (передать, писать, показать, услышать, построить). Используйте также слова справа (ландшафт, панорама, перспектива, масштаб). Лёша, иди к доске. Ребята, вы у себя в тетрадках записывайте свои примеры, которые мы в дальнейшем зачитаем.








- Молодец! Лёша, а как проверить, какая безударная гласная пишется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом

-л-?


- Хорошо. Присаживайся на своё место. Кто хочет прочитать свои примеры?







- Отличные примеры!

- Ребята, я увидела, что вы усвоили материал. Теперь попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. Запишите у себя в столбик 5 цифр в колонку. И напротив каждой цифры вы будете писать какой тип односоставного предложения в том или ином предложении.

1. Герасиму отвели под кухней коморку.

2. Изредка выводили медведей пред окна барского дома.

3. Смелей дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд.

4. Зимой свет зажигают рано.

5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.

(На доске нужно написать критерии оценок. 1 ошибка – «4» , 2 ошибки – «3», 3-4 ошибки – «2. В конце теста ученики должны обменяться работами (взаимопроверка).

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

6) Домашнее задание.

- Теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание (Учитель записал его еще до начала урока в правом верхнем углу доски).

- Итак, дома выучить §182, повторить §180-181. Упр. 208.

- Откройте свои учебники и посмотрите на заданное упражнение. Вам нужно прочитать отрывок из рассказа И.С.Соколова-Микитова «Липа». Выписать из него определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Также нужно объяснить подчеркнутые орфограммы. Устно ответьте на вопрос почему в тексте используются односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения.

- Всем понятна задача, что нужно сделать в данном упражнении?

7) Подведение итогов урока.

- Давайте подведём итоги нашего урока.

Выставление оценок

- Сегодня на уроке вы отлично работали. Особенно активные были следующие ученики: Соня, Люда, Марина, Света, Лёша. Ваши ответы были полные, аргументированные, вы не допускали грубых ошибок. За работу на уроке я ставлю вам 5. Саша и Аня тоже работали хорошо! На следующем уроке я вас еще поспрашиваю и поставлю итоговую оценку.

- Итак, ребята, давайте еще раз закрепим пройденный материал.

-Скажите мне, каково отличие неопределенно-личных предложений от определенно- личных предложений?




- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодо- левали?

- Ребята, спасибо за активную работу! Урок окончен. До свидания!



























Соня: 1) Я знаю, как важно чётко представлять ( приставки прид- не бывает, предстАвить) себе маршрут будущего путешествия.

Настя: 2) Мы загружаем лодку. Поверх (наречия, образованные от существи-тельных типа верх, низ, даль, высь с предлогом пишутся слитно) мы натягиваем брезент. Мы увязываем (увязЫВАю) верёвками груз.

Люда: 3) Я вижу вдали (наречия, образованные от существительных типа верх, низ, даль, высь с предлогом пишутся слитно) у самого горизонта зубчатую стену леса.

Лиза: 4) В ночь мы станем (I спр.) на якорь городского причала.

Марина: 5) Я люблю осеннее ненастье. Я люблю наперекор (наречие, пишется слитно) дождю и мокрому снегу шагать по раскисшим (приставка рас-) дорогам, по сырой листве.

Света: Более лаконично звукчат односоставные предложения, так как в них удаётся избежать ненужного повторения действующего лица, которого и так легко определяется по форме глагола-сказуемого.









Марина: с определённо-личными предло-жениями.

Света: Определенно-личными назы-ваются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо (Утром встаю в 7 часов.)

Люда: Нет


Люда: Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число

местоимений (я, ты, мы, вы).






Света: Ведут

Соня: Глаголом в форме 3 лица, множественного лица, настоящего времени.




Лиза: Нашли. Выражено глаголом в форме множественного числа, прошедшего времени.

Настя: нет.











Алина читает.


Лиза: Неопределенно-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван отдельным слово и мыслится как неопределённое лицо.

Марина: Сообщили о резком похолодании. В посёлке строят новую школу. Её привезли с моря.
























































Саша: 2) И бугор земли сырой тут насыпали.

Подлежащее в предложении отсуствует, сказуемое – насыпали. Таким образом, предложение односоставное, неопределённо-личное. Способ выражения сказуемого – множественное число, прошедшее время.

Лиза: 3) И кленовый крест тут поставили.

Подлежащее здесь отсуствует, сказуемое – поставили. Данное предложение односоставное, неопределенно-личное. Способ выражения сказуемого – множественное число, прошедшее время.











Света: 1) По радио сообщили (изъявит.наклонение, прош.вр., мн.ч.) о новом эксперименте ученых в космосе.

2) В двадцатом веке изобрели (изъявит.наклонение, прош.вр., мн.ч.) радио, открыли (изъявит.наклонение, прош.вр., мн.ч.) стороение атомного ядра.

3) В Москве радушно встречали (изъявит.наклонение, прош.вр., мн.ч.) участников велопробега.






Саша: В отличие от двусоставных предложений, в неопределённо-личных предложениях неизвестен деятель и логическое ударения падает на действие, то есть на сказуемое.












Лёша: 1) На Арбате пишут (3-е лицо, наст.время, мн.ч.) разные картины, в том числе ландшафты и панорамы города.

2) Масштаб мероприятия передали (3-е лицо, прош.вр., мн.ч.) чётко.

3) Скоро по радио услышат (3 лицо, будущее время, мн.ч.) о перспективах расширения строительства.



Лёша: В глаголах в форме прош.вр. перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве перед -ть. (видел-видеть).


Аня: На уроке изобразительного искусства показывали ландшафты и панорамы нашего города.

На географии нам говорили про масштаб карты.

Скоро по телевидению услышат о перспективах будущего образования.





















- Дети отвечают на вопросы теста. Меняются тетрадками, выставляют друг другу оценки.





















- Дети отвечают. (Всем понятно, как работать с данным упражнением).


















Саша: В определенно-личных сказуемое выражено глаголом

в форме 1-го или 2-го лица, а в неопределённо-личных – 3 лица.


- Дети отвечают.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!