1)Оргмомент. - Здравствуйте дети, садитесь. Дежурный, назовите, пожалуйста, отсутствующих. Спасибо. -Начать наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием». 2)Проверка письменного домашнего задания. - Ребята, на дом вам было задано упражнение №200, в котором нужно было преобразовать данные односоставные определённо-личные предложения в двусоставные, вводя в них подлежащее, которое выражено личным местоиме-нием и объяснить подчеркнутые орфограммы. Также вам надо было определить, какие предложения звучат лаконично и почему. - Начинаем проверять предложения по цепочке, начиная с Сони. Все внимательно слушают и если есть ошибки, то исправляют их. В конце урока я у всех соберу тетради с домашним заданием на проверку, будьте внимательны. Соня, начинай комментировать первое предложение. -Настя, продолжай. - Люда, следующее предложение. -Лиза, продолжай. - И последнее предложение проко-мментирует Марина. - Ребята, теперь ответьте на вопрос. Какие предложения звучат лаконично и почему. Пожалуйста, Света, отвечай. 3)Психологическая подготовка к изуче-нию нового материала. - Теперь давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число, «Классная работа». Тему урока мы сформулируем позже, оставьте место. - Ребята, с каким типом односоставных предложений мы познакомились на прошлом уроке? -Какие предложения называются определённо-личными? - Обязательно ли подлежащее в таких предложениях? -Почему? -Правильно. -Теперь ребята, обратите внимание на слайд. Прочитайте предложение. (Ведут ко мне коня.) – Найдите главные члены предложения. -Чем выражено сказуемое? - Верно. Теперь обратимся ко второму предложению. (Потом его в степи без чувств нашли.) – Найдите сказуемое. Чем выражено? – Важны ли в этих предложениях действующие лица? -Верно. В таких предложениях важно само действие и в них не бывает подлежащего. 4) Объяснение нового материала. - Исходя из данных примеров запишем нашу новую тему урока. Вы у себя в тетрадях, а я на доске. «Неопределенно-личные предложения». - Теперь обратимся к чтению теоретического материала на стр.224, §182 . Алина, прочти вслух. - Итак, ребята, давайте ответим на вопрос, опираясь на данный параграф. Какие предложения называются неопре-деленно-личными? -Верно. Марина, опираясь на материал параграфа, приведи примеры таких предложений. -Молодец! - Ребята, запишите в тетрадях следующие тезисы, и выучите их наизусть. 1) Главный член неопределенно-личного предложения выражен глаголом в форме 3-го лица, множественного числа, прошедшего времени. 2) Главный член неопределенного-личного предложения выражен в форме 3-его лица, множественного числа, настоящего или будущего времени. 3) Неопределённо-личные предложение могут иметь обобщённое значение, особенно в пословицах, афоризма, поэтической речи, а также в предложениях, содержащих различные инструкции , этические нормы. ( По одежке встречают, по уму провожают.) - Данный факт всегда поможет вам определить, что это предложение неопределенно-личное. 5. Первичное закрепление материала. - Ребята, теперь под диктовку запишите предложения. Схоронили его за Москвой-рекой. И бугор земли сырой тут насыпали. И кленовый крест тут поставили. - Эти строчки из «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. - Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества, а многие из них стали народными песнями. - Ребята, вам надо охарактеризовать предложение по составу грамматической основы и определить способ выражения сказуемого. Первое предложение я разберу вместе с вами. - 1) Схоронили его за Москвой-рекой. Подлежащее в данном предложении отсутствует, сказуемое – схоронили. Таким образом, предложение односоставное, неопределённо-личное. Способ выражения сказуемого - мно-жественное число, прошедшее время. - Следующее предложение про-комментирует Саша. - Молодец! Продолжит Лиза. - Хорошо. Теперь обратимся к упражнению №209 на странице 90. Вам нужно преобразовать предложения в неопределённо-личные, объяснить разни-цу в значениях этих предложений. В неопределённо-личных предложениях также вам надо подчеркнуть сказуемое и обозначить какой- формой глагола он выражен. Света, иди к доске. - Ребята, попробуете сделать самостоятельно, не опираясь на доску. - Молодец, всё верно. Присаживайся на своё место. - Ребята, а теперь ответьте на вопрос. В чем разница в значениях этих предложений и предложений в упражнении? - Всё верно. Теперь обратимся к упражнению №210. Вам нужно составить и записать предложения с данными глаголами, употребляя различные формы времени этих глаголов. (передать, писать, показать, услышать, построить). Используйте также слова справа (ландшафт, панорама, перспектива, масштаб). Лёша, иди к доске. Ребята, вы у себя в тетрадках записывайте свои примеры, которые мы в дальнейшем зачитаем. - Молодец! Лёша, а как проверить, какая безударная гласная пишется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л-? - Хорошо. Присаживайся на своё место. Кто хочет прочитать свои примеры? - Отличные примеры! - Ребята, я увидела, что вы усвоили материал. Теперь попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. Запишите у себя в столбик 5 цифр в колонку. И напротив каждой цифры вы будете писать какой тип односоставного предложения в том или ином предложении. 1. Герасиму отвели под кухней коморку. 2. Изредка выводили медведей пред окна барского дома. 3. Смелей дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд. 4. Зимой свет зажигают рано. 5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (На доске нужно написать критерии оценок. 1 ошибка – «4» , 2 ошибки – «3», 3-4 ошибки – «2. В конце теста ученики должны обменяться работами (взаимопроверка). - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. 6) Домашнее задание. - Теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание (Учитель записал его еще до начала урока в правом верхнем углу доски). - Итак, дома выучить §182, повторить §180-181. Упр. 208. - Откройте свои учебники и посмотрите на заданное упражнение. Вам нужно прочитать отрывок из рассказа И.С.Соколова-Микитова «Липа». Выписать из него определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Также нужно объяснить подчеркнутые орфограммы. Устно ответьте на вопрос почему в тексте используются односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения. - Всем понятна задача, что нужно сделать в данном упражнении? 7) Подведение итогов урока. - Давайте подведём итоги нашего урока. • Выставление оценок - Сегодня на уроке вы отлично работали. Особенно активные были следующие ученики: Соня, Люда, Марина, Света, Лёша. Ваши ответы были полные, аргументированные, вы не допускали грубых ошибок. За работу на уроке я ставлю вам 5. Саша и Аня тоже работали хорошо! На следующем уроке я вас еще поспрашиваю и поставлю итоговую оценку. - Итак, ребята, давайте еще раз закрепим пройденный материал. -Скажите мне, каково отличие неопределенно-личных предложений от определенно- личных предложений? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодо- левали? - Ребята, спасибо за активную работу! Урок окончен. До свидания! | Соня: 1) Я знаю, как важно чётко представлять ( приставки прид- не бывает, предстАвить) себе маршрут будущего путешествия. Настя: 2) Мы загружаем лодку. Поверх (наречия, образованные от существи-тельных типа верх, низ, даль, высь с предлогом пишутся слитно) мы натягиваем брезент. Мы увязываем (увязЫВАю) верёвками груз. Люда: 3) Я вижу вдали (наречия, образованные от существительных типа верх, низ, даль, высь с предлогом пишутся слитно) у самого горизонта зубчатую стену леса. Лиза: 4) В ночь мы станем (I спр.) на якорь городского причала. Марина: 5) Я люблю осеннее ненастье. Я люблю наперекор (наречие, пишется слитно) дождю и мокрому снегу шагать по раскисшим (приставка рас-) дорогам, по сырой листве. Света: Более лаконично звукчат односоставные предложения, так как в них удаётся избежать ненужного повторения действующего лица, которого и так легко определяется по форме глагола-сказуемого. Марина: с определённо-личными предло-жениями. Света: Определенно-личными назы-ваются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо (Утром встаю в 7 часов.) Люда: Нет Люда: Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы). Света: Ведут Соня: Глаголом в форме 3 лица, множественного лица, настоящего времени. Лиза: Нашли. Выражено глаголом в форме множественного числа, прошедшего времени. Настя: нет. Алина читает. Лиза: Неопределенно-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван отдельным слово и мыслится как неопределённое лицо. Марина: Сообщили о резком похолодании. В посёлке строят новую школу. Её привезли с моря. Саша: 2) И бугор земли сырой тут насыпали. Подлежащее в предложении отсуствует, сказуемое – насыпали. Таким образом, предложение односоставное, неопределённо-личное. Способ выражения сказуемого – множественное число, прошедшее время. Лиза: 3) И кленовый крест тут поставили. Подлежащее здесь отсуствует, сказуемое – поставили. Данное предложение односоставное, неопределенно-личное. Способ выражения сказуемого – множественное число, прошедшее время. Света: 1) По радио сообщили (изъявит.наклонение, прош.вр., мн.ч.) о новом эксперименте ученых в космосе. 2) В двадцатом веке изобрели (изъявит.наклонение, прош.вр., мн.ч.) радио, открыли (изъявит.наклонение, прош.вр., мн.ч.) стороение атомного ядра. 3) В Москве радушно встречали (изъявит.наклонение, прош.вр., мн.ч.) участников велопробега. Саша: В отличие от двусоставных предложений, в неопределённо-личных предложениях неизвестен деятель и логическое ударения падает на действие, то есть на сказуемое. Лёша: 1) На Арбате пишут (3-е лицо, наст.время, мн.ч.) разные картины, в том числе ландшафты и панорамы города. 2) Масштаб мероприятия передали (3-е лицо, прош.вр., мн.ч.) чётко. 3) Скоро по радио услышат (3 лицо, будущее время, мн.ч.) о перспективах расширения строительства. Лёша: В глаголах в форме прош.вр. перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве перед -ть. (видел-видеть). Аня: На уроке изобразительного искусства показывали ландшафты и панорамы нашего города. На географии нам говорили про масштаб карты. Скоро по телевидению услышат о перспективах будущего образования. - Дети отвечают на вопросы теста. Меняются тетрадками, выставляют друг другу оценки. - Дети отвечают. (Всем понятно, как работать с данным упражнением). Саша: В определенно-личных сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица, а в неопределённо-личных – 3 лица. - Дети отвечают. |