Дата_________________
Урок 5 8. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне
Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
Организационный момент
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Лесной, тихо, на, осенью, полянке.
Готовятся, суровой, к, зиме, животные.
Запишите предложения. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Какие безударные гласные можете проверить? (Лесной —лес, поляне — поле, зиме — зимы.)
Какую роль играет мягкий знак в слове осенью? (Это разделительный мягкий знак, так как стоит между согласным и гласным Ю.)
В йких словах все согласные буквы обозначают звонкие звуки? (Лесной, зиме.)
В каких словах все согласные буквы обозначают мягкие звуки? (Осенью, зиме.)
В каких словах все гласные обозначают твердость согласных? (Суровой.)
В каких словах все согласные буквы обозначают твердые звуки? (Животные.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа по теме урока
(Самостоятельное выполнение.)
Написание каких слов вы проверяли? (Пчела, звезда, дрозды.)
Как проверяли?
Написание каких слов не проверяется? (Сорока, заяц, яблоко, малина, петух, лягушка.)
Какие буквы записали в этих словах?
Оцените себя.
Упр. 173 (с. 109).
(Работа в парах. Учащиеся по очереди называют, что обозначает слово.)
Значение каких слов непонятно?
Назовите «ласковые» слова. (Деревенька, вороненок, ветерок, сапожок, городок, снегирек.)
Спишите слова, обозначьте ударение.
Чем интересны эти слова? (В каждом слове два безударных гласных в корне.)
Можно ли их проверить? (Одну букву проверяем, другую запоминаем.)
Подберите проверочные слова. (Воробей — первую буку О запоминаем, вторую проверяем словом ворОбушек.)
(Остальные слова разбирают аналогично.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Физкультминутка
В небе плавает луна,
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы должны луну достать.
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять —
И пониже перевесить.
Закрепление изученного материала
Упр. 174 (с. 110).
(Самостоятельное выполнение: вариант 1 — 1,2; вариант II — 3,4. Два человека работают на обратной стороне доски.)
Проверьте, правильно ли выполнено задание на доске.
Проверьте свою работу.
Оцените себя.
Упр. 175 (с. 110).
Прочитайте стихотворение шепотом.
Назовите тему стихотворения. (Первый снег.)
Какие слова автор использует в переносном значении? (Порхает, стекло.) Какие слова говорят о том, как идет снег? (Порхает, кружится.)
Спишите стихотворение. Во втором предложении подчеркните основу.
Найдите двусложные слова с безударным гласным в первом слоге. (Бело, стекло.)
Каким словом проверите безударную гласную? (Бело — белый, стекло — стёкла.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
(КИМы (тест 10, с. 34).)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Подведение итогов урока
Закреплению какой темы посвящен урок? (Безударные гласные в корне.)
Сколько безударных гласных может быть в корне?
Если слово не можете проверить, что будете делать? (Искать в словаре.)
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
Найти в словаре и записать слова по теме «Животные». (Можно пользоваться словарем в учебнике или Школьным орфографическим словарем.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________