г. Топки
- учебник “Русский язык” 1 и 2 части. Авторы: М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова.
Этапы урока, задачи и деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Дыхательная разминка. Учащиеся в ходе этой гимнастики настраиваются на работу на уроке. | Учитель предлагает настроиться на работу после перемены. После слов «задержу дыхание» учащиеся делают вдох и задерживают дыхание. Учитель читает стихотворный текст: Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо – Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание. Раз, два, три, четыре – Снова дышим: Глубже, шире. | Ребята выполняют задание. | Личностные: положительный настрой на предстоящую работу. |
2. Целеполагание. Учащиеся формируют цель урока. | - Определите тему сегодняшнего урока по содержанию. -Какова цель работы сегодняшнего урока? | «Различение суффиксов. Значение суффиксов» - стр. 15 Научиться различать суффиксы в словах. Узнать значение суффиксов. | Регулятивные: определение темы и цели урока. |
3. Актуализация знаний. Учащиеся показывают те знания и умения, которые у них сформированы на данный момент. | -Какие знания и умения понадобятся нам для того, чтобы урок прошел с пользой? Выберите необходимые из предложенных. -Т. о., у нас получился план работы, который подведет к изучению нового материала. -Дайте определение суффикса, его отличия от приставки. -Вспомните алгоритм разбора слова по составу. -Как пишутся безударные гласные в суффиксе? -Прочитайте слова и выскажите сое предположение по поводу правильности их выполнения и написания. -Запишите эти три слова к себе в тетрадь правильно и разберите по составу. Если вы считаете, что справитесь с этим заданием без проблем – поставьте +, если сомневаетесь - ?. -По каким критериям мы можем определить правильность выполнения задания? -Я предлагаю проверить по эталону. -Поднимите руку, у кого предполагаемый результат совпал? У кого он оказался ниже? Выше? Какие рекомендации можно дать в этом случае? | Знать определение суффикса Умение разбирать слова по составу. Умение писать предлоги со словами. Умение писать безударную гласную в суффиксе. Знать название частей речи. Рисавый Пятнистый Талантлевый (слова разобраны неверно) Посмотреть в словаре орфографическом и словообразовательном. Не завышать (занижать) самооценку. | Коммуникативные: умение участвовать в учебном диалоге и строить монологическое высказывание. |
4. Работа по теме урока. Отработка учащимися умения работать по алгоритму. | -С какой целью урока мы фактически справились? -Для того, чтобы узнать о значении суффиксов, откройте учебник на заданной странице и прочитайте задание к упр. 9. -Какие суффиксы у слов в первом, втором столбике? -Можем ли мы утверждать, что они выполняют одинаковую работу? -Какую окраску они придают словам, на что указывают? -Являются ли слова на цветном фоне родственными? | С первой. Читают слова: кладовщик буфетчик сварщик грузчик угольщик обходчик чеканщик летчик часовщик переводчик закройщик укладчик | Регулятивные: самоконтроль процесса и результатов деятельности. Познавательные: умение применять правило, пользоваться алгоритмом. |
6. Физкультминутка. Переключение внимание учащихся. | Зарядка для глаз. | | |
7. Включение новых знаний в систему знаний. | -Прочитайте предложения из упр. 10 и попытайтесь объяснить смысл выделенных слов. -Какое слово требовало объяснения в токовом словаре? -Благодаря какому суффиксу мы определяем род деятельности человека? -А теперь сравните другие пары слов: -Являются ли слова в парах родственными словами? -А в последней паре? (обратите внимание на корни слов). -На что указывает суффикс –чик- в словах второго столбика? -Т. о., Род деятельности человека: - чик – летчик - щик – сварщик | Уменьшительно-ласкательное значение: - чик – наборчик | -Как называются слова, близкие по значению, но разные по написанию? Можем ли мы суффиксы в первом столбце назвать суффиксами-синонимами? -Как называются слова, схожие по написанию, но разные по смыслу? Можем ли мы суффикс –чик- назвать суффиксом-синонимом? -Переверните страницу и прочитайте глазами правило, которое записано в таблице и которое вы составили сами. | -щик- наборщик - наборчик трактирщик – трактирчик барабанщик – барабанчик загонщик – загончик погонщик – погончик Делает слова уменьшительно-ласкательными. Синонимы. Омонимы. | Познавательные: установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение строить диалогическую речь. |
8. Индивидуальная работа — практикум по самостоятельному применению новых знаний. Формирование умения применять полученные знания на практике. | -Прочитайте задание к упр. 11. -Кто желает выполнить первую часть? -Кто желает вторую? Третью? -В каких столбиках суффиксы являются синонимами? Омонимами? | - чик – -чик- - ик - (род деятельности) (ум.-ласк.) (ум.-ласк.) пулеметчик альбомчик куличик газетчик диванчик мячик ракетчик кирпичик ключик автоматчик стаканчик мотивчик | Личностные: самоопределение. Регулятивные: взаимодействие. Познавательные: понимание и преобразование информации. |
9. Итог урока. Учащиеся выявляют степень готовности применить свои знания. | -Прочитайте цели сегодняшнего урока. Можем ли мы утверждать, что справились с ними? Требует ли данная тема дальнейшей работы? Поставьте цель завтрашнего урока. | | Регулятивные: оценка — выявление учащимися того, что они знают и умеют. |
10. Домашнее задание. | Тетрадь на печатной основе – упр. 5 | |
11. Рефлексия. Самооценка результатов деятельности. | Закончите высказывание (с экрана) | Я могу похвалить себя за …. Я могу похвалить одноклассников за …. Меня удивило …. Я приобрел умение …. Мне больше всего удалось …. Я могу похвалить учителя за …. | Личностные: самоопределение. |