СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему "Текст.Тема текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Текст.Тема текста"»

Текст. Тема текста

Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные

признаки: целостность, связность, законченность

Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к тексту; определять тему текста



Ход урока

1.Орг.момент

- Прозвенел звонок и смолк, 
  Нам пора начать урок. 

- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?

- Я желаю всем маленьких удач на уроке.



2.Актуализация необходимых знаний

Минутка чистописания (показ в тетради)

Словарный диктант: петух, тетрадь, класс, молоко, ученик, прощай, здравствуйте.

- Что можно составить из слов? (Предложения) 
- Что вы знаете о предложении? (Ответы детей)
- Что можно составить из предложений? (Текст) 
- Что вы знаете о тексте? (Ответы детей) 

3.Мотивация познавательной деятельности

- Прочитайте и сравните две записи на доске:

1. Около дома росла маленькая яблонька.

2. Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принес колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

- Что за записи перед нами? (в первом столбике – предложение, во втором – текст.)

- А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)

- А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения? (Текст это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями)

- О чём рассказывается в тексте? (Об яблоньке.)

- Вы представили себе картину, с которой начинается текст?

Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле

дома яблоньки.

- Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)

- Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго:

«Поднялся сильный ветер».)

- Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)

- Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от

ветра яблонька?

Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся

от ветра яблоньки (рядом с первой).

- Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)

- Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)

- Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик

подвязал яблоньку.)

- Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька,

подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?

Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и

подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).

– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)

– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)

- Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям.

Запишем на доске наш вывод.

Текст – это …? (высказывание), состоящее из …? (нескольких

предложений).

- Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения?

Например, Около дома росла маленькая яблонька. В лесу росли грибы.

- Это высказывание текст? Почему нет? Ведь это же высказывание из

нескольких предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).

- Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть

объединены общим смыслом, единством темы.

- А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет

все предложения текста? (Яблонька).

- Это тема текста.

- Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?

Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.

Предложения объединяет общая тема.

- Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой

главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).

- В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была

спасена.)

- Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.

- Давайте продолжим наше правило:

Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.

Предложения объединяет общая тема.

Предложения связаны друг с другом по смыслу.

- А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли

бы предложить?

- Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет

самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.

«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и

охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную

мысль».

- Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по

главной мысли).

- Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме?

(«Маленькая яблонька»)

- Давайте закончим наше правило:

Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.

Предложения объединяет общая тема.

Предложения связаны друг с другом по смыслу.

Текст можно озаглавить по теме или

- А по чему ещё, мы узнаем на следующем уроке.

4.Физкультминутка

5.Организация познавательной деятельности

- Давайте попробуем применить наше правило, поупражняться в поисках

текстов.

- Откройте учебник на с. 16, найдите упр. 12.

- Прочитайте про себя. Какое задание мы будем выполнять? (Прочитать записи. Сравнить их между собой. Определить где текст, где просто слова, а где не связанные друг с другом предложения.)

- Прочитайте первую запись. Что вы о ней можете сказать? (Это просто слова, не предложение, не текст).

- Почему вы так решили? (Слова не связаны друг с другом, записаны через запятую, их не связывает общая мысль, они не передают мысль).

- Что вы скажете о второй записи? (Это предложения, но не текст).

- Почему? Объясните, используя наше правило.

Правило

Текст – это высказывание, состоящее

из нескольких предложений.

Аргументы с использованием

правила

- Это высказывание состоит из

нескольких предложений.


Правило

- Предложения объединяет общая

тема.

Аргументы с использованием

правила

- Эти предложения общая тема не

объединяет. Первое предложение о

свиристелях. Второе о рыбах.

Правило

- Предложения связаны друг с другом

по смыслу.

Аргументы с использованием

правила

- Эти предложения не связывает

общая мысль.


Правило

Текст можно озаглавить по теме или

по главной мысли.

Аргументы с использованием

правила

- Раз нет общей темы, нет общей

мысли, значит нельзя озаглавить.

Вывод: Это не текст.

Что вы скажите о третьей записи? Дайте ответ, опираясь на наше правило.

Правило

- Текст – это высказывание, состоящее

из нескольких предложений.

Аргументы с использованием

правила

- Это высказывание состоит из

нескольких предложений.


Правило

- Предложения объединяет общая

тема.

Аргументы с использованием

правила

- Эти предложения объединяет общая

тема – «Свиристели».


Правило

Предложения связаны друг с другом

по смыслу.

Аргументы с использованием

правила

- Эти предложения связывает

главная мысль «Свиристели -

красивые птицы»


Правило

Текст можно озаглавить по теме или

по главной мысли.

Аргументы с использованием

правила

- Этот текст можно озаглавить по

теме «Свиристели», или по главной

мысли «Свиристели – красивые

птицы»

Вывод: Это текст.

- Чем похожи все эти три записи? (Они состоят из слов)

- В чём отличие каждой записи от других? (Первая запись – просто слова,

вторая запись – предложения, третья запись – текст)

- Представьте ситуацию, когда первоклассники спрашивают вас о том, что

такое текст. Как бы вы ответили на их вопрос? Как бы вы смогли объяснить окружающим, что такое текст?

- Давайте прочитаем сведения о языке на с. 17 учебника. Все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос)

- Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предло­жений, объединенных общей темой и связанных по смыслу)

- Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13 на с. 17

- Прочитайте. (Читает ученик с хорошим навыком чтения)

- Что прочитали? (Текст.)

- Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу)

- О ком говорится в тексте? (О петушках) Это тема текста.

- Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожи­данно, внезапно)

- Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка»)

- Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение)

(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфо­графически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)

- Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей)

- Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.


6.Рефлексия. Итог урока

- Напомните тему урока.

- Какую цель ставили?

- Какое новое правило сформулировали?

- Чем отличается группа предложений от текста? (в тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)

- Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)

- Как вы думаете, удобно ли нам будет всё время заглядывать в правило

учебника, искать его на нужной странице на других уроках?

- Я предлагаю вам выучить правило дома, чтобы мы могли им быстро

пользоваться, не теряя время на поиски.



Домашнее задание: с. 17-правило; с. 18, упр. 14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!