Тема: Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме.
Цель: учить образовывать разные временные формы глаголов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте, какие глаголы в неопределённой форме вы образовали. Назовите суффиксы.
III. Актуализация знаний
— Прочитайте слова.
П..беда, с..лют, богатство, б..тинки.
— Какая орфограмма их объединяет? (Непроверяемый безударный гласный в корне.)
— Какое из этих слов может быть лишним? Почему? (Салют — пишется с буквой а, остальные слова — с буквой о. Ботинки — употребляется только во множественном числе, остальные — и в единственном, и во множественном числе.)
— Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное.
— Определите род и число имён прилагательных.
— Как вы определяли?
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
На празднике школьники (исполнять) песню для ветеранов.
— Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Изменить форму глагола.)
— Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходит сейчас. (На празднике школьники исполняют песню для ветеранов.)
— А теперь измените предложение так, чтобы в нём говорилось о том, что происходило раньше. (На празднике школьники исполняли песню для ветеранов.)
— Поставьте глагол в такую форму, чтобы в предложении говорилось о том, что будет происходить. (На празднике школьники будут исполнять песню для ветеранов.)
— Чем отличаются предложения, которые вы составили? (Формой глагола.)
— В каких формах употреблён глагол в этих предложениях? (В первом предложении глагол употреблён в настоящем времени, во втором — в прошедшем, в третьем — в будущем.)
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, как образуются глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени, научиться образовывать временные формы глагола.)
V. Работа о теме урока
Работа по учебнику
Упр. 157 (с. 76).
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Чем отличается будущее время глаголов, отвечающих в неопределённой форме на вопросы что делать ? и что сделать? (От глаголов, отвечающих в неопределённой форме на вопрос что делать?, образуется сложная форма будущего времени, а от глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?, — простая.)
Упр. 158 (с. 76).
— Прочитайте задание.
— Как определить, какие временные формы можно образовать от каждого слова? (Поставить вопрос к глаголу.)
(Комментированное письмо.)
— Поставьте ударение в словах. (Самопроверка по орфоэпическому словарю.)
— Прочитайте шёпотом слова, соблюдая орфоэпические нормы. Устно составьте с ними словосочетания.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 159 (с. 77).
— Прочитайте задание.
— Когда употребляются слова одеть и надеть! (Одеть кого-либо, надеть на себя.)
— Что такое свитер?
— Проверьте, правильно ли вы объяснили значение слова, по толковому словарю учебника.
— Запишите это слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
(Следует обратить внимание учащихся на произношение слова: сви[т]ер. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Фронтальная проверка. Два ученика выполняют на доске
грамматические разборы. Самооценка.)
Упр. 160 (с. 78).
— Прочитайте стихотворение.
— О каком времени года в нём говорится? (О весне.)
— Какие приметы весны описывает автор?
— Какие буквы нужно написать на месте пропусков? Почему?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка по образцу. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова тают.)
— Запишите в словарик слово везде, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Прочитайте, что означает это слово, в толковом словаре.
— Составьте предложение со словом везде.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
— Прочитайте материал рубрики «Страничка для любознательных» нас. 78.
— Что интересного вы узнали о глаголах?
— Как вы понимаете высказывание А. Югова?
VIII. Рефлексия
— Образуйте временные формы глаголов: вариант 1 — писать, написать, вариант 2 —лепить, слепить.
(Проверка.)
— Всегда ли можно образовать три формы времени?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Чему вы научились?
— Какие задания вызвали у вас затруднения?
Домашнее задание
Упр. 161 (с. 78).