СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии ФГОС. Это урок усвоения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы"»

Урок русского языка в 6 классе

по теме «Фразеологизмы» подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Акуличи Напреева Н.Н,

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Учеб. дляобщеобразоват. организаций с прил. на электр.носителе. В 2 ч. Ч.1.- Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель урока: познакомить с  понятием фразеологизмы, научить распознавать фразеологизмы в тексте, использовать их в устной и письменной речи

 Планируемые результаты

Предметные: Знать содержание понятия «фразеологизм»; знать о фразеологических словарях русского языка, о способе обозначения фразеологизмов в толковом словаре;   о синонимии фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях; опознавать фразеологизмы в тексте; определять лексическое значение фразеологизмов; подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы; употреблять фразеологизмы в речи; определять стилистическую роль фразеологизмов в предложении.

Метапредметные:

Познавательные УУД : Объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования фразеологизмов, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков

Регулятивные УУД: Определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.

Коммуникативные УУД: Излагать своё мнение, аргументируя его, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе

Личностные : Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа

Задачи.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить фразеологизмы в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:  развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: тетради, учебники, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

  2. - Здравствуйте, ребята! На столах у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

  3. -Как много улыбок засветилось. Спасибо!

  4. -А это мое настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!


2. Актуализация знаний.

-Прочитайте сказку, найдите в ней необычные выражения, подумайте, как они называются.

Глупые сороки

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат среди бела дня из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!

(Обучающиеся высказывают свои предположения, обсуждают их с одноклассниками, объясняют некоторые выражения.)

3.Целеполагание и мотивирование.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!» или «Заруби себе на носу!» 

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём речь, и не удивляется ни «сидоровой козе», ни дождику, который почему-то идёт в четверг. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с понятием...;

2) учиться отличать....

3) использовать….

Цель нашего урока: познакомить с  понятием фразеологизмы, научить распознавать фразеологизмы в тексте, использовать их в устной и письменной речи

3. Первичное усвоение новых знаний. 

Учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению)

(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении)

Учитель предлагает подумать, в каких словарях будут разъясняться значения фразеологизмов.

(Фразеологических словарях русского языка, а наиболее употребительные встречаются в Толковых словарях).

Знакомство с Фразеологическим словарём.

4. Работа со словарём.

 №143.Найдите в «Толковом словаре» два фразеологизма и составьте с ними предложения.

5.Первичное закрепление.

Устно.(слайд) Очень часто мы неверно объясняем значения фразеологизмов. Найдите и исправьте ошибки в толковании фразеологизмов.

1.тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост

наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму

заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить

2.кот наплакал – довести кота до слёз

подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку

показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку

3.кот наплакал – много

спустя рукава – прилежно

мартышкин труд – бесполезная работа

4.знать назубок – наизусть

во весь дух – очень медленно

от доски до доски – от начала до конца

5.с гулькин нос – мало

горе луковое – талантливый человек

при царе Горохе – очень давно

1.Работа в парах.

«Подумай-ка!»

«Восстанови фразеологизмы!»

1. Делить шкуру неубитого…

2. Писать как … лапой

3. Купить … в мешке

4. Вставлять … в колёса

5. Брать … за рога

6. Провалиться сквозь …

7. Водить за …

8. Держать … за зубами


Физминутка


2.Соедините разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части фразеологизмов)

Кататься как сыр в масле

Звезд с неба не хватает

Набрать в рот воды

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? 

6.Самостоятельная работа.

Задание 4.Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди

2) как снег на голову

3) ни рыба ни мясо

4) рукой подать

5) куда ноги несут

6) ни кровинки в лице


1) куда глаза глядят

2) в двух шагах

3) куры не клюют

4) как гром среди ясного неба

5) ни то ни сё

6) как мел



7.Домашнее задание :

1)        подготовить сообщение «История одного фразеологизма» (по выбору учащихся)

2)        нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним три предложения

 8. Рефлексия. Подведение итогов

Какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли ли её?

- Чему мы научились сегодня на уроке?

9. Оценивание.

Детям предлагается оценить свою работу на уроке и работу соседа по парте, подняв сигнальные карточки: «отлично»- красную; «хорошо» - синюю; «удовлетворительно»- зелёную Учитель оценивает самых активных.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!