СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"»















Конспекта урока по русскому языку

«Правописание окончаний имён существительных

в предложном падеже»

























2015г.








Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.

Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для 4 класса начальной школы.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательной цели урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. На уроке использовалась презентация, школьные толковые словари. Время реализации занятия: 40 минут. Актуальность урока русского языка УМК «Школа Росссии» 4 класс по теме «Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже» обусловлена тем, что данный урок направлен на развитие логического мышления обучающихся, выработку практических умений пользования толковым словарем, формирование умения решать лексические задачи, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, строить логическую цепь рассуждений и делать выводы. Тип урока – введение новых знаний и выработки умений. Использовала технологию деятельностного метода обучения.

Урок построен таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Ученики пользуются дополнительными источниками информации – словарями, памятками, моделью. Они обращаются к своему опыту и своих одноклассников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом (на уроке используется групповая и парная работа), совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс.


Тема урока: Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже

Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

Задачи:

обучающие

1. Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

2. Формировать умение проверять безударные окончания имён существительных единственного числа в предложном падеже.

развивающие

1. Развивать навык грамотного письма.

2. Развивать мышление , память, речь учащихся.

воспитывающие

1. Воспитывать доброту, взаимовыручку, товарищество, правильное отношение к человеческим ценностям.

здоровьесберегающие

1. Соблюдать санитарно - гигиенические нормы.

2. Сменять виды деятельности учащихся.

3 Соблюдать двигательную активность детей.

Тип урока: урок введения новых знаний

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные-постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.



Применение педагогических технологий: технология игрового обучения, информационно - коммуникационная, технология развивающего обучения, уровневой дифференциации, перспективно - опережающего обучения, развития творческого воображения.

Формы работы с учащимися: фронтальная, работа в парах, групповая, дифференцированная

Оборудование:

1.Учебник Русский язык В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.,Просвещение 2014г в 2-хчастях.

2. Русский язык, рабочая тетрадь В.П.Канакина, М.,Просвещение 2014г в 2-хчастях.

3. Компьютеры, проектор.

4.Приложение к учебнику на электронном носителе, тренажёр-презентация,

5.Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова, М., «АЗЪ» 1994г.

6.Словарь синонимов русского языка З.Е.Александровой







Правописание окончаний имён существительных

в предложном падеже.

Цели:

Образовательные:

Познакомить с окончаниями имён существительных в предложном падеж. Развивающие:

Развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Воспитательные:

Воспитывать умение сотрудничать с учителем и сверстниками.


УУД

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-смысловое чтение;

-анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-построение логической цепочки рассуждений;

-развитие познавательной активности;

Личностные:

-оценивание усваиваемого материала;

-воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других;

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;

Регулятивные:

-принимать  и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения;

-строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.


Оборудование:

1.Учебник Русский язык В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.,Просвещение 2014г в 2-хчастях.

2. Русский язык, рабочая тетрадь В.П.Канакина, М.,Просвещение 2014г в 2-хчастях.

3. Компьютеры, проектор.

4.Приложение к учебнику на электронном носителе, тренажёр-презентация,

5.Толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова, М., «АЗЪ» 1994г.

6.Словарь синонимов русского языка З.Е.Александ

Ход урока:

I. Организация класса.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Слушаем внимательно, пишем все старательно.

1.     Оформление тетради с пояснением пропущенных орфограмм:

Д..сятое дек..бря. Кла….ная   р…бота. (слайд2 )

Повторение падежей –работа с таблицей. Найти ошибки и исправить.(слаид3)

Падеж

Вспомогательное слово

Вопрос

И.п.



Р.п.



Д.п.



В.п.



Т.п.




2.      Соединить фразиологизмы и дописать окончания и определить падеж

(работа в группах) (слайд4)

Очень медленно            Гладить по головк…

Всё время хвалить       Делать из мух… слона

Сильно преувеличивать      В час по чайной ложк…

  


III. Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока

На доске записаны словосочетания: (слаид6)

Дуют в декабр… (2скл.)

рассказал о погод… (1скл)

нашёл на полян… (1скл)

говорить о метел… (3скл)

вспомнил об апельсин… (2скл)

Какие буквы потерялись в словах? Учащиеся выходят к доске и вставляют нужные буквы, объясняя свой выбор. (Существительные в предложном падеже)

Как вы думаете, какие окончания в предложном падеже будут у существительных I, II, III, склонений.

С существительными, в каком падеже сегодня на уроке будем работать? (Будем работать с существительными в предложном падеже)

Значит тема нашего урока?

(Безударные окончания имён существительных в предложном падеже.)(слаид7)

- Чему мы будем учиться на уроке?

(Будем учиться правильно писать безударные окончания существительных в предложном падеже.)

IV.Формирование новых знаний.

1.Давайте вспомним всё что мы знаем о предложном падеже. – (слаид8)

Что о нём можете рассказать? Почему его так назвали? (сообщение ученика)

-Предложный падеж назвали потому, что без предлога существительные в этом падеже не употребляются. Это название дал падежу русский учёный М.В. Ломоносов именно за эту особенность. Первоначально этот падеж назывался сказательным.


Расскажите друг другу всё о предложном падеже и заполните таблицу

(работа в группах)


.

Предложный падеж

Вопросы

Предлоги

Роль в предложении


О ком? О чём? Где ?



О (об), в, на, при


Второстепенный член

Окончания 1скл 2 скл 3 скл

-е -е -и











- Часто падежи в русском языке начинают проявлять коварство и пытаются запутать.

- Прочитайте словосочетания. Понаблюдайте в них за падежными окончаниями. Что о них можно сказать? (они ударные и безударные) (слайд6)

- Как пишутся ударные окончания в предложном падеже?

-Как надо действовать, чтобы не ошибиться при написании безударных окончаний имен существительных?

(Определить падеж, склонение, а потом обратиться к таблице за подсказкой

или подставить слова с ударным окончанием того же склонения степь, о степи

-В какой последовательности мы должны действовать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание?( Слайд10)

1.Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение.

2.Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму.

3.Пишу такое же окончание, как у слова – помощника.

4.Проверяю, обозначаю орфограмму графически.


2.Упр.228 Фронтальное выполнение с комментарием по цепочке.

Разбор слова «В СЕРЕБРЕ», как части речи (работа по памятке 4, с.147)

Один ученик у доски. ( в чём? Н.ф серебро. нариц, неодуш,с.р 2 скл, ед ч, п.п)

V.Физминутка

Если назав. слово 1 ск хлопаем, 2ск топаем 3 ск приседаем

лес, дорога, метель , конь, папа, солнце, молодёжь, лужа


VI. Первичное закрепление материала

Упр.229 Что обозначают эти слова? Ребят найдут значение слов 1-я гр - искренность, 2-я гр - душевность, 3-я гр - сердечность в словарях. (рабора в группах)

«Обратите внимание» Когда пишется предлог о, когда об?

(Если слово начинается с гласной пишется предлог об, если с согласной – о)

(слайд12)

Какие из прочитанных слов-синонимов можно отнести к слову «семья»? Ваши мнения. (Отец-папа, искренность-душевность-сердечность) (слайд 13)

Составьте с одним из слов предложение. (3-4 примера предложений) Один пример записать.

VII Применение новых знаний

У вас напартах лежат перфокарты со словосочетаниями.

- Вставьте окончание и определите склонение имён существ-х. Работайте по алгоритму.


Заполнение таблицы. (работа в парах)


Вставь окончание


Склонение

Прочитал о самолёт...


Остановились в бухт..


Нашёл в пещер...


Грелся на солнц...


Увидел на пристан...


Плыли на лодк...


В центр... Америки


Записали в журнал...


Лежал на поверхност...





VIII.Рефлексия. Если вам всё на уроке было понятно, то прикрепите улыбающийся смайлик.

Если вам не всё понятно…..

Если ничего не удалось - грустный смайлик

VIII.Итог урока

-Чему учились сегодня на уроке?

-Что было трудным?

-Что понравилось больше всего?

-Мне понравилась ваша работа на уроке.


Домашнее задание т.с.66 (упр.154-156 по выбору) Выберите то упражнение, которое вам по силам.


Прозвенел уже звонок,

Вот и кончился урок!









Приложение 1


Вставь окончание


Склонение

Прочитал о самолёт...


Остановились в бухт..


Нашёл в пещер...


Грелся на солнц...


Увидел на пристан...


Плыли на лодк...


В центр... Америки


Записали в журнал...


Лежал на поверхност...





Вставь окончание


Склонение

Прочитал о самолёт...


Остановились в бухт..


Нашёл в пещер...


Грелся на солнц...


Увидел на пристан...


Плыли на лодк...


В центр... Америки


Записали в журнал...


Лежал на поверхност...





Вставь окончание


Склонение

Прочитал о самолёт...


Остановились в бухт..


Нашёл в пещер...


Грелся на солнц...


Увидел на пристан...


Плыли на лодк...


В центр... Америки


Записали в журнал...


Лежал на поверхност...



Приложение 2


Предложный падеж

Вопросы

Предлоги

Роль в предложении






Окончания 1скл 2 скл 3 скл
















Предложный падеж

Вопросы

Предлоги

Роль в предложении






Окончания 1скл 2 скл 3 скл

















Предложный падеж

Вопросы

Предлоги

Роль в предложении






Окончания 1скл 2 скл 3 скл



















Приложение 3





Гладить по головк…

Очень медленно            Делать из мух… слона

В час по чайной ложк…




Гладить по головк…

Всё время хвалить       Делать из мух… слона

В час по чайной ложк…





Гладить по головк…

Сильно преувеличивать      В час по чайной ложк…

Делать из мух… слона



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!