- Приветствие учащихся, проверка готовности класса. -упр. 140 - Откройте тетради, отступите две строки и запишите число (Одиннадцатое ноября. Классная работа). - Как называются слова, в которых два корня и соединительные буквы? - Какие буквы соединяют корни? -Запишите отгадки. Выделите в словах корни, подчеркните соединительные гласные. 1.Режу лёд я мощной грудью, Кораблям очищу путь я. Ведь, как самый старший брат, Кораблям помочь я рад. Ответ: ЛедОкол 2. На дорогу, поле, лес Звёзды падали с небес. Собирал я их, ребята, Целый день большой лопатой. Ответ: СнегОпад 3. Мощный с гор бежит поток, Образовывая сток, И вода здесь так шумит, Что в округе гул стоит. Ответ: ВодОпад 4. И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. Ответ: СамОвар 5. Бежит конь вороной, Много тащит за собой. Ответ: ПарОвоз (на доске открываются карточки) - В английском языке их – 2, в венгерском – 22, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. -Этот падеж дружит только с двумя предлогами. -У этого падежа нет своих вопросов. Один вопрос он попросил у именительного падежа, а другой вопрос – у родительного падежа. -Подлежащее всегда стоит в этом падеже. -Как вы думаете, почему надо различать именительный и винительный падежи? -Что вы знаете об именительном падеже? - Назовите вопросы винительного падежа. -В чём состоит трудность определения падежа этих имён существительных в предложении? - Как определить падеж в этом случае? -Какой сделаем вывод? -Какие ещё падежи имеют одинаковые вопросы? -Какая же задача нашего сегодняшнего урока? -Будем учиться различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах. - Откройте учебник на с. 84 и прочитайте рубрику «Обратите внимание!» -Мы прочитали, что винительный падеж может указывать на место, например (ехать за край), указывать время (пойти в четверг). -Упр. 141 -Прочитайте поэтические строки выразительно. -Сколько здесь предложений? -Докажите, что оно сложное. - Из каких простых предложений оно состоит и найдите грамматическую основу в каждом простом предложении. -Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.) -Звуко-буквенный разбор слова край -Упр. 142 -Прочитайте задание. -Составим предложения сначала устно. -Запишите свои предложения. Укажите падеж существительных. -Прочитайте формы слов в винительном и родительном падежах, данные в рубрике «Говори правильно!». -Вместе правильно прочитаем эти слова, запомним на какой слог падает ударение. -Сейчас немного поиграем. Работаем по рядам. Я называю слова- имена существительные в И.п. ед.ч., ребята первого ряда запишут в П.п., из второго ряда запишут в Т.п., из третьего ряда- в Д.п. ( город, весна, апельсин, школа, дверь, осень, птица, берёза). - Проверьте, верно ли вы записали слова. -Упр. 143 с. 85. Прочитайте. Составьте пословицы. Объясните их смысл. Записываем пословицы. -Составим памятку-алгоритм, как определить падеж имени существительного: 1.Найти слово с которым связано это существительное 2.Задать вопрос 3.По вопросу и предлогу определить падеж. -Определите падеж слова кот в каждом предложении: У норы добычи ждёт, Притаившись, серый…………..кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от…………………..кота. А теперь и за версту Не приблизится к ……………...коту. Крыса старая - и та, Видя грозного …………………кота, Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с ………..котом. Там дрожит и в темноте Вспоминает о …………………коте. -Какими способами можно определить падеж имён существительных? -По каким признакам можно узнать имя существительное в родительном падеже? -Как узнать падеж имени существительного, если оно отвечает на вопрос что ? -Упр.144, с.85 |