СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе"»

Учитель: Корепанова Е.Е.

Используемый учебно-методический комплект: Школа России

Учебный предмет (дисциплина) русский язык

Класс

Дата проведения

Урок94. Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе. Уч-к 4 кл. Ч.2. с.38-39

Цель урока:

- познакомить со склонением имен прилагательны в форме множественного числа, правописанием окончаний имен прилагательных множественного числа;

- работать над развитием логического мышления, необходимого для «самостоятельного» формулирования темы урока и «открытия» нового знания;

- развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, умение применять имеющиеся знания на практике;

- воспитывать интерес к языку и желание совершенствовать свою устную и письменную речь.


Прогнозируемые результаты.

Предметный: учащиеся освоят правило написания окончаний имен прилагательных множественного числа.

Метапредметные

Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия.

Регулятивные: формировать умение выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено учащимися и того, что неизвестно.

Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать; развивать умение использовать информацию.

Коммуникативные: развитие речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки-инструкции.







Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Психологический настрой на урок.

- Сегодня на нашем уроке гости. Давайте поздороваемся и подарим им наши улыбки.

(Слайд 2)

- Девиз нашего урока.

Думать – интенсивно!

Работать – оперативно!

Объяснять – доказательно!

Получить результат - обязательно!

Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.


Личностные: смыслообразование, самоопределение, формирование мотивации к обучению и целенаправ ленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

планирование своей деятельности.

Коммуникативные: развитие продук тивного взаимодействия и сотрудниче ства со сверстниками и учителем, формулировать своё мнение и позицию.

Актуализация знаний и пробное учебное действие


- Начнём работу в тетради с записи сегодняшнего числа. Классная работа.

- Важное правило работы каждого урока…

Кто красиво сидит, тот красиво и пишет. - Проверим, как вы его соблюдаете.

- Минутка чистописания. (Буквосочетания записаны на доске)

Бб бе ба об дб б… б…

- Запишите сочетания букв. Обратите внимание на нижнее соединение букв.

- Допишите 2 сочетания сам - но.

- Какое дерево является символом России?

- Что вы знаете о правописании этого слова?

- Запишите на следующей строке с маленькой буквы, соблюдая нормы каллиграфии.

- Как ласково назвать это дерево?

- Как называются такие слова?

- Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Запишите.

- Выделите корень.

- Чем отличаются эти слова?

- Выделите суффикс.

- Какое значение придают слову эти суффиксы?


- Опишите берёзу? Берёза…


- Какая часть речи помогла вам в описании?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

(Слайд 3)

Имя прилагательное - …. ,

обозначает ….,

отвечает …..

изменяется по ……,

во мн. ч. по родам не изменяются,

в предложении ….,

связано с ….. .

Записывают в тетради.








Записывают буквосочетания в тетради, соблюдая нормы каллиграфии.

- Берёза.

- Это словарное слово. В безударном положении пишется гласная – е -.

- берёзка берёзонька

- Однокоренные слова.

- Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.


- Разный суффикс.


- Уменьшительно – ласкательное.

- Белая, стройная, гибкая, кудрявая, русская и пр.

- Имя прилагательное.



Произносят правило об имени прилагательном как части речи, называют морфологические признаки по плану.

Познавательные:

формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение,

классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие.

Коммуникативные:

использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.



Выявление места и причины затруднения.

(Слайд 4)

- Прочитайте отрывок из стихотворения

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки, 
И горят серебрян... росы. 

- Кто автор этих строк?

- Обратите внимание на слова с пропущенными буквами. Что общего в этих словах? Докажите.

- В какой части слова пропущены буквы?

-Требуется ли проверка? Почему?

- Читают стихотворение на слайде.





С. А. Есенин.

- Это имена прилагательные множественного числа.

- В окончаниях.

- Требуется.

Коммуникативные:

в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации.





Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)


(Слайд 5)

- Определите тему урока.

(Щелчок на слайде)



- Какую цель поставите?











- Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных множественного числа.

- Узнать, как проверить безударные падежные окон чания имён прилагательных множественного числа, освоить правило проверки безударных падежных окончаний имён прилагатель ных множественного числа, потренироваться в написа нии безударных падежных окончаний имён прилагатель ных множественного числа.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.

Коммуникативные:

достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, формирование умения ставить учебную задачу урока, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Реализация построенного проекта.


- Знаете ли вы уже правило проверки написания безударных окончаний имён прилагательных?

- Какое?




- Вспомните алгоритм рассуждения. (Слайд 6)

  • Найти существительное, к которому

относится прилагательное. (Щелчок на слайде)

  • Поставить от существительного

вопрос к прилагательному. (Щелчок на слайде)

  • Определить окончание прилагательного

по окончанию вопроса. (Щелчок на слайде)

- Можете воспользоваться этим алгоритмом для определения окончаний имён прилагательных множественного числа?

- Давайте попробуем. Запишите рассуждение.

берёзки (какие?) сонные

косы (какие?) шёлковые

(Слайд 7)

- 1в. – сам - но запишите объяснение 3 имени прилагательного.

серёжки (какие?) зелёные

- 2в. – сам - но запишите объяснение 4 имени прилагательного.

росы (какие?) серебряные

- Какие окончания нужно вставить?

(Щелчок на слайде)

- Сделаем вывод.





Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание прилагательного вопросом.

- Какого результата достигли?




- Где можем использовать это правило?


- Понаблюдаем, как изменяются окончания имён прилагательных множественного числа. Просклоняйте имена прилагательные множественного числа, используя алгоритм.


Работа в парах по карточкам.

И. п. берёзы (как ?) стройн русск

Р. п. берёз (как ?) стройн русск

Д. п. берёзам (как ?) стройн русск

В. п. берёзы (как ?) стройн русск

Т. п. берёзами (как ?) стройн русск

П. п. о берёзах (как ?) стройн русск


- Какие окончания написали в именах прилагательных? (Слайд 8)

(Щелчки на каждую строчку - ответ на слайде)


И.п.

какие?

-ые, -ие

Р.п.

каких?

-ых, -их

Д.п.

каким?

-ым, -им

В.п.

какие?

-ые, -ие

Т.п.

какими?

-ыми, -ими

П.п.

(о) каких?

-ых, -их

- Рассмотрите внимательно таблицу. Что заметили?

- Почему окончания совпадают?

- В каких падежах?

(Щелчки на каждую строчку - ответ на слайде)


И.п.

какие?

-ые, -ие

Р.п.

каких?

-ых, -их

Д.п.

каким?

-ым, -им

В.п.

какие?

-ые, -ие

Т.п.

какими?

-ыми, -ими

П.п.

(о) каких?

-ых, -их


- При определении какого признака имени прилагательного можем ошибиться?

- Как же не ошибиться в определении падежа?



- Какого результата достигли?







- Что нужно сделать теперь?


- Знаем.


- Правило написания падеж ных окончаний имён прилага тельных единственного числа.

- Произносят алгоритм.







- Можем попробовать.



Пишут в тетрадь и на доске с объяснением.



- Пишут сам - но в тетрадь.






- зелёные, серебряные


- Окончаний имён прилагательных множественного числа проверяем с помощью вопроса от имени существительного, с которым оно связано.

- Узнали правило проверки написания окончаний имён прилагательных множественного числа.

- При составлении предложений.






Работают в парах на карточках.







Называют вопросы и окончания по падежам. Заполняется таблица на слайде.









- В некоторых падежах окончания совпадают.

- Одинаковые вопросы.

- И.п.= В.п., Р.п.= П.п.












- При определении падежа.


- Падеж имени прилагательного определяем по падежу имени существительного.

Узнали что, некоторых падежах окончания имён прилагательных множествен ного числа совпадают. Падеж имени прилагательного определяем по падежу имени существительного.

Теперь нужно потрениро ваться в написании падеж ных окончаний имён прилага тельных множественного числа и определении падежа.

Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

умение слушать, участие в коллективном обсуждение проблем.

Физкультминутка




Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону



Составьте из слов предложения и запишите их. Выделите окончания прилагательных и определите их падеж (задание на карточках).

Работа в парах по карточкам.






1 ряд – 1. поэтов, внимание, бел… берёзки, привл..кали

- 2. считают, Ро…ии, люди, символом, бел… берёзки.


2 ряд – 1. Родина, с бел…. берёзок, начина…тся



- 2. каждый, нап…сал, о бел… берёзах, стихи, поэт


3 ряд – 1. посвятили, бел… берёзам, художники, к…ртины


- 2. человек, бел… берёзами, каждый, гордит…ся

(Слайд 9)

(Щелчок на каждое словосочетание - на слайде)

- Сравните имена прилагательные каждой пары.



- Какое правило необходимо использовать?






- Спишите предложение.

Ласков… лучи солнышка упали на гибк… берёзки.

- Объясните написание окончаний имён прилагательных.


- Дайте характеристику предложению.

- Выполните синтаксический разбор предложения.


- Выполните морфологический разбор имён прилагательных.

1 в. - 1 имя прилагательное

2 в. - 2 имя прилагательное

Выполняют в тетради самостоятельно по эталону. При проверке читают предложение и объясняют по алгоритму написание падежных окончаний имён прилагательных множествен ного числа и определение падежа.

Внимание поэтов привлекали белыеИ. п. берёзки.

*берёзки (какие?) белыеИ. п.

Люди считают белыеВ. п. берёзки символом России.

*берёзки (какие?) белыеВ. п.

Родина начинается с белыхР. п. берёзок.

*с берёзок (каких?) белыхР. п.

Каждый поэт написал стихи о белыхП. п. берёзах.

*о берёзах (каких?) белыхП. п.

Художники посвятили белымД.п. берёзам картины.

берёзам (каким?) белымД.п.

Каждый человек гордится белымиТ. п. берёзами.

берёзами (какими?) белымиТ. п.

- Одинаковые вопросы и окончания имён прилага тельных. Падежи разные.

- Окончания имён прилага тельных множественного числа проверяем с помощью вопроса от имени существи тельного, с которым оно связано. Падеж имени прилага тельного определяем по падежу имени существительного.

Списывают предложение.


Объясняют написание окон чаний имён прилагательных по алгоритму.

- Повеств., невоскл., распр.

Разбирают предложение по членам и частям речи. 1 ученик объясняет вслух.

Работают сам – но в тетра дях, на доске 2 ученика.

Ласковые (лучи) – им. прил., ласковый, мн. ч., И. п., опред.

(На) гибкие (берёзки) - им. прил., гибкий, мн. ч., В. п., опред.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений,

выведение следствий, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

Задавание вопросов, контролирование действий партнёра,

достижение общего решения в совместной деятельности.

Познавательные:

Анализ, синтез,

выполнение действий по алгоритму.


Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)















Домашнее задание

(Слайд 10)

- Подведём итоги.

- Какую цель ставили в начале урока?

Какие получили результаты?












- Что нужно сделать ещё?

(Слайд 10)

- Домашнее задание.

- прочитать стихотворение о берёзе,

выписать из стихотворения имена прилагательные только множественного числа с объяснением по алгоритму, выполнить разбор указанных слов.

Белоснежн…2 символом России
Вдоль дорог стоят ряды берез,
Днем над ними — купол неба син…,
Ночью — трепетанье ярк… звезд.
Легк… березов… тени
С детства на судьбу мою легли,
Как ложится легк… лист осенн…
На ладони тепл… земли.
И когда в чуж… холодн… море
Наплывет о Родине печаль1,

Вижу я ромашки в чист… поле
И лесов березов… даль.
В этот миг мне хочется невольно,
Чтобы ветерок сюда принес
Песню величавости спокойн…
Белоствольн…2 ласков…3 берез.

Генрих Ужегов

(Слайд 11)

- Оцените свою работу.

1. всё понимаю, могу оказать помощь –

2. понимаю и могу применить –

3. не уверен, требуется помощь -

Есть над чем работать.

(Щелчок на слайде)

Думали – интенсивно!

Работали – оперативно!

Объясняли – доказательно!

Результат получили - обязательно!

- За работу на уроке получают оценки…

- Спасибо за работу! (Слайд 12)

Урок окончен.

А гостей мы благодарим за внимание!



- Узнать, как пишутся падежные окончания имён прилагательных множествен ного числа. Узнали. Освоить правило правописа ния падежных окончаний имён прилагательных множе ственного числа. Освоили. Потренироваться в написа нии падежных окончаний имён прилагательных множе ственного числа.


- Поупражняться дома.



Читают задание. Проговаривают порядок работы.





















Оценивают свою работу на полях тетради.



Личностные:

адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности, смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению), самоопределение, формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности.

Познавательные:

использование индуктивного умозаключения, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция.

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!