Русский язык. 1 класс. Урок 95. Дата проведения 16. 03.
Тема: Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Диалог.
Планируемые результаты урока:
Личностные: Уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, осваивают социальную роль обучающегося; способствовать воспитанию аккуратности, умения слушать.
Предметные результаты: учащиеся научатся отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, выделять предложения из речи, соблюдать в устной речи интонацию конца предложения, определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения, моделировать состав предложения. Учащиеся научатся различать диалог, оформлять предложения в диалогической речи, читать диалог по ролям, сотрудничать с одноклассниками при распределении роли при чтении диалога, составлять диалог по рисунку.
Метапредметные:
регулятивные - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщение в устной форме;
коммуникативные - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Оборудование: рабочие тетради, карточки с заданиями..
Ход урока
1) Организационный этап.
Вы проверьте-ка, ребятки,
Всё ли на столе в порядке.
Буквы будем изучать,
Слоги и слова писать.
Буквы надо точно знать,
Чтобы грамотно писать.
2) Актуализация знаний.
— Послушайте.
Серёжа и Дима учатся в первом классе. Серёжа хорошо читает. Он быстро решает примеры. Серёжа помогает Диме выполнять домашнее задание.
— Можно ли назвать это текстом? Постарайся обосновать свой ответ. Определите количество предложений в тексте.
Какова главная мысль текста?
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа с учебником (с. 10)
Чтение учебной познавательной задачи: Что такое предложение?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Сегодня на уроке мы будем учиться выделять предложения из текста, учиться составлять предложения, меняя форму слова, правильно оформлять предложения на письме.
-Сформулируйте тему и задачи урока.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Работа по чистописанию: Рр р яро оро
Словарная работа: русский язык, ворона, воробей.
Работа с учебником (с. 11)
— Прочитайте сведения о языке.
Комментированная запись любого предложения. Обсуждается, как надо правильно оформлять предложение на письме.
Дети делают вывод, что не каждая группа слов составляет предложение.
Работа с учебником (с. 12, упр. 5)
— Постарайтесь выразительно прочитать предложения.
Чем похожи и чем различаются предложения и их схемы?
Заслушиваются ответы учащихся.
— Почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания?
Выскажите своё мнение: можно ли на слух определить, каким знаком надо на письме обозначить конец предложения?
Соотнесение предложений и схем этих предложений.
Списывание любого предложения и моделирование схемы этого предложения.
5) Первичное закрепление.
Работа с учебником (с. 13, упр. 6)
— Прочитайте текст. Попробуйте разделить текст на предложения. Прочитайте текст, понижая голос в конце каждого предложения и делая паузу между предложениями.
Заслушивается чтение текста.
— Из чего состоит предложение? (Из слов.)
Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Паузой.)
Что вы узнали о правописании слов ворона и воробей? (Словарные слова, в написании которых встречается буквосочетание оро.)
6) Первичная проверка понимания.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Работа с учебником (с. 14)
Чтение первой учебной познавательной задачи: Что такое диалог?
— Постарайтесь определить, что мы узнаем сегодня в ходе урока? (Узнаем, что такое диалог.)
Чему бы вы хотели сегодня учиться? (Варианты ответов: находить диалоги в тексте, правильно читать диалоги, научиться самостоятельно составлять и записывать диалоги.)
7) Первичное усвоение новых знаний.
Работа с учебником (с. 14, упр. 7)
— Постарайтесь выразительно прочитать отрывок из стихотворения.
Подумайте, почему в конце предложений поставлены разные знаки? (Знаки в конце предложений нам подсказывают, что хотели выразить в своей речи участники диалога: испуг, радость, удивление, сообщить о чём-либо, спросить о ком или о чём-либо.)
Догадайтесь, кто участвует в разговоре? (Автор и Носорог.)
Работа в парах.
— Определите предложения, которые принадлежат автору, а какие принадлежат Носорогу.
Кто задаёт вопросы? (Автор.)
Кто отвечает на вопросы? (Носорог.)
8) Первичная проверка понимания.
На странице 14 прочитайте информацию о языке и тогда вы узнаете, как называют в русском языке разговор двух или нескольких лиц. (Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.)
Прочитайте диалог в парах.
Инсценировка диалога в парах
— Прочитайте первые два предложения диалога.
Обратите внимание на оформления диалоговой речи.
Чтение на странице 15 «Обрати внимание!...»
Списывание текста
— Запишите два первых предложения из упражнения 7 на странице 14.
Какие правила оформления диалоговой речи вы использовали? (В диалоге слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед ними ставится горизонтальная линия, которая называется тире.)
Работа с учебником (с. 15, упр. 8)
— Прочитайте стихотворение-потешку.
Почему это стихотворение называют потешкой? Что в нём необычного?
Постарайтесь в стихотворении найти ту часть, которую можно назвать диалогом.
Посчитайте количество участников диалога.
Как записаны слова каждого участника разговора?
Работа в парах.
— Подготовьтесь читать диалог по ролям.
Чтение диалога.
Работа в тетради.
— Запишите два выделенных предложения, соблюдая правила оформление диалоговой речи.
Подчеркните, что ответил Фома.
9) Рефлексия.
- Какой был урок? - Чему учились на уроке? - что нового узнали на уроке? - кто понравился вам, как работали на уроке? (как писали, отвечали, активны ли были)
Закончите предложения:
-сегодня я узнал… -было трудно… -я понял, что… -теперь я могу… -я научился…