СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку"Сложносочинённые предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку"Сложносочинённые предложения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку"Сложносочинённые предложения"»

Дата: 19.04.2021г                      Урок № 88                Класс: 10

Предмет:русский язык              Учитель: Аппазова Э.Н

Тема: Сложносочинённые предложения

Тип урокаурок повторения и обобщения знаний

Цель урока:

1) познакомить обучающихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению;

2)научить определять вид ССП, научить различать виды ССП.

 Задачи:

-предметные:

-формирование умений определять вид сложносочиненного предложения;

-формирование умений различать виды сложносочиненных предложений;

-формирование умений употреблять в речи сложносочиненные предложения;

-развитие пунктуационных навыков;

-метапредметные:

-организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников;

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

-личностные:

-способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать

в коллективном обсуждении проблемы;

-развитие навыков монологической речи;

-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).

Оборудование: ноутбук, презентация, учебник, рабочие листы.

Ход урока

Организационный этап. Проверка д/з.(упр.264)

Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (СЛАЙД)

-Знакомы ли вы с произведениями Тургенева?

II. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Актуализация знаний

Предложения из произведений И.С. Тургенева помогут начать работу над темой урока.

Рассмотрите внимательно данные предложения и скажите, что их объединяет?

1)Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (И. Тургенев)

2)В наших краях люди знают толк в пении, и недаром село Сергиевское славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом.(Певцы)

3)Еще нигде не румянилась заря, а на востоке небо уже забелелось.

На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?

  1. Количество грамматических основ.

  2. Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения

  3. Если предложение союзное, попробовать от одной части предложения к другой задать вопрос.

  4. Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения.

Какие это сложные предложения?

Задание 1.

Выполним первое задание. Найти сложные предложения, определить их вид.


ТЕКСТ 1

(1)Я отвернулся и быстрыми шагами стал спускаться с холма, где лежит Колотовка. (2)У подошвы этого холма расстилается широкая равнина; она как будто сливалась с потемневшим небом.(3) Я сходил большими шагами по дороге вдоль оврага.(4) Вдруг где-то далеко в равнине раздался звонкий голос мальчика. (5)«Антропка! Антропка-а-а!..» — кричал он с упорным и слезливым отчаянием, долго, долго вытягивая последний слог. (6)Голос умолкал на несколько мгновений, и мальчик снова принимался кричать. (7)Голос его звонко разносился в неподвижном, чутко дремлющем воздухе. (8)Второй голос более не откликнулся, а мальчик снова принялся взывать к Антропке. (9)Возгласы его, более и более редкие и слабые, долетали еще до моего слуха, когда уже стало совсем темно. (Тургенев И.С . Певцы.)

сложносочиненное

сложноподчиненное

бессоюзное сложное





ТЕКСТ 2

  1. Мельник предложил мне переночевать в избе, но я предпочел остаться на открытом воздухе. (2) Мельничиха принесла нам молока, яиц, картофелю, хлеба. (3) Скоро закипел самовар, и мы принялись пить чай. (4)С реки поднимались пары; кругом кричали коростели. (5) Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.(6) Мы разложили небольшой огонек. (7) Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать... (8) Легкий сдержанный шёпот разбудил меня. (9) Я поднял голову: перед огнем сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Тургенев И.С. Ермолай и мельничиха.)

сложносочиненное

сложноподчиненное

бессоюзное сложное





ТЕКСТ 3

(1)Я добрался до сеновала и лег на только что скошенную, почти высохшую траву. (2) Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (3)Жара и усталость взяли свое, и я заснул мертвым сном. (4)Всё уже потемнело, когда я проснулся.(5) Разбросанная трава сильно пахла и чуть-чуть отсырела. (6)Сквозь тонкие жерди полураскрытой крыши слабо мигали бледные звездочки. (7) Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след.(8) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась еще теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного дуновенья. (9)Ветра не было. (Тургенев И.С. Певцы)

сложносочиненное

сложноподчиненное

бессоюзное сложное





Вернёмся к трём предложениям, с которыми мы работали в начале урока. Вы уже правильно определили, что это сложносочиненные предложения.

Ребята, чем различаются эти предложения?

Определение темы урока

Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь на сегодня на уроке?


  1. Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (И. Тургенев)

  2. В наших краях люди разбираются в пении, и недаром село Сергиевское славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом.(Певцы)

  3. Еще нигде не румянилась заря, а на востоке небо уже забелелось.

По рядам записать, выделить грамматические основы

Определение цели урока


У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю – хочу знать — узнал». Первая колонка в ней уже заполнена.

-Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».

Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

Какие виды сложносочиненных предложений существуют в русском языке?

Таблица «З-Х-У»

Я понял, что вы хотите узнать.

Что такое знания? Знания –это проверенная

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое сложносочиненное предложение?

Какими бывают сложносочиненные предложения?


Первичное усвоение новых знаний

Что такое знания? Знания –это проверенная информация. И сегодня я вас научу некоторым способам работы с информацией.

Ребята, из каких источников мы можем получить новую информацию?

-Учебник, учитель, интернет.


ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).


Прочитайте материал


Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков.


Сделайте пометки на полях:


«+» - если считаете, что это вам известно;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
      В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
      а) ССП с соединительными союзами (ида в значении ини ..., ни; тоже; также; не только ..., но и; как ..., так и);
      б) ССП с разделительными союзами (то ..., то; не то ..., не то; или; либо; то ли ..., то ли);
      в) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).

      Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Группы сочинительных союзов

Соединительные

Разделительные

Противительные

и, да (=и),

ни... ни,

тоже,

также

то... то,

или (иль),

либо... либо,

не то... не то,

то ли... то ли

а, но, да (=но),

зато, однако,

не только... но и


Ребята, посмотрите на схему, в ней заполнена только одна ячейка, а что мы можем написать в остальных?


Сложносочиненные













Первичная проверка понимания

Возможный приём

Перед большой дорогой немного отдохнём. Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…»

Сложносочиненное предложение –сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов

да

От одной части сложносочиненного предложения к другой можно задать вопрос

нет

Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации

да

Части сложносочиненного предложения связаны с помощью подчинительных союзов

нет

Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов

да


Физминутка.

Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.

Задание 2.

Проанализируем следующие предложения и проверим, сможете ли вы отличить друг от друга разные виды сложносочиненных предложений.

Предложения взяты из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Лев Николаевич Толстой – еще один знаменитый писатель, живший на Тульской земле. Ясная Поляна – имение Толстого – находится недалеко от Плавска. Л. Н. Толстой бывал и в Плавске у купца Бориса Филипповича Черемушкина неоднократно бывал .

Попробуйте определить, к какому виду относятся данные сложносочиненные предложения.

1.Княжна Марья всё ещё молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах её были любовь и грусть.

2. Через две недели после получения письма вечером приехали вперёд люди князя Василия, а на другой день приехал он.

3.Никто ничего определённого не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке.

4.Пред пожаром очень редко мелькали чёрные фигуры людей, и из-за неумолкаемого треска слышались говор и крики.

5. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще.

6.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

7.Чёрная туча надвинулась, и стали видны молнии, освещавшие весь двор.

Первичное закрепление

Взаимопроверка.

Выпишите номера сложных предложений

Задание 3. Выписать номера предложений

1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд

ССП с соединительными союзами

ССП с разделительными союзами

ССП с противительными союзами

1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)

2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)

3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)

4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.)

5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.)

6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов)

7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.)

8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была

9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.)

Тест

1.Найдите сложносочиненное предложение.

А) Николай Иваныч женат, и дети у него есть.

Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.

В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.

2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение.

А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.

Б) Дверь заскрыпела, и лесник шагнул через порог

В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.

3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина

Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.

Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска

В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.

5. Найдите предложение сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью?

А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.

Б) Погода была прекрасная, но жара не унималась.

В) Николая Ивановича соседи уважают : штатский генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика.

Задание 5.

Сегодня мы разными способами учились определять виды сложносочиненного предложения. А теперь вы сами попробуете составить сложные предложения разных видов.

Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения. Определите их вид.

1.Русский язык является могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

2.Русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли. Другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём обогащается с поражающей быстротой.

И.С. Тургенев когда –то сказал : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».

Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам успешно сдать экзамены.

Рефлексия

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё написать


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое сложное предложение?

Какими бывают сложные предложения?

ССП делятся на ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами.


КЛАСТЕР

В рабочей тетради вы видите таблицу, но она заполнена не до конца. Посмотрите на неё и допишите всё, чтобы не осталось пустых ячеек.

- Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что правописание гласных в корне слова является одной из ведущих орфограмм в русском языке, так как в этом виде орфограмм учениками допускается большое количество ошибок.

1) Что вспомнили на уроке?

-Вспоминали правила, определяющие написание орфограмм


2) Что делали?

-Опознавали орфограммы в тексте, классифицировали их, группировали по видам

- сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;

- закрепляли знания через применение их на практике;

- готовились к выполнению задания ГИА В9

- Что вам помогало в работе?

Подводя итоги, я предлагаю обратиться к таблице

Задание

Количество баллов

1


2


3


4


5


Оценка за урок



Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.

Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, поставьте себе оценку за урок.

1-5 баллов

«1»

6-10 баллов

«2»

11-15 баллов

«3»

15-20 баллов

«4»

21-25 баллов

«5»

V. Домашнее задание.

1.Написать мини-сочинение на тему «Весна в моём селе», используя сложносочинённые предложения разных видов.

2. Из текстов художественных произведений выпишите предложения разных видов





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!