Дата: 19.04.2021г Урок № 88 Класс: 10
Предмет:русский язык Учитель: Аппазова Э.Н
Тема: Сложносочинённые предложения
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний
Цель урока:
1) познакомить обучающихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению;
2)научить определять вид ССП, научить различать виды ССП.
Задачи:
-предметные:
-формирование умений определять вид сложносочиненного предложения;
-формирование умений различать виды сложносочиненных предложений;
-формирование умений употреблять в речи сложносочиненные предложения;
-развитие пунктуационных навыков;
-метапредметные:
-организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников;
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
-личностные:
-способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать
в коллективном обсуждении проблемы;
-развитие навыков монологической речи;
-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
Оборудование: ноутбук, презентация, учебник, рабочие листы.
Ход урока
Организационный этап. Проверка д/з.(упр.264)
Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (СЛАЙД)
-Знакомы ли вы с произведениями Тургенева?
II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Актуализация знаний
Предложения из произведений И.С. Тургенева помогут начать работу над темой урока.
Рассмотрите внимательно данные предложения и скажите, что их объединяет?
1)Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (И. Тургенев)
2)В наших краях люди знают толк в пении, и недаром село Сергиевское славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом.(Певцы)
3)Еще нигде не румянилась заря, а на востоке небо уже забелелось.
На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?
Количество грамматических основ.
Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения
Если предложение союзное, попробовать от одной части предложения к другой задать вопрос.
Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения.
Какие это сложные предложения?
Задание 1.
Выполним первое задание. Найти сложные предложения, определить их вид.
ТЕКСТ 1
(1)Я отвернулся и быстрыми шагами стал спускаться с холма, где лежит Колотовка. (2)У подошвы этого холма расстилается широкая равнина; она как будто сливалась с потемневшим небом.(3) Я сходил большими шагами по дороге вдоль оврага.(4) Вдруг где-то далеко в равнине раздался звонкий голос мальчика. (5)«Антропка! Антропка-а-а!..» — кричал он с упорным и слезливым отчаянием, долго, долго вытягивая последний слог. (6)Голос умолкал на несколько мгновений, и мальчик снова принимался кричать. (7)Голос его звонко разносился в неподвижном, чутко дремлющем воздухе. (8)Второй голос более не откликнулся, а мальчик снова принялся взывать к Антропке. (9)Возгласы его, более и более редкие и слабые, долетали еще до моего слуха, когда уже стало совсем темно. (Тургенев И.С . Певцы.)
сложносочиненное | сложноподчиненное | бессоюзное сложное |
| | |
ТЕКСТ 2
Мельник предложил мне переночевать в избе, но я предпочел остаться на открытом воздухе. (2) Мельничиха принесла нам молока, яиц, картофелю, хлеба. (3) Скоро закипел самовар, и мы принялись пить чай. (4)С реки поднимались пары; кругом кричали коростели. (5) Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.(6) Мы разложили небольшой огонек. (7) Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать... (8) Легкий сдержанный шёпот разбудил меня. (9) Я поднял голову: перед огнем сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Тургенев И.С. Ермолай и мельничиха.)
сложносочиненное | сложноподчиненное | бессоюзное сложное |
| | |
ТЕКСТ 3
(1)Я добрался до сеновала и лег на только что скошенную, почти высохшую траву. (2) Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (3)Жара и усталость взяли свое, и я заснул мертвым сном. (4)Всё уже потемнело, когда я проснулся.(5) Разбросанная трава сильно пахла и чуть-чуть отсырела. (6)Сквозь тонкие жерди полураскрытой крыши слабо мигали бледные звездочки. (7) Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след.(8) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась еще теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного дуновенья. (9)Ветра не было. (Тургенев И.С. Певцы)
сложносочиненное | сложноподчиненное | бессоюзное сложное |
| | |
Вернёмся к трём предложениям, с которыми мы работали в начале урока. Вы уже правильно определили, что это сложносочиненные предложения.
Ребята, чем различаются эти предложения?
Определение темы урока
Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь на сегодня на уроке?
Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (И. Тургенев)
В наших краях люди разбираются в пении, и недаром село Сергиевское славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом.(Певцы)
Еще нигде не румянилась заря, а на востоке небо уже забелелось.
По рядам записать, выделить грамматические основы
Определение цели урока
У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю – хочу знать — узнал». Первая колонка в ней уже заполнена.
-Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».
Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Какие виды сложносочиненных предложений существуют в русском языке?
Таблица «З-Х-У»
Я понял, что вы хотите узнать.
Что такое знания? Знания –это проверенная
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Что такое сложносочиненное предложение? | Какими бывают сложносочиненные предложения? | |
Первичное усвоение новых знаний
Что такое знания? Знания –это проверенная информация. И сегодня я вас научу некоторым способам работы с информацией.
Ребята, из каких источников мы можем получить новую информацию?
-Учебник, учитель, интернет.
ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).
Прочитайте материал
Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков.
Сделайте пометки на полях:
«+» - если считаете, что это вам известно;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
а) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни ..., ни; тоже; также; не только ..., но и; как ..., так и);
б) ССП с разделительными союзами (то ..., то; не то ..., не то; или; либо; то ли ..., то ли);
в) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Группы сочинительных союзов |
Соединительные | Разделительные | Противительные |
и, да (=и), ни... ни, тоже, также | то... то, или (иль), либо... либо, не то... не то, то ли... то ли | а, но, да (=но), зато, однако, не только... но и |
Ребята, посмотрите на схему, в ней заполнена только одна ячейка, а что мы можем написать в остальных?
Сложносочиненные
Первичная проверка понимания
Возможный приём
Перед большой дорогой немного отдохнём. Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…»
Сложносочиненное предложение –сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов | да |
От одной части сложносочиненного предложения к другой можно задать вопрос | нет |
Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации | да |
Части сложносочиненного предложения связаны с помощью подчинительных союзов | нет |
Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов | да |
Физминутка.
Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.
Задание 2.
Проанализируем следующие предложения и проверим, сможете ли вы отличить друг от друга разные виды сложносочиненных предложений.
Предложения взяты из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Лев Николаевич Толстой – еще один знаменитый писатель, живший на Тульской земле. Ясная Поляна – имение Толстого – находится недалеко от Плавска. Л. Н. Толстой бывал и в Плавске у купца Бориса Филипповича Черемушкина неоднократно бывал .
Попробуйте определить, к какому виду относятся данные сложносочиненные предложения.
1.Княжна Марья всё ещё молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах её были любовь и грусть.
2. Через две недели после получения письма вечером приехали вперёд люди князя Василия, а на другой день приехал он.
3.Никто ничего определённого не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке.
4.Пред пожаром очень редко мелькали чёрные фигуры людей, и из-за неумолкаемого треска слышались говор и крики.
5. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще.
6.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
7.Чёрная туча надвинулась, и стали видны молнии, освещавшие весь двор.
Первичное закрепление
Взаимопроверка.
Выпишите номера сложных предложений
Задание 3. Выписать номера предложений
1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд |
ССП с соединительными союзами | ССП с разделительными союзами | ССП с противительными союзами |
1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)
2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)
3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)
4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.)
5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.)
6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов)
7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.)
8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была
9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.)
Тест
1.Найдите сложносочиненное предложение.
А) Николай Иваныч женат, и дети у него есть.
Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.
В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.
2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение.
А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.
Б) Дверь заскрыпела, и лесник шагнул через порог
В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.
3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.
А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина
Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.
А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.
Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска
В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.
5. Найдите предложение сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью?
А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.
Б) Погода была прекрасная, но жара не унималась.
В) Николая Ивановича соседи уважают : штатский генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика.
Задание 5.
Сегодня мы разными способами учились определять виды сложносочиненного предложения. А теперь вы сами попробуете составить сложные предложения разных видов.
Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения. Определите их вид.
1.Русский язык является могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
2.Русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли. Другому языку потребовались бы для этого целые фразы.
3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём обогащается с поражающей быстротой.
И.С. Тургенев когда –то сказал : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».
Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам успешно сдать экзамены.
Рефлексия
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё написать
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Что такое сложное предложение? | Какими бывают сложные предложения? | ССП делятся на ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами. |
КЛАСТЕР
В рабочей тетради вы видите таблицу, но она заполнена не до конца. Посмотрите на неё и допишите всё, чтобы не осталось пустых ячеек.
- Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что правописание гласных в корне слова является одной из ведущих орфограмм в русском языке, так как в этом виде орфограмм учениками допускается большое количество ошибок.
1) Что вспомнили на уроке?
-Вспоминали правила, определяющие написание орфограмм
2) Что делали?
-Опознавали орфограммы в тексте, классифицировали их, группировали по видам
- сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;
- закрепляли знания через применение их на практике;
- готовились к выполнению задания ГИА В9
- Что вам помогало в работе?
Подводя итоги, я предлагаю обратиться к таблице
Задание | Количество баллов |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
Оценка за урок | |
Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.
Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, поставьте себе оценку за урок.
1-5 баллов | «1» |
6-10 баллов | «2» |
11-15 баллов | «3» |
15-20 баллов | «4» |
21-25 баллов | «5» |
V. Домашнее задание.
1.Написать мини-сочинение на тему «Весна в моём селе», используя сложносочинённые предложения разных видов.
2. Из текстов художественных произведений выпишите предложения разных видов
11