Тема: Списывание деформированного текста.
Цели: совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст, определять тему и тип текста, озаглавливать текст,устанавливать связь между предложениями; развивать речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний
IV. Работа по теме урока
Восстановление деформированного текста
Упр. 110 (с. 66).
— Прочитайте части текста.
— Прочитайте вводную часть текста. Как вы определили, что это первая часть? (Там описывается, где происходит действие рассказа. Первое предложение начинается со слова однажды.)
— Прочитайте вторую часть текста. Что помогло вам определить вторую часть? (Последнее предложение первой части по смыслу связано с первым предложением второй части.)
— Прочитайте третью часть текста. Объясните свой выбор. (В ней рассказывается, как мальчики поступили.)
— Прочитайте последнюю часть текста. Как вы поняли, что это заключение? (В этой части автор подводит итог всего рассказа.)
— Прочитайте весь текст.
2. Беседа по содержанию
— Определите тип текста. (Повествование.)
— О чём говорится в тексте? Какова его тема?
— Что вас особенно взволновало в этом повествовании?
— О какой птице идёт речь?
— Что вы знаете о дроздах?
— Как вы поняли, почему птенчик оказался на земле? (При сильном испуге дроздята могут выскочить из гнезда.)
— Что вы узнали о гнёздах дроздов? (Дрозды вьют гнёзда из сухой травы и тонких прутиков, изнутри вымазывают гнездо глиной.)
— Как вы поняли, почему мальчики смогли «водворить» гнездо на место? (Дрозды сооружают их невысоко: на пнях, в кустах, иногда даже на земле.)
— Как кричат дрозды в случае опасности? (Они кричат очень громко, отпугивая врагов.)
3. Лексическая работа
— Как называет автор крики взрослых дроздов? (Громкие голоса)
— Прочитайте, как кричал птенец. (Из травы доносился тоненький писк.)
— Опишите, каким был птенчик. Как вы понимаете значение слова головастый?
— Что значит «водворили»? (Вернули на прежнее место.)
— Какими словами автор подчёркивает, что дрозды перестали кричать мгновенно? (Сразу смолкли.)
— Как автор заменяет в тексте слово птенцы, чтобы избежать повторов? (Птенчики, детишки.)
— Как автор называет взрослых птиц? (Дрозды, родители.)
V. Продолжение работы по теме урока
1. Орфографическая подготовка
— Найдите в тексте группы однокоренных слов. (Птицы, птенцы, птенчик; писк, попискивал.)
— Найдите в каждой группе проверяемое и проверочное слово.
2. Анализ предложений текста
— Найдите в тексте предложения с однородными членами. Графически объясните постановку знаков препинания.
3. Работа над списыванием (Учащиеся самостоятельно пишут текст. Самопроверка, редактирование текста.)
VI. Подведение итогов урока
— Какие умения мы закрепляли при работе над списыванием текста?
— Какие орфограммы вы вспомнили?
— Кто доволен своей работой?
— Какие трудности вы испытывали?
Домашнее задание
Повторить словарные слова