МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШКОЛА №85 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Конспект
урока по русскому языку
Соловьевой Алины Васильевны
Тема: Значение суффиксов. Обозначение слов с помощью суффиксов.
Класс: 3
Тема: Значение суффиксов. Обозначение слов с помощью суффиксов.
Цель: Образовательная:
- совершенствовать знания значимых частях слова;
- формировать у учащихся умения образовывать новые слова с помощью суффиксов;
-углублять представления о значении суффикса в слове;
Развивающая:
-расширять словарный запас учащихся;
-развивать орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Воспитательная:
-воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, интерес к предмету.
-воспитывать аккуратность
Тип: урока: применение знаний, умений и навыков.
Оборудование: презентация.
Хронометраж урока
1.Организация начала урока-------------------------------------------------------------------1 мин.
2. Проверка домашнего задания ------------------------------------------------------------- -4 мин.
3. Сообщение ученикам темы и цели урока. –--------------------------------------------- 2 мин.
4. Осмысление содержания и последовательность применения способов выполнения действий-------------------------------------------------------------------------------------------35 мин
4.1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах
4.2. Выполнение упр. 174
4.3. Выполнение упр. 173
Физминутка --------------------------------------------------------------------------------------1 мин
4.4. Выполнение упр. 175
5. Итог урока -------------------------------------------------------------------------------------1 мин.
6.Сообщение домашнего задания ------------------------------------------------------------1 мин.
Содержание урока
Организация начала урока
- Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на свои рабочие места. Всё ли вы подготовили к уроку? Присаживайтесь.
Проверка домашнего задания. -Что было задано домой?( упр.172.)
-Что нужно было сделать в этом упражнении?(Списать, вставляя пропущенные буквы, Объяснить написание слов с пропущенными буквами, найти в этих словах суффиксы, какое значение носит суффикс в данном слове)
Березонька- оньк
Дождинки – инк
Травинки – инк
Тоненький – енье
Ледок – ок
Беленький – еньк
Снежок – ок
.
-Молодцы, ребята, домашнее задание мы выполнили.
Актуализация и коррекция знаний (слайд 1)
- Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Выполним минутку чистописания: на первой строке– запишем инк и оньк, на второй-имя Лизонька , а на третьей –снежинки .
А на четвертой строке запишем такое предложение
Лизонька ловила с неба снежинки. и выделим карандашом суффиксы
Сообщение темы, цели и задач урока
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами, проведем словарную работу и выполним разбор слова по составу, будем работать по учебнику.
4. Осмысление содержания и последовательность применения способов выполнения действий
4.1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах
— Посмотрите на слайд, тут написаны слова , прочитайте их.
Лисица, лисичка, лисонька, лиса.(слайд 2)
— Что общего у этих слов? Чем они отличаются?(это животное, у слов общий корень, но разные суффиксы)
— Ребята для чего служит суффикс?( образования новых слов)
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
(слайд 3)
Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.
Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.
Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ— суффикс места.
Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).(Слайд 3)
Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.
4.2.Выполнение упр. 174
- Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)
- Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?(голубушка,перышки,глазки,ангельский)
- А кто помнит мораль басни? Расскажите.
- Спишите. Выделяя в И.С. и И.П. знакомые суффиксы а в глаголах приставки.
-Давайте выполним фонетический разбор слова быть.
4.3. Выполнение упр.173, стр.93
-Откройте учебники на странице 93, давайте разберем упражнение № 173
- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?(потому что, все эти слова связаны с обедом)
- Объясните значение каждого слова, почему?
-Прочитайте скороговорку быстро,медленно.
- С помощью каких суффиксов образованы эти слова?(ниц,енк,онк)
- Спишите эти слова выделяя суф. – ниц- .
-молодцы , ребята!
-Пора нам немного отдохнуть.
Физминутка
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
4.4.Выполнение упр.175 стр.94
-Откройте учебник на странице 94,найдите упр.175
-Прочитайте, вставляя пропущенные буквы цепочкой
-Для справок вы можете использовать суффиксы, которые вам даны ниже.
-Спешите словосочетания, вставляя пропущенные суффиксы. Подчеркните в словах непроверенные орфограммы.
-Давайте составим предложение с любым словосочетанием.
-Давай запишем в тетради твое предложение.
5.Итог
-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
-Как суффиксы мы сегодня повторили?
6. Домашнее задание
Упр. 176(с. 94).
-Вам нужно. Прочитать. Образовать от данных слов однокоренные И.П. при помощи суффикса –оват- или – еват-.
Например : Ражий – рыжеватый.
После чего спишите. Выделяя суффиксы.