СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок.»

13.11.18 год. Русский язык. 10 класс. (9 урок)

Тема: «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

Цели урока.

Обучающие цели:

- систематизировать знания о правописании приставок;

- организовать деятельность учащихся по формированию умения;

- определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием.

- совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

Развивающие цели:

- активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать;

- развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.

Воспитывающие цели:

- способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры;

- воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;

- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н.Г.Гольцовой, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Устная работа с эпиграфом к уроку:

“Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга”. Академик Л.Щерба

2) Орфоэпическая минутка. «Говори правильно» (по карточке)

ЕГЭ задание 4

1. В каком слове ударение падает на второй слог:

1) статуя;
2) каталог;
3) августовский;
4) пуловер.

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф;
2) эксперт;
3) кухонный;
4) творог.

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех;
2) на прОстынях;
3) они прАвы;
4) свежие тортЫ.

III. Целеполагание.

Найдите «третье лишнее» в цепочках слов:

1. бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный.

2. …говориться, …дешние, …дать.

3. пр…быть в город, пр…творить дверь,

пр…забавный малыш.

4. пред…стория, вы…грать, раз…скать.

(Жигурин С.работает у доски, остальные в тетради. Проверка по слайду)

Ответ

1. беЗгрешный

2. Здешние

3. прЕзабавный

4. выИграть


- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

- Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.

Целеполагание (цели и задачи урока) вспомнить – узнать – научиться.

Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

- Что такое приставка?

- Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

- Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

- В русском языке 58 активно действующих приставок.


IV. Изучение материала.

(учащиеся, глядя на таблицы из слайдов, вспоминают и формулируют правила написания приставок)

Презентация «Три группы приставок».

Не меняются на письме

Меняют З на С

перед глухими согласными

Различаются по значению

в –

за –

до –

над –

о –

об –

от –

пере –

по –

под –

пред –

про –

с -

без – (бес – )

вз – (вс –)

воз – (вос –)

из – (ис – )

низ – (нис – )

раз – (рас – )

роз – (рос – )

через – (черес –





пре –

при –



- В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок.

Все приставки в русском языке делятся на три группы:

первая группа – приставки, которые не меняются на письме,

вторая группа – приставки, которые меняют з на с перед глухими согласными,

и третья группа – это приставки, которые различаются по значению.


«Приставки на …з и …с»


без – (бес – ) низ – (нис –)

вз – (вс –) раз – (рас –)

воз – (вос –) роз – (рос – )

из – (ис – ) через – (черес – )


Перед звонкими согласными …з б в г д ж з / л м н р й / избить

Перед глухими согласными …с п ф к т ш с / х ц ш щ / испить


Запомните.

  1. Приставка с – всегда пишется одинаково, независимо от произношения

(сделать, сжечь)

2) В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.

3) В составе сложных слов пишется з (близсидящий, Близстоящий)

4) Правописание приставок роз – (рос – ) и раз – (рас – ) определяется ударением:


Без ударения – а, под ударением – о

рассыпать – россыпи; развалиться – розвальни;

распускать – роспуск; разыграть – розыгрыш;

расписание – роспись; раздать – розданный;

рассказ – россказни; разыскать – розыск


- Третья группа приставок – это приставки пре – и при –. Правильное написание приставок пре – и при – связано с пониманием их лексических значений.


Приставки третьей группы

(различаются по значению)

ПРЕ – ПРИ

1 высшая степень, «очень» 1 приближение (приехать)

(предобрый, преуспевать) 2 присоединение (прибить)

2 близкое к значению «пере», 3 близость (пригород)

«через» 4 неполное действие (прилечь)

(преодолеть, преградить, 5 доведение действия до конца

пресечь, преступление) (придумать, приготовить)


Запомните слова-исключения (словарные слова).

ПРЕ –

ПРИ –

Препятствия, препоны, преисподняя,

прегрешения, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преподобный, прелюбодей, преувеличить, (камень) преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, президиум, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, превалировать, претендент, прецедент, префект…

Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, присяга, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, причёска, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, приличный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет, приукрасить, прихотливый…



- Когда в словах после приставок пишется гласная Ы, а когда И?

Правило достаточно простое:
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением: 

  • играть - подыграть, разыграть, сыграть; 

  • искать - отыскать, подыскать, разыскать;

  • интегральный - подынтегральный;

  • июльский - предыюльский.  

Рассмотрим исключения из правила, то есть случаи, когда после приставки, оканчивающейся на согласную, пишется не Ы, а И.
1. И пишется после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-:

  • межинститутские соревнования, 

  • сверхизысканный.
    2. 
    И пишется после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-:

  • двухимпульсный.
    3.
     И пишется после иноязычных приставок и частиц ДЕЗ, 

    КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-: 

  • дезинформация, 

  • контригра, 

  • постимпрессионизм, 

  • субинспектор, 

  • суперинтендант, 

  • трансиорданский, 

  • панисламизм.

4. И пишется в сложносокращённых словах:

  • пединститут, 

  • спортинвентарь и т.д.
    5. И пишется в слове взимать.
    6. И пишется после приставок, оканчивающихся на   
        гласную: поискать.


V. Физминутка. Гимнастика для глаз

Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.


VI. Закрепление материала.

1.Работа по учебнику.

Упражнение 138 на странице 87 (устно)

2. Работа с текстом (текст распечатан)

Задание.

1. Прочитайте фрагмент работы В. Соловьева «Смысл любви».

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

3.Выпишите  слова с пропуском букв в приставках в три столбика, сформулировав основание для распределения.

        Дар  слова  есть  натуральная  пр_надлежность  человека,  язык  не выдумывается  как и любовь.  Однако было бы крайне п_чально  если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_це(с,сс)у  который сам собою в нас пр_и(з,с)ходит, если бы мы говорили так как поют птицы  пр_давались бы естественным с_ч_таниям звуков и слов для выр_жения невольно пр_ходящих через нашу душу  чу_ств и пр_дставлений, а не делали из языка орудия  для  п_следовательного  пр_ведения  извес_ных  мыслей,  средства для  д_стижения  р_зумных  и  с_знательно  п_ставленных целей. При исключительно па(сс,с)ивном  и  бе_сознательном  о_ношении  к дару слова не  могли бы  образоваться  ни наука  ни иску(с,сс)тво  ни гражданское о_щежитие   да и самый язык  вследствие  недостаточного  пр_менения  этого дара  не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных  своих  пр_явлениях.

4. Определите тему и основную мысль текста.

5. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.

3. Тест.

Задание 10 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны каждому ученику)

1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1. пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2. сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3. п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4. чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5. вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

Ответ: 124

2.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить

  2. пр..рывать, пр..стать, пр..маленький

  3. ад..ютант, бул..он, компан..он

  4. об..рвать, д..йти, от..двинуть

  5. р..списка, р..зыск, р..спись

Ответ: 14

  1. Пресечь, преодолеть, преградить

  2. Прерывать, пристать, премаленький

  3. Адъютант, бульон, компаньон

  4. Оборвать, дойти, отодвинуть

  5. Расписка, розыск, роспись

3.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть

  2. пр..влечь, пр..дание, пр..дирки

  3. пр..бежище, пр..берег, пр..украсил

  4. пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык

  5. пр..рекаться, пр..красный, пр..милый

Ответ: 35

  1. Пресечь, пригласил, приоткрыть

  2. Привлечь, предание, придирки

  3. Прибежище, приберег, приукрасил

  4. Прадед (исключение), прообраз, праязык

  5. Пререкаться, прекрасный, премилый

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. ..десь, ..даваться, ..дание

  2. и..бавиться, и..резать, и..менить

  3. ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить

  4. р..спись, р..списаться, р..зыск

  5. пр..лечь, пр..своил, пр..открыл

Ответ: 25

  1. Здесь, сдаваться, здание

  2. Избавиться, изрезать, изменить

  3. Расписание, разбежаться, разукрасить

  4. Роспись, расписаться, розыск

  5. Прилечь, присвоил, приоткрыл


VII. Итог урока.

- Чем мы с вами занимались на уроке?

- Какие правила повторили?

- Расскажите правила и приведите примеры.


VIII. Рефлексия.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

2. Урок мне показался (коротким / длинным)

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)

4. На уроке мне было (интересно / скучно)

5. За урок я (устал / не устал)


VIII. Домашнее задание.

Выучить П.26,27,28

Выполнить упражнения 143, 148

Решить КИМ ЕГЭ задание 10






























Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,

6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,

в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,

6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,

в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,

6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,

в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.



Ответы: 1. б; 2. в; 3. 1), 2), 5), 7), 10) ; 4. Г; 5. в.

0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!