СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 3 классе "Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 3 классе "Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова"»

Тема: Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Тип занятия: урок русского языка

Цель: формирование понятия устаревшие слова (архаизмы и историзмы)

Задачи:

Образовательные: учить находить в тексте и правильно употреблять в речи устаревшие слова; учить пользоваться толковым словарем, учить сравнивать, выделять главное.

Развивающие: развивать речь учащихся, память, мышление, расширять словарный запас; развивать умение работать в группах.

Воспитательные: воспитывать уважение и бережное отношение к родному языку, к истории своего народа.


Ход урока:

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Добрый день, гости званные! Я рада видеть вас на нашем занятии.


II. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня я предлагаю совершить экскурсию в прошлое и вернуться на много лет назад.

- Представьте себя в старинном городе (Слайд 1).

- Нас встречают люди, они о чем-то говорят.

- Давайте послушаем разговор двух девушек, все ли нам будет понятно? Прислушайтесь и постарайтесь запомнить непонятные слова.


Барыня и служанка (инсценировка). (Сценку показывают заранее подготовленные ученицы.)

- Марфа! Марфа!

- Слушаюсь барыня.

- Сколько можно звать тебя? Целый день без дела лытаешь!

- Никак не лытаю, барыня.

- Что за дело пытаешь?

- В хоромах прибираюсь.

- Меня в гости позвали, помоги нарядиться! Подай мне зерцало!

- Примите, барыня.

- Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумила?

- Вразумила, барыня. Будет выполнено.


- Мы с вами услышали разговор двух девушек.

- Ребята, все ли вам понятно из этого разговора?

- Значения каких слов вам были не понятны? (Слайд 2)

-Сможете объяснить значение этих слов?

-В этом диалоге мы встретили слова (Слайд перевод)

Лытать – уклоняться от дела, бегать без дела.

Пытаешь – делаешь.

Хоромы – жилые деревянные строения.

Ланиты – щёки.

Уста – губы.

Зерцало – зеркало.

Вразумила – поняла.

Теперь нам стало понятно о чём разговаривали девушки.

-Употребляем мы в повседневной речи эти слова?

У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут, уходят из жизни, устаревают. Меняется жизнь – меняются слова.

-Как вы думаете, о каких словах мы будем сегодня говорить на занятии?

Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими.

- Сформулируйте тему занятия: Устаревшие слова. (на доске)

- Кто их использует и для чего? (Их используют писатели, поэты, ученые, для того чтобы погрузится в эпоху прошлого, лучше представить жизнь того времени).

-Чаще всего в каких произведениях мы можем их встретить? (В сказках, в былинах, в пословицах, книгах, рассказывающих об истории нашей страны)

-Как вы думаете, зачем нам нужно знать устаревшие слова? (Они помогают лучше понять, как жили наши предки. Если не знать их значения, то сложно понять, что хотел сказать автор)

-Где мы можем найти информацию об этих словах?

-Учёными создаются словари, в которых толкуются все слова, существующие до нашего времени (выставка словарей).


А ещё существует замечательный словарь, в котором вы найдёте значение многих устаревших слов. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка», его автор и составитель Владимир Иванович Даль.

-Как расположены слова в словаре? (В алфавитном порядке)

- Какую задачу вы ставите перед собой сегодня на занятии? (Познакомится с некоторыми устаревшими словами и выяснить, почему многие слова исчезают из нашей жизни. Учиться находить их в тексте. Учиться работать со словарями)


III. Основной этап (решение учебной задачи)

У вас на столах есть рабочий лист. Найдите задание № 1. Прочитайте. (Слайд 1)

(На рисунке указаны названия частей тела. Переведите эти слова на современный язык с помощью рисунка и запишите получившийся вариант)

Запишите к каждому слову современный вариант

Чело- лоб

перст- палец

длань- ладонь

десница- правая рука

вежды- веки

око- глаз

ланита- щека

уста- губы

выя- шея

рамена- плечи

шуйца – левая рука



- Скажите, как раньше назывались лоб, глаз, рука?

- Почему мы сейчас не употребляем эти слова? (Мы сейчас не употребляем эти слова, потому что их заменили новыми словами).

-Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках.

-На столе у вас конверты с частями пословиц. Вам необходимо собрать пословицы и объяснить их смысл (Работа в парах)

Проверка выполнения задания. (Слайд 2)

Не верь чужим речам, верь своим очам. (Нужно верить только тому что видишь, а не тому, что говорят люди)

Око видит, да зуб неймёт. (не берёт) (Невозможность получить то, что кажется доступным)

Здоровье надо беречь, как зеницу ока.

-На какое сочетание слов в этой пословице вы обратили внимание? (беречь, как зеницу ока)

-Как называются в русском языке такие устойчивые словосочетания? (Фразеологизмы)

-Объясните, что обозначает этот фразеологизм.

(Зеница ока - это выражение означает глазной зрачок. Место уязвимое, чувствительное, ранимое, но чрезвычайно важное для человека или животного.) – -Объясните смысл всей пословицы (Относиться к здоровью с особой осторожностью и заботой; оберегать как что-то очень ценное)

Вывод:

Многие слова ушли, потому что вместо них появились новые.

- А знаете ли вы, что у этих устаревших слов сохранились слова – родственники?

Самих этих слов уже не существует, а вот их однокоренные слова мы используем и сейчас.

Так, например, слово «окно» было образовано от слова «око», что значит? (Глаз)

И окна сначала делали круглыми, как око. Теперь окна в основном имеют другую форму, но по –прежнему называются «окна». От слова «око» произошло и слово «очки».

Достать из мешочка- перстень, перчатка, наперсток. Как вы думаете, от какого слова произошли эти слова? (Перст)

Совершенно верно. Все эти слова объединяет один древний общий корень – перст. Перстом раньше славяне называли палец. Поэтому происхождение слова «перчатка» восходит к персту. Все вышеперечисленные слова обозначают предмет, который надевали на палец (наперсток, перстень), а в случае перчаток – на пальцы.

IV. Физ. минутка

Предлагаю поиграть с устаревшими словами. (Игру проводит заранее подготовленный ученик.)

Задание: я называю устаревшие слова, а вы показываете руками части тела человека.

Вы пощелкайте перстами,

Улыбнитесь мне устами,

Выю дружно наклоняйте

И ланиты все погладьте.

Поднимите очи вверх,

А потом смотрите вниз,

Вправо, влево постреляйте,

Всё сначала начинайте.

V.Самостоятельная работа.

Итак, ребята, где чаще всего мы можем встретить устаревшие слова? (В сказках, былинах, пословицах.)

- Кто является главным героем былин? (Богатыри)

-Кто такие богатыри? (Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек очень большой силы, стойкости и отваги)

-Рассмотрим репродукцию всем нам известной картины. (Слайд 3)

-Кто автор картины? Как называется картина? (Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»)

Рассмотрите изображение древнерусских воинов. Опишите их (На голове у них военные шлемы, на туловище - специальная защитная рубаха из металлических колец, называется кольчуга. Обратите внимание на оружие, которое использовалось много лет назад: меч, щит, копье, лук, колчан со стрелами, палица, булава.)

В рабочем листе найдите задание 2. Прочитайте. (Соотнести слово и его значение)

При необходимости воспользуйтесь словарем. (Слайд 4)


Кольчуга



ударно-дробящее холодное оружие в виде рукояти с шаровидной ударной частью 


Булава

старинный боевой головной убор в виде высокого суживающегося кверху шлема с шишкой наверху


Латы


сумка, футляр для стрел.



Колчан

броня, кольчатая рубаха, доспех из мелких колец.



Шишак


доспех из различных по форме и размеру металлических пластин, откованных по форме частей тела воина и лошади, для их защиты.

Проверка выполнения задания. (Дети зачитывают ответы)

- Используем ли мы сейчас эти слова? Почему?

Слова уходят из языка, если из жизни уходят предметы, явления, вещи.

-А где мы можем увидеть все эти предметы? (В музее)

-Что такое музей? (Музе́й — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников  истории и культуры)

- Чем вооружен современный воин? Опишите его.

Современный солдат – это не славянский воин, идущий в бой в кольчуге и с мечом. Но мужество, отвага и самое главное – верность отличительные черты настоящего воина во все времена. Как и много лет назад днем и ночью наши современные воины стоят на страже Родины, охраняют границы страны от нападений врагов. 

Предлагаю вам сейчас послушать стихотворение Т. Курбатовой «Три защитника»

Три защитника, три брата, три богатыря

Русь на воинов богата, говорят не зря!

С поля боя нет возврата,

Мать – земля, родные хаты

Эй, смелее в бой ребята!

Меч и лук, копьё, булава,

Щит и верный конь.

Враг не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы

Боевой огонь!

-Посмотрите ребята, на задания, которые вы выполняли. Что вы можете сказать об устаревших словах, с которыми мы сегодня познакомились? На какие две группы мы можем их разделить? (Некоторые слова ушли, вместо них появились новые, а некоторые слова ушли, потому что они обозначали предметы, вышедшие из употребления).

Давайте наш вывод проверим.

Прочитаем правило на рабочем листе.

Историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением соответствующих предметов и явлений.

Архаизмы - это слова, которые в связи с появлением новых слов, вышли из употребления. Но их синонимы есть в современном русском языке.

(На доске закрепляются таблички (Историзмы, архаизмы)

На доске карточки с устаревшими словами. Задание распределить слова на две группы. (У доски работают два ученика)

Проверка работы у доски (исправление ошибок)

историзмы

архаизмы

булава

злато

веретено (ручное орудие для наматывания нитей при прядении)

перст

Вершок( старорусская единица длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца)

град

Боярин(человек принадлежавший к высшему обществу на Руси)

ланиты

кольчуга

зерцало

VI. Закрепление (исследовательская работа в группах).

-Все вы знакомы со сказками А.С. Пушкина. Назовите, какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе»)

-Следующее задание вы будете выполнять в группах. Давайте повторим правила работы в группах (Не перебивать друг друга. Найти общее решение)

Каждой группе предлагается задание и план ответа. (Раздать листочки с заданием)

(Прочитать отрывок из сказки А.С. Пушкина, назвать сказку, найти устаревшее слова, объяснить значение, определить к какой группе оно относятся. (работают со словарем). Ответы детей иллюстрируются слайдами.

Задание для 1 группы:

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына Бог им дал в аршин (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане….»

Аршин (историзм) - старинная русская мера длины, равная 0,711 метра.

Задание для 2 группы:

Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Воевода (историзм)- в славянских государствах — должность начальника войска

Задание для 3 группы:

«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».

(А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Полба- (архаизм)- это полудикий сорт пшеницы (каша из пшеницы)


-Молодцы, ребята, все хорошо справились с заданием.

VII.Рефлексия деятельности.

- Подходит к концу наша экскурсия. Прочитаем на экране высказывание.

Из года в год меняет лес свои листья, старые опадают. Так и слова ветшают и гибнут. Но родятся и крепнут, как будто дети, им на смену новые.

- О каком языковом явлении говорится в тексте? (Об устаревших словах)

-А зачем нужно изучать устаревшие слова? (

-Какие слова называются историзмы, а какие архаизмы?

- Оцените свою работу на уроке

На доске прикреплено дерево жизни (яблоня).

Напишите любое устаревшее слово на яблоке. Красные, если вам на занятие было всё понятно, зелёные яблоки – если были затруднения.

Прикрепите яблоки на дерево.

Посмотрите какое дерево жизни у нас получилось.

Корни –наша история, ветки, наша современная жизнь, и в ней –встречаются устаревшие слова. Устаревшие слова- это подарок нам от предков, мы должны его бережно хранить и никогда не забывать.

-Спасибо, ребята, вам за работу. Вы большие молодцы!

-К следующему уроку составьте кроссворд на тему «Устаревшие слова»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!