СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 3Г классе

Категория: Русский язык
Тема: Текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Типы текстов».

  1. Организационный момент.

Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас.

Повернулись, улыбнулись,

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят.

На столах у каждого из вас лежат оценочные листы «Листы успеха», в которых будете оценивать свою работу на каждом этапе урока по трёх бальной системе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3Г классе»

Тема: «Типы текстов».

  1. Организационный момент.

Добрый день и добрый час!

Очень рады видеть вас.

Повернулись, улыбнулись,

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят.

На столах у каждого из вас лежат оценочные листы «Листы успеха», в которых будете оценивать свою работу на каждом этапе урока по трёх бальной системе.

  1. Словарная работа.

Замените одним словом: полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения (дорога)

Верно, сегодня мы поговорим о слове «дорога». В словаре Ожегова я нашла такое определение дороги.

  • Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. (По дороге к дому)

  • Путешествие, пребывание в пути. (Устал с дороги.)

Какая орфограмма в этом слове? (опасное место) /безударная гласная о/

Верно, это слово нельзя проверить. Поэтому давайте запишем его в словарь и запомним его написание.

Слово трудное попалось,

Это братцы не беда:

Нарисуем в слове букву –

Не забудем никогда.

Учащимся предлагается записать слово в индивидуальные словарики, используя приём мнемотехники. (буква «О» – автомобильное колесо.)

А теперь ответьте на такой вопрос: какая бывает дорога? (шоссе, железная дорога, просёлочная дорога, грунтовая дорога) Посмотрите, пожалуйста, на слайды с видами дорог.

Во время ВОВ была Дорога жизни. Может кто-нибудь слышал, что это была за дорога? (Дорога жизни – путь через Ладожское озеро, по которому во время блокады Ленинграда в 1941-1943гг. осуществлялась связь с городом.)

Составьте со словом дорога предложение.

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Внимательно прочитайте слова. Определите последовательность и объясните свой выбор.

На доске: слова, слоги, звуки, текст, буквы, предложения.

Дети:

Звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст.

Обоснуйте свой ответ.

Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем, получаются слоги, из слогов можно составить слова. Из слов получаются предложения. А из предложений можно составить текст.

Какое слово в этой последовательности является завершающим? Почему?

С текстом мы с вами уже знакомы. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Обобщение по теме «Текст».

Цель: обобщить, повторить знания по теме «Текст».

В конце урока мы ответим на вопрос: Какие признаки текста вам известны?

  1. Основная часть урока по теме.

Для того чтобы ответить на контрольный вопрос, нам предстоит выполнить ряд заданий. Предлагаю преступить к первому. (Работа в парах)

Возьмите карточку розового цвета. В этой карточке две записи. Одна из них текст, а другая – нет. Определите, что является текстом. Обоснуйте свой ответ. 1.Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли ни землю.

2.По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Как красив лес в зимнюю пору!

Дети называют текстом первую запись. Свой выбор они объясняют тем, что в первой записи все предложения объединены одной темой, связаны по смыслу.

Что такое тема текста?

Это, то о чём или о ком говорится в тексте.

Какова тема этого текста?

Говорится о красоте деревьев. О красоте осенних деревьев.

Проведём дальнейшие исследования текста. Определите основную мысль текста.

Что такое основная мысль текста?

Это самое важное, главное, о чём говорит текст. Это, то к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст.

Какова основная мысль текста?

Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем лесу.

Все ли основные признаки текста названы?

Нет.

Какого еще одного признака не хватает?

Заголовка.

Что такое заголовок?

Краткое обобщенное обозначение темы текста. Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста.

Придумайте заголовок для нашего текста.

«Осень», «Красота осени», «Осенние деревья»

Оцените свою работу по этому заданию.

Ребята, осень любили не только писатели и поэты, но и композиторы. Предлагаю вам послушать отрывок из произведения Вивальди. Закройте глаза и представьте осеннюю картину.(слушают отрывок из цикла «Времена года. Осень»)

Какую картину представили?

  1. Закрепление знаний и способов действий.

Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи своё мнение)

Каждая группа получает своё задание.

Возьмите карточку жёлтого цвета.

Задание для 1 группы.
Окрась предложения из каждого текста одним цветом (текстовыми маркерами разного цвета).

Сто лет назад окраины Москвы освещались фонарями. Но они проедали с кашей большую часть масла, которая предназначалась для фонарей. В такие минуты до берегов доносится тихое пение и слышен далёкий колокольный звон. Заправлять их должны были пожарные. Голубые воды неподвижны днём и ночью. И поэтому даже извозчики боялись ехать туда, где царила кромешная тьма. Давным-давно на месте озера был славный град Китеж.

Задание для 2 группы.
Составь два стихотворения

Раз, два, три, четыре, пять,

Целый месяц под дождём

Кошка учится считать.

Мокнет крыша, мокнет дом,

Мокнут лужи и поля,

Потихоньку, понемножку

Мокнет мокрая земля.

Прибавляет к мышке кошку.

И далёко от земли

Получается ответ:

Мокнут в море корабли.

Кошка есть, а мышки нет.

Задание для 3 группы.
Отметь предложения, которые не соответствуют главной теме

Дети очень любят гулять в зимнем парке. Земля словно укрылась белым покрывалом. Лапы ёлок покрыты белым снегом. Медведь лакомится малиной. Всюду расцветают ландыши и подснежники. Мороз щиплет носы и щёки. Но мальчишкам и девчонкам совсем не холодно. Тепло ушам в шапках и рукам в тёплых перчатках.

Задание для 4 группы.
Прочитай стихотворение и выдели подходящие для него заглавия

Закатилось солнце за лесок,

Стал лесок и тёмен, и высок.

Кто-то притаился за сосной.

Что-то прошуршало за спиной,

Загорелись в ёлках огоньки…

Ой! – глаза у страха велики.

В.Леванский

  • Темнота

  • В лесу

  • Сосны

  • У страха глаза велики

Оцените свою работу в листе успеха.

Физкультминутка.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Индивидуальная работа. Дифференцированные задания.

Возьмите карточку синего цвета.

Перед вами задания разной сложности. На 3, 2 и 1 балл. Выберите одно задание и выполните его.

Задание на 1 балл.

Расположи предложения так, чтобы получится связный текст. Выбери наиболее подходящий заголовок.

___ Галчонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.

___ Миша нашёл под деревом грачонка, который дрожал от холода.

___У галчонка отросли крылья, и он улетел.

  • Миша

  • Чёрный галчонок

  • Помощь птице

Задание на 2 балла.

Из слов каждой группы составь предложение. Придумай название (заголовок)

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой.

Топал, слон, ногой.

Задание на 3 балла.

Составь текст по опорным словам и заголовку.

Утро.

Утро, солнышко, из-за леса, роса, сверкает, блестит, река, лодка, рыбак, вот, улов.

Оцените свою работу.

  1. Контроль и самопроверка знаний.

Тест «да или нет»

Вопросы

+ или -

1

Текст состоит из предложений

+

2

К тексту нельзя придумать заглавие.

-

3

Все предложения в тексте имеют границы.

+

4

Предложения в тексте не имеют определённой последовательности

-

5

По заглавию нельзя определить тему текста

-

6

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.

+

7

Текст можно разделить на части

+

Проверили. Оценили свою работу

  1. Подведение итогов урока.

Ответим на контрольный вопрос! Какие признаки текста вам известны?


Основная мысль Текст Тема текста

текста


Заголовок

Какую цель ставили для себя на уроке?

Достигли её?

Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Подсчитайте количество баллов и подведите итог.

  1. Рефлексия

«?» - не всё понял, нужна помощь

«+» - урок понравился

«!» - всё понял, было интересно

  1. Задание на дом.

По выбору.

    • Упражнение 116.

    • Составить текст на одну из предложенных тем «Книга - мой лучший друг», «На реке», «Мой любимый предмет в школе»

Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой. Урок окончен.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!