СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний о глаголе. На уроке используются различные формы работы для повторения пройденного материала о глаголе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе»



Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: Обобщение знаний о глаголе

Ход урока

I.Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок-

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь,

Улыбнитесь мне, гостям,

И садитесь по местам.

- Сейчас у нас урок русского языка. Я желаю вам плодотворной успешной работы. И у каждого из вас есть возможность проверить и оценить свои знания.

II.Актуализация знаний.

1.Индивидуальная работа по карточкам.

Задание: найдите лишние слова и подчеркните их одной чертой. Объясните, почему вы выбрали эти слова?

  1. Обида, огорчение, жестокость, ударить.

  2. Смех, улыбка, хохотать, радость.

  3. Печалиться, грусть, настроение, веселье.

- Слова какой части речи выбрали ?( Глаголы).

- Докажите, что это глаголы. ( устно).

2. Работа в тетради.

А сейчас открыли тетради, записали число, классная работа.

- Внимание на доску.

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

- Что это за соединения? ( Окончания глаголов).

- В каких случаях пишутся окончания 1 строки? ( 1 спряжение).

-В каких случаях пишутся окончания 2 строки? ( 2 спряжение).

Девочки записывают 1 строку, мальчики – 2 строку.

III. Самоопределение к деятельности.

- Итак, ребята, чему же будет посвящен сегодняшний урок, как вы думаете? ( Табличка на доску «Глагол»).

- Давайте сформулируем тему урока. ( Тему дописать на доске).

- Это для вас новая тема?

- Какие же цели мы перед собой поставим? ( - обобщить знания о глаголе;

-развивать умения находить глаголы в речи,

-определять спряжение, лицо, число глаголов.)

Во время всего урока вы будете заполнять « Карту ученика». + - справились, - не справились, +_ испытывали затруднения.


IV. Работа по теме урока.

  1. Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. ( Слайд 1).

Упражнение « Продолжи фразы».

  • Глагол – это часть, речи которая обозначает ------------ и отвечает на вопросы------.

  • В предложении глагол чаще всего является ------------.

  • Неопределенная форма глагола – это -------------.

  • Глаголы изменяются по---------- и ----------.

  • Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы-----------.

  • Глаголы будущего времени отвечают на вопросы ----------.

  • Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы ---- и изменяются по --- и --.


Оцените себя, заполните карту.


  1. Работа в группах. (Карточки)

( Ответы из каждой группы по 1 ученику).

  • Задание 1 группы: В стихотворении найдите глаголы и выпишите их.

В понедельник я стирала. Чашки в пятницу помыла.

Пол во вторник подмела. А в субботу торт купила.

В среду я пекла калач. Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч. Позвала на день рожденья.

- В каком времени употреблены глаголы? Докажите.

- Определите род, число глаголов.

  • Задание 2 группы: Из текста выписать глаголы, определить время глаголов.

Уж тает( н.вр) снег, бегут( н.вр ) ручьи,

В окно повеяло ( пр.вр )весною,

Засвищут ( буд.вр ) скоро соловьи

И лес оденется ( буд.вр ) листвою.

  • Задание индивидуально: Выписать из стихотворения глаголы настоящего и будущего времени, определить лицо и число.

( Тает – н. вр, 3 л, ед. число, бегут – н. вр, 3 л., мн. ч. ,засвищут – б. вр. 3 л, мн. ч., оденется б. вр, 3 л, ед. ч.).

Проверка.

- Какие морфологические признаки глаголов мы сейчас повторили?


( На доску добавляются карточки: время ( наст., прош., буд.), лицо и число в наст. и буд.; число и род в прош.)


Оцените себя, заполните карту.





3) Лексическая и орфографическая работа.


- Ребята, а что произойдет, если из нашей речи исчезнут глаголы?

- Действительно, они всю работу взяли на себя.

  • Задание:Текст( Слайд 2)

Предлагаю вам побывать в весеннем лесу, насладиться его красками и звуками. Вам необходимо вставить подходящие по смыслу глаголы.

( Текст о весне, внизу слова для справок).

Проверка по слайду


  • Работа в парах. Разделите глаголы на группы, запишите их в тетрадь.

Проверка: отчитывается один учащийся из пары. Либо: - по временам; по лицам; по спряжениям; с приставкой и без; по числам.

- Назовите глаголы, обозначающие цвет. ( зеленеет, зажелтеют).

- Какие из слов передают звуки леса? ( жужжат, журчит).

Сделайте морфологический разбор глаголов зеленеет, журчит.( 2 ученика возле доски).

Проверка классом.


Оцените себя, заполните карту.


  1. Упражнение « График».( на листочках каждому).

- Ребята, давайте обратим внимание ещё раз на доску. Скажите, как называется изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени?

- Мы сейчас выполним упражнение « График», где вы должны определить спряжение

у данных глаголов и отметить это на графике.

Смотрит

Строишь

Едем

Думает

Красит

Бегаешь

Чертит

Сияет

Ругает

Зеленеет

- Соедините точки по линейке.

Проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение, то график должен выглядеть так: ( Слайд 3).


( На доску добавляются карточки: 1 и 2 спряжение)


Оцените себя, заполните карту.


  1. Роль глагола в предложении.

- А сейчас мы с вами вспомним, какую же роль выполняет глагол в предложении.

-Прочитайте внимательно текст.

(Текст на СЛАЙДЕ 4).

Вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме и записать его.


[ = -], [- =].

- Подчеркните грамматическую основу.

- Какое это предложение? ( сложное). Почему?

( Один у доски, остальные в тетрадях.)

Взаимопроверка

- Как вы думаете зачем мы выполняли это задание? ( Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом).


(На доске карточка: Сказуемое).


V .Рефлексия.


  1. Тест. Проверка по эталону.

  2. Проверка кластера « Глагол»: - Что же мы сегодня повторили о глаголе?


VI. Подведение итогов.

- Какую цель ставили?

- Достигли?

-Какие задания вызвали затруднения?

- Как вы оцените свою работу на уроке? Работу своих товарищей?





































ТЕСТ


  1. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета


2. На какие вопросы отвечает глагол?

А) Кто? Что? Б) Какой? Какая? Какие? В) Что делать? Что сделать?


3. Каким членом предложения выступает глагол?

А) главным членом б) второстепенным членом


4. Сколько спряжений у глагола?

А) 1 б) 2 в) 3


5. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся

А) к 1 спр. Б) ко 2 спр.


6. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы.

1) Всегда во рту, а не проглот…шь,

а)-е б) -и

2) Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — во...т, сяд...т — землю ро...т.

а) –е б) -и

3) Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглян...т, всяк заплач...т.

а) -е б) -и

4) На стене висит, болта...тся, всяк за него хва­та...тся.

а) –е б) -и























Проверка



  1. В

  2. В

  3. А

  4. А

  5. А

  6. 1) Б, язык; 2) А, жук; 3) А, лук; 4) А, полотенце







































Карта самооценки





ЗАДАНИЯ

САМООЦЕНКА

(+ справился; ) (+ были ошибки; )

(- не справился)

  1. « Продолжи фразы»



  1. Работа в группе



  1. Работа с текстом



  1. Работа в паре



  1. « График»



  1. Работа со схемой



  1. Тест







Карта самооценки



ЗАДАНИЯ

САМООЦЕНКА

(+ справился; ) (+ были ошибки; )

(- не справился)

  1. « Продолжи фразы»



  1. Работа в группе



  1. Работа с текстом



  1. Работа в паре



  1. « График»



  1. Работа со схемой



  1. Тест



Индивидуальная работа



  1. ОБИДА, ОГОРЧЕНИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, УДАРИТЬ.



  1. СМЕХ, УЛЫБКА, ХОХОТАТЬ, РАДОСТЬ.



  1. ПЕЧАЛИТЬСЯ, ГРУСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ВЕСЕЛЬЕ.





Индивидуальная работа



  1. ОБИДА, ОГОРЧЕНИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, УДАРИТЬ.



  1. СМЕХ, УЛЫБКА, ХОХОТАТЬ, РАДОСТЬ.



  1. ПЕЧАЛИТЬСЯ, ГРУСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ВЕСЕЛЬЕ.







Индивидуальная работа



  1. ОБИДА, ОГОРЧЕНИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, УДАРИТЬ.



  1. СМЕХ, УЛЫБКА, ХОХОТАТЬ, РАДОСТЬ.



  1. ПЕЧАЛИТЬСЯ, ГРУСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ВЕСЕЛЬЕ.






Индивидуальная работа



  1. ОБИДА, ОГОРЧЕНИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, УДАРИТЬ.



  1. СМЕХ, УЛЫБКА, ХОХОТАТЬ, РАДОСТЬ.



  1. ПЕЧАЛИТЬСЯ, ГРУСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ВЕСЕЛЬЕ.


Работа в группе № 1





Задание: В стихотворении найдите глаголы и выпишите их.

В понедельник я стирала.

Пол во вторник подмела.

В среду я пекла калач.

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла.

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.



- В каком времени употреблены глаголы? Докажите.



- Определите род, число глаголов.







Работа в группе № 2



Задание: Из текста выписать глаголы, определить время глаголов.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.





Задание индивидуально



- Выписать из стихотворения глаголы настоящего и будущего времени, определить лицо и число.



Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!