СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: научить детей писать безударные личные окончания глаголов, вывести алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, обобщить знания детей о глаголе, как части речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"»

Урок русского языка в 4 классе.

Урок подготовила Абрамова Е.А., учитель начальных классов МОУ Кубринской СШ.

Тема урока «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Тип урока: ОНЗ

Предмет: русский язык, УМК «Школа России», 4 класс.

Используемое оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки, учебник «Русский язык», 4 класс (2 часть), авт.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Цели урока:

- научить детей писать безударные личные окончания глаголов;

- вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием;

Образовательные задачи:

- обобщить знания детей о глаголе, как части речи;

- развивать умение ставить глаголы в начальную форму;

- формировать орфографические навыки;

Развивающие задачи:

- стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных вопросов;

- совершенствовать первоначальные навыки исследовательской работы;

- развивать интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение адекватно оценивать свой труд.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель (У): О какой части речи говорится в этом стихотворении?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

Дети (Д.): Речь идёт о глаголе.

2. Актуализация знаний и мотивация (подготовка мышления детей к проектировочной деятельности).

У: Что вы знаете о глаголе?

Д: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Имеет постоянные признаки: спряжение и время. В настоящем и будущем времени изменяется по лицам и числам, а в прошедшем времени изменяется по родам (в единственном числе) и по числам.

У: Для чего нужно уметь определять спряжение?

Д: Чтобы правильно писать личные окончания глаголов.

У: Дома вам нужно было выписать глаголы с ударным окончанием и определить их спряжение. Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

На доске:

Трещит – II спр.

гудит – II спр.

грозим – II спр.

идёт – I спр.

свистят –II спр.

сквозит – II спр.

встаёт – II спр.

поёт – I спр.

познаём – I спр.

У: Каким правилом вы пользовались при выполнении домашнего задания?

На доске:

Окончание ударное

- е, - ут, -ют - I спр.

- и, - ат, - ят - II спр.


3. Постановка проблемы (проблемная ситуация создаётся на основе затруднения при выполнении практического задания).

У: Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов, которые записаны на карточках.


Два ученика работают на доске.

Задание: поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах 3-го лица, единственного числа.

Реша.т уравнение,

прос.т помощи,

хвал.т за успехи,

чита.т текст,

слуша.т музыку,

кле.т обои,

пол.т траву,

благодар.т за помощь.












У: Какие окончания вы вставили? Обратите внимание: задание было одно, а получились разные варианты. Что вам нужно было сделать?

Д: Поставить ударение, определить спряжение, вставить пропущенную букву.

У: Почему возникло затруднение?

Д: Окончания безударные.

У: Следовательно, чему нам надо научиться сегодня?

Д: Определять, какую букву писать в безударном окончании глагола.

У: Итак, какая тема урока?

На доске:

«Правописание безударных личных окончаний глаголов»

У: На какие вопросы нам нужно найти ответ? (Ответы детей).


На доске:

1. Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?

2. Какую гласную букву надо писать у глаголов I спряжения и

у глаголов II спряжения?


4. Открытие нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации).


У: Тема есть, вопросы поставлены. Есть какие-то предложения, как определить спряжения глаголов с безударными окончаниями?

(Дети выдвигают свои гипотезы).

(Если дети затрудняются с ответом, учитель продолжает).

У: Поставьте эти глаголы в неопределённую форму и запишите у себя в тетрадях.

(Запись в тетрадях: решать, просить, хвалить, читать, слушать, клеить, полоть, благодарить).

У: Попробуйте разделить их на две группы.

(Дети делят глаголы на группы и сравнивают свой результат с образцом на доске).

На доске:


Решать просить

читать хвалить

слушать клеить

полоть благодарить

У: А теперь, ребята, отметьте знаками успешность выполнения вами данного задания. (Учитель использует технологию инсерта.

Условные знаки: « + » - уже знал;

« ! » - новое;

« - » - думал иначе;

« ? » - не понял, есть вопросы)

У: Что общего у этих слов?

Д: Формообразующий суффикс -ть.

У: Чем эти слова различаются?

Д: Глагольным суффиксом.

(На доске дети выделяют суффиксы).

У: Какой вывод мы можем сделать?

Д: Если в неопределённой форме глагола суффикс -и-, то это глагол II спряжения, остальные глагольные суффиксы указывают на I спряжение.

У: Как надо действовать, чтобы определить спряжение глагола?

(Дети предлагают, какие шаги мы должны сделать).

(Затем на доске открывается алгоритм действий).

На доске появляется алгоритм:

1 шаг. Ставлю ударение и определяю, какое окончание у глагола –

ударное или безударное.

2 шаг. Если ударное – пишу, как слышу.

Если безударное – ставлю глагол в неопределённую форму.


3 шаг. Смотрю, какой суффикс перед -ть-,


4 шаг. Если суффикс -и-, то II спряжение

Если суффиксы -а-, -е-, -я-, -о-, -у-, то I спряжение.



5. Первичное закрепление (учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух).

У: Прочитайте правило на стр.97 учебника и сравните наши выводы с выводами в учебнике. (Ответы детей). А для чего нам необходимо уметь определять спряжение глаголов?

Д: Чтобы правильно писать их личные окончания.

У: Давайте попробуем применить наш алгоритм на деле. Для этого выполним упражнение 202, стр.99

( Дети выполняют упражнение с проговариванием алгоритма вслух.

Затем на доске появляется запись этого упражнения для проверки).

У: Какие знания и умения понадобились для выполнения этого упражнения?

Д: Умение находить глаголы, разбирать их по составу, определять ударный слог; знание алгоритма определения спряжения глаголов.


6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на данном этапе урока используется индивидуальная форма деятельности: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивания свои ответы с эталоном).


У: Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задание на зелёных карточках:

Вставь пропущенные буквы:

Украша.т букет, старе.шь от гнева, молоде.шь от смеха, не засе.шь поле, труд корм.т, лень порт.т.


Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на красных карточках:

Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.

Скромность украша.т ч.ловека. Правда и реку ост.нов.т. Труд корм.т, а лень порт.т. От гнева ст.ре.шь, от смеха м.л.де.шь. Сл.вами поля не засе.шь.


У: Сравните свою работу с эталоном.

На доске:

I спр. II спр.

украшает остановит

стареешь кормит

молодеешь портит

не засеешь


7. Включение нового в систему знаний и развитие умений (выстраивание связей между новым знанием и имеющимися, предлагаются задания на тренировку изученных алгоритмов).


Группам по 2 человека выдаются карточки со словами. Задача учеников: определить спряжение глаголов, вставить пропущенные буквы, а затем распределить их в два столбика по спряжениям. После чего сравнить результат с эталоном на экране.

Слова:

Кле.шь, трещ.шь, се.шь, кол.шь, стро.шь, бор.шься, тон.шь, точ.шь, наде.шься, ид.шь, успоко.щь.


На доске:

I спр. II спр.

сеешь клеишь

колешь строишь

борешься точишь

тонешь успокоишь

надеешься трещишь

идёшь


У: Найдите в каждом столбике лишнее слово.

Д: Это слова идёшь и трещишь, так как в этих глаголах окончания ударные.


Игра « Будь внимателен» (физкультминутка).

У: Я буду называть глаголы, а ваша задача – определить, нужно ли ставить глагол в неопределённую форму, чтобы узнать спряжение. Если надо изменить глагол, то потопайте. Если не надо, то похлопайте.

Благодарим (хлоп.), мешаем (топ), сотрёшь (хлоп), привезут (хлоп), читаем (топ), рисуете (топ), поёшь (хлоп), кость (пауза), считаешь (топ).



8. Итог урока.

У: Вернёмся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

Как вы считаете, смогли ли мы их достичь?

Что нам в этом помогло?

Что нового вы узнали?

9. Домашнее задание.

У: Чтобы закрепить новые знания о правописании гласных в безударных личных окончаниях глаголов, вы дома выучите правило на стр. 98 и выполните упражнение 203, стр. 99.


10. Рефлексия учебной деятельности.

У: А теперь попробуйте оценить свою работу.


Карта отслеживания эффективности урока (оценка ученика)

Твоё отношение к уроку.

а) отличный, интересный, захватывающий;

в) нормальный, обычный;

г) скучный, работа без интереса;

2. Вспомни (как можно точнее тему урока)______________________________

3. Какая цель стояла перед тобой на уроке: ____________________________

4. Что нового ты узнал на уроке._______________________________________

__________________________________________________________________

5. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке._____________

__________________________________________________________________


Учитель благодарит класс за активную работу, за старательность и внимательность.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!