1. Организационный этап 2. Актуализация знаний. Планирование работы. 3. Мотивация учебной деятельности учащихся 4. Обобщение и систематизация знаний. 5. Практическое применение знаний и умений 6. Итог урока 7. Домашнее задание 8. Рефлексия | Прозвенел уже звонок, начинается урок. Все к соседям повернитесь и друг другу улыбнитесь. Настроение у нас отличное, а улыбки - дело привычное. Пожелаем друг другу добра, ведь урок начинать нам пора. -Мы начинаем урок русского языка. - Запишите число, классная работа. Тренировка для ума- словарная работа - Вставьте пропущенные буквы в словарные слова на карточке. - Выполните взаимопроверку по слайду. Поставьте оценку товарищу. Формулировка учащимися темы и цели урока - Подумайте, какое слово лишнее. Почему? - Что такое глагол? - Оказывается, слово «глагол» не всегда обозначало часть речи. Известный русский писатель и знаток русского языка, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», так объясняет значение слова «глагол»… Прочитайте на экране. - От существительного «глагол» образовалось сейчас уже устаревшее слово «глаголать», значит говорить, сказывать. В современном русском языке существует однокоренное слово «разглагольствовать». Прочитайте, что оно обозначает. Надеюсь вы на уроке будете не разглагольствовать, а активно работать. - Какова была тема прошлого урока? -Какие именно орфограммы повторяли- видно на нашем солнышке. Перечислите их. - Но солнышко сияет только наполовину. Кто догадался, почему? -Как вы думаете, нужно ли продолжить сегодня работу по теме: Правописание глаголов? Для чего? - Какова цель урока? - Как и на прошлом уроке, каждая орфограмма- это один лучик нашего солнышка. Какие именно орфограммы будем повторять вам подскажут задания на уроке. Я уверена, что солнышко осветит вам путь к знаниям и поможет преодолеть все трудности. А сначала Минутка чистописания. Проверили посадку. - Пишем букву «в» заглавную в соединении со строчной. (Учитель показывает на доске). Подчеркните самую красивую пару. 1 орфограмма. Герой Н. Носова Незнайка, попробовав себя в роли поэта, сочинил следующие слова: Весна – красавица, Она мне очень нравица. - Что вы можете сказать о творении Незнайки? Есть ли ошибки? - Какого правила он не знает? - Как называется эта орфограмма? - Добавим ещё один лучик к солнышку. - Что нужно сделать, чтобы правильно написать глагол с такой орфограммой? - Сформулируйте правило проверки этой орфограммы. - Исправьте эту ошибку. Докажите. - Глеб сделает за доской фонетический разбор слова «весна», а мы потом проверим. - Прочитайте двустишие хором. Какие ещё орфограммы здесь есть? - Объясните написание. - Почему вторая строчка написана с заглавной буквы? - Почему нужно поставить! - Запишите двустишие по памяти. - Выполните взаимопроверку. - Проверим фонетический разбор. Просигнальте, кто согласен. Молодец. Самостоятельная работа - Найдите упражнение1 на стр. 40. Прочитайте стихотворение хором. - Что значит «присоседится»? - Выпишите только глаголы, Заменяя транскрипцию буквенной записью, подчеркните орфограммы. - Максим работает за доской. - Проверяем. - Почему не выписал слово «медведица»? - В какой форме употреблены глаголы? Запишите. - Разберите глагол по составу. - Каким способом он образован? Молодец. - О какой медведице идёт речь в стихотворении? - Оказывается медведицу можно увидеть и на ночном небе в созвездии. Оно так и называется «Большая медведица»- большой ковш. По нему можно определить направление на север. Молодец! - Прочитайте пословицы. Грамоте учит(?)ся всегда пригодит(?)ся. Кто любит трудит(?)ся, тому без дела не сидит(?)ся. - Какая орфограмма пропущена? - Работаем в паре. Не забывайте про правила общения. - Посоветуйтесь с товарищем, как написать правильно. - Выпишите с новой строки только глаголы, в которых нужно написать ь перед -ся. -Проверяем, объясните написание. Сигналим, кто согласен. - В какой форме стоят эти глаголы? Запишите. 2 орфограмма. - Какая ещё орфограмма правописания глаголов есть в пословицах? - Добавим ещё один лучик к солнышку. - Какое правило знаете? - Как вы понимаете смысл второй пословицы? Замените предложением. Трудолюбивый человек не сидит без дела. - Алина запишет предложение с комментированием на доске и выполнит синтаксический разбор. Все работают в тетрадях, кто хочет разбирает предложение самостоятельно. Молодец! Физминутка. - Мы тоже без дела не сидим, но нужно и отдыхать. - Встали. Поиграем. Я буду называть глаголы с частицей «не». Если она пишется с глаголом раздельно- вы приседаете, если слитно- подпрыгиваете на месте. Будьте внимательны! Молодцы! 3 орфограмма. - Прочитайте пословицы. - Определите вид орфограммы. - Добавим ещё один лучик к солнышку. - Сформулируйте правило. - В каких формах здесь употреблены глаголы. - В какой ещё глагольной форме может быть шипящий на конце? - (Если позволит время) Запишите предложение: Нужно беречь родную природу! - В какой форме стоит глагол? Поработаем в группах. Помните о правилах общения! Упражнение 2 со страницы 41. 1 гр.- найдите и выпишите крупно на лист только глаголы неопределённой формы 2 гр.- глаголы 2 лица ед. ч. 3 гр.- глаголы в повелительном наклонении. - Проверяем. Представитель каждой группы защищает общее решение. Молодцы! 4 орфограмма. - Прочитайте четверостишие хором. В от уж снег последний в поле та , Т еплый пар восход от земли, И кувшинчик синий расцвета И зовут друг друга журавли. ( А. К. Толстой) - Определите вид орфограммы. - Добавим ещё один лучик к солнышку. - Как правильно написать безударное окончание глагола? - Какие глаголы относятся ко 2 спряжению, к 1 спряжению? Фронтальная работа. - Выпишите из стихотворения только глаголы, объясните написание окончаний. Определите и подпишите спряжение у глаголов. - А теперь поиграем, но с пользой. На слайде нужно вставить безударное окончание глагола, но сначала объяснить. По одному выбегаем и вставляем. Молодцы! - Давайте подведём итог урока. - Какова была тема урока, цель? - Достигли ли вы поставленной вначале урока цели мы узнаем после выполнения вами теста по теме урока. Тест имеет 2 уровня сложности. У каждого из вас свой тест. Выполняйте. - Проверяем по ключу на слайде. - Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы. - Дома ещё поработайте по теме: Правописание глаголов. - Задание можете выбрать по уровню сложности. - Посмотрите на экран. Выберите смайлик, который соответствует вашему самоопределению вашей деятельности на уроке и нарисуйте свой. Покажите свои смайлики-солнышки. Как ясно стало в нашем классе- на доске светит яркое солнышко, потому что все орфограммы повторили, и ваши солнышки улыбаются, значит хорошо поработали. - И я довольна вашей работой. Ребята получают оценки: … -Спасибо за работу! | Дети записывают с комментированием. Дети работают по карточкам. Выполняют взаимопроверку. -Желать- глагол, а остальные слова являются другими частями речи Рассказывают правило о глаголе. Дети читают с экрана. -Правописание глаголов. Дети перечисляют названия орфограмм, которые повторили. -Есть ещё орфограммы написания глаголов, которые изучили, но не повторили. -Да, чтобы не ошибаться при написании глаголов. -Повторить другие орфограммы написания глагола. Дети пишут. -Незнайка допустил ошибку при написании глагола. - Когда пишется –тся, а когда –ться в глаголах. - Правописание –тся и –ться в глаголах. - Задать вопрос. -Если в вопросе есть ь, пишем -ться, если нет ь- пишем -тся. - Что делает? Нравится. Один ученик работает за доской. -Безударные гласные. -Весна- вёсны, красавица- красный. - Так оформляется стихотворный текст. - Это восклицательное предложение. Дети пишут по памяти. Проверяют разбор, сигналят. Дети читают хором - Станет соседом. Один ученик работает за доской - Уляжется, присоседится – что сделает? – в вопросе нет ь, значит и в глаголе не пишем. - Это имя существительное. - б. в., 3 л., ед. ч. Ученик разбирает глагол по составу. Образован приставочно-суффиксальным способом. - О животном Рассматривают созвездие на слайде Дети читают пословицы на слайде. -Написание -тся, -ться в глаголах. Работают в паре. Выписывают глаголы. Дети проверяют, объясняют написание, сигналят. - В неопределённой форме. - Написание частицы «не» с глаголами. - Частица «не» с глаголом пишется раздельно, кроме слов, которые без «не», не употребляются. Объясняют пословицу. Записывают предложение, выполняют синтаксический разбор. Проверяют. Дети выполняют движения. Дети читают пословицы на слайде. - Мягкий знак после шипящих на конце глаголов. - В любых глагольных формах после шипящих на конце пишется ь - Поспешишь, насмешишь- 2л. ед. ч. Отрежь- повелительное наклонение. Записывают предложение. Один ученик работает у доски. - В неопределённой форме. Дети работают в группах. Представитель каждой группы прикрепляют листы и защищает общее решение. Дети читают хором - Безударное окончание глаголов. - Поставить глагол в начальную форму, определить спряжение, вспомнить окончание глагола в этом спряжении. Дети хором рассказывают правило. Дети в тетрадях и по одному у доски выполняют задание, определяют и подписывают спряжение у глаголов. Дети по одному выбегают и вставляют окончания глаголов. - Правописание глаголов. - Повторить орфограммы написания глагола. Дети выполняют тест. Проверяют по ключу на слайде. Дети рисуют ротик смайлику, показывают учителю. |