СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание глаголов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по русскому языку в 4 классе «Правописание глаголов»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание глаголов»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа посёлка Дружба







Конспект урока

по русскому языку в 4 классе

«Правописание глаголов»







Подготовила:

Рыбакова Юлия Валерьевна

учитель начальных классов





2016 – 2017 уч. г.

Тема: Правописание глаголов.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся о правописании глаголов.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся по теме «Глагол»;

- закрепить навыки правописания глаголов.

Развивающие:

- развивать умение применять теоретические знания на практике;

– развивать умение работать в группах, активность обучающихся;

– развивать орфографическую зоркость, мышление и внимание.

Воспитывающие:

– воспитывать дружеские отношения между детьми и самостоятельность.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке и быть воспитанным.

Познавательные УУД:

- уметь правильно употреблять глаголы в устной речи и безошибочно их писать;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать свою деятельность: формулировать тему урока, ставить перед собой цель, контролировать свои действия и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- уметь сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Технологии: технология критического мышления, технология сотрудничества.

Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный.

Средства обучения: «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко и др. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки, задания для групп.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учеников

1.

Организационный этап





2. Актуализация знаний.

Планирование

работы.


































3. Мотивация учебной деятельности учащихся



























4. Обобщение и

систематизация

знаний.

















































5. Практическое применение знаний и умений














































6. Итог урока








7. Домашнее

задание

8. Рефлексия





Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Все к соседям повернитесь и друг другу улыбнитесь.

Настроение у нас отличное, а улыбки - дело привычное.

Пожелаем друг другу добра, ведь урок начинать нам пора.

-Мы начинаем урок русского языка.

- Запишите число, классная работа.


Тренировка для ума- словарная работа

- Вставьте пропущенные буквы в словарные слова на карточке.

- Выполните взаимопроверку по слайду. Поставьте оценку товарищу.


Формулировка учащимися темы и цели урока

- Подумайте, какое слово лишнее. Почему?



- Что такое глагол?


- Оказывается, слово «глагол» не всегда обозначало часть речи. Известный русский писатель и знаток русского языка, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», так объясняет значение слова «глагол»… Прочитайте на экране.

- От существительного «глагол» образовалось сейчас уже устаревшее слово «глаголать», значит говорить, сказывать. В современном русском языке существует однокоренное слово «разглагольствовать».

Прочитайте, что оно обозначает. Надеюсь вы на уроке будете не разглагольствовать, а активно работать.

- Какова была тема прошлого урока?

-Какие именно орфограммы повторяли- видно на нашем солнышке. Перечислите их.

- Но солнышко сияет только наполовину. Кто догадался, почему?



-Как вы думаете, нужно ли продолжить сегодня работу по теме: Правописание глаголов? Для чего?

- Какова цель урока?

- Как и на прошлом уроке, каждая орфограмма- это один лучик нашего солнышка. Какие именно орфограммы будем повторять вам подскажут задания на уроке. Я уверена, что солнышко осветит вам путь к знаниям и поможет преодолеть все трудности.


А сначала Минутка чистописания. Проверили посадку.

- Пишем букву «в» заглавную в соединении со строчной. (Учитель показывает на доске). Подчеркните самую красивую пару.


1 орфограмма.

Герой Н. Носова Незнайка, попробовав себя в роли поэта, сочинил следующие слова:

Весна – красавица,

Она мне очень нравица.

- Что вы можете сказать о творении Незнайки? Есть ли ошибки?


- Какого правила он не знает?


- Как называется эта орфограмма?

- Добавим ещё один лучик к солнышку.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать глагол с такой орфограммой?

- Сформулируйте правило проверки этой орфограммы.


- Исправьте эту ошибку. Докажите.


- Глеб сделает за доской фонетический разбор слова «весна», а мы потом проверим.

- Прочитайте двустишие хором. Какие ещё орфограммы здесь есть?

- Объясните написание.


- Почему вторая строчка написана с заглавной буквы?


- Почему нужно поставить!


- Запишите двустишие по памяти.

- Выполните взаимопроверку.

- Проверим фонетический разбор. Просигнальте, кто согласен. Молодец.

Самостоятельная работа

- Найдите упражнение1 на стр. 40. Прочитайте стихотворение хором.

- Что значит «присоседится»?

- Выпишите только глаголы, Заменяя транскрипцию буквенной записью, подчеркните орфограммы.

- Максим работает за доской.

- Проверяем.


- Почему не выписал слово «медведица»?

- В какой форме употреблены глаголы? Запишите.

- Разберите глагол по составу.

- Каким способом он образован?

Молодец.


- О какой медведице идёт речь в стихотворении?

- Оказывается медведицу можно увидеть и на ночном небе в созвездии. Оно так и называется «Большая медведица»- большой ковш. По нему можно определить направление на север. Молодец!


- Прочитайте пословицы.

Грамоте учит(?)ся всегда пригодит(?)ся.

Кто любит трудит(?)ся, тому без дела не сидит(?)ся.

- Какая орфограмма пропущена?

- Работаем в паре. Не забывайте про правила общения.

- Посоветуйтесь с товарищем, как написать правильно.

- Выпишите с новой строки только глаголы, в которых нужно написать ь перед -ся.

-Проверяем, объясните написание. Сигналим, кто согласен.


- В какой форме стоят эти глаголы? Запишите.

2 орфограмма.

- Какая ещё орфограмма правописания глаголов есть в пословицах?

- Добавим ещё один лучик к солнышку.

- Какое правило знаете?




- Как вы понимаете смысл второй пословицы? Замените предложением. Трудолюбивый человек не сидит без дела.

- Алина запишет предложение с комментированием на доске и выполнит синтаксический разбор. Все работают в тетрадях, кто хочет разбирает предложение самостоятельно. Молодец!


Физминутка.

- Мы тоже без дела не сидим, но нужно и отдыхать.

- Встали. Поиграем. Я буду называть глаголы с частицей «не». Если она пишется с глаголом раздельно- вы приседаете, если слитно- подпрыгиваете на месте. Будьте внимательны! Молодцы!




3 орфограмма.

- Прочитайте пословицы.


- Определите вид орфограммы.

- Добавим ещё один лучик к солнышку.

- Сформулируйте правило.



- В каких формах здесь употреблены глаголы.

- В какой ещё глагольной форме может быть шипящий на конце?

- (Если позволит время) Запишите предложение:

Нужно беречь родную природу!

- В какой форме стоит глагол?


Поработаем в группах. Помните о правилах общения!

Упражнение 2 со страницы 41.

1 гр.- найдите и выпишите крупно на лист только глаголы неопределённой формы

2 гр.- глаголы 2 лица ед. ч.

3 гр.- глаголы в повелительном наклонении.

- Проверяем. Представитель каждой группы защищает общее решение. Молодцы!


4 орфограмма.

- Прочитайте четверостишие хором.

В от уж снег последний в поле та ,

Т еплый пар восход от земли,

И кувшинчик синий расцвета

И зовут друг друга журавли. ( А. К. Толстой)


- Определите вид орфограммы.

- Добавим ещё один лучик к солнышку.

- Как правильно написать безударное окончание глагола?




- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению, к 1 спряжению?

Фронтальная работа.

- Выпишите из стихотворения только глаголы, объясните написание окончаний. Определите и подпишите спряжение у глаголов.



- А теперь поиграем, но с пользой. На слайде нужно вставить безударное окончание глагола, но сначала объяснить. По одному выбегаем и вставляем. Молодцы!

- Давайте подведём итог урока.

- Какова была тема урока, цель?

- Достигли ли вы поставленной вначале урока цели мы узнаем после выполнения вами теста по теме урока. Тест имеет 2 уровня сложности. У каждого из вас свой тест. Выполняйте.

- Проверяем по ключу на слайде.

- Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

- Дома ещё поработайте по теме: Правописание глаголов.

- Задание можете выбрать по уровню сложности.

- Посмотрите на экран. Выберите смайлик, который соответствует вашему самоопределению вашей деятельности на уроке и нарисуйте свой. Покажите свои смайлики-солнышки. Как ясно стало в нашем классе- на доске светит яркое солнышко, потому что все орфограммы повторили, и ваши солнышки улыбаются, значит хорошо поработали.

- И я довольна вашей работой. Ребята получают оценки: …

-Спасибо за работу!






Дети записывают с комментированием.


Дети работают по карточкам.

Выполняют взаимопроверку.



-Желать- глагол, а остальные слова являются другими частями речи

Рассказывают правило о глаголе.




Дети читают с экрана.






-Правописание глаголов.

Дети перечисляют названия орфограмм, которые повторили.

-Есть ещё орфограммы написания глаголов, которые изучили, но не повторили.

-Да, чтобы не ошибаться при написании глаголов.

-Повторить другие орфограммы написания глагола.






Дети пишут.








-Незнайка допустил ошибку при написании глагола.

- Когда пишется –тся, а когда

–ться в глаголах.

- Правописание –тся и –ться в глаголах.

- Задать вопрос.


-Если в вопросе есть ь, пишем -ться, если нет ь- пишем -тся.

- Что делает? Нравится.


Один ученик работает за доской.


-Безударные гласные.

-Весна- вёсны, красавица- красный.

- Так оформляется стихотворный текст.

- Это восклицательное предложение.

Дети пишут по памяти.


Проверяют разбор, сигналят.



Дети читают хором

- Станет соседом.


Один ученик работает за доской

- Уляжется, присоседится – что сделает? – в вопросе нет ь, значит и в глаголе не пишем.

- Это имя существительное.

- б. в., 3 л., ед. ч.

Ученик разбирает глагол по составу. Образован приставочно-суффиксальным способом.

- О животном

Рассматривают созвездие на слайде




Дети читают пословицы на слайде.

-Написание -тся, -ться в глаголах.

Работают в паре.


Выписывают глаголы.

Дети проверяют, объясняют написание, сигналят.

- В неопределённой форме.


- Написание частицы «не» с глаголами.

- Частица «не» с глаголом пишется раздельно, кроме слов, которые без «не», не употребляются.

Объясняют пословицу.

Записывают предложение, выполняют синтаксический разбор. Проверяют.




Дети выполняют движения.








Дети читают пословицы на слайде.

- Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.

- В любых глагольных формах после шипящих на конце пишется ь

- Поспешишь, насмешишь- 2л. ед. ч. Отрежь- повелительное наклонение.


Записывают предложение.

Один ученик работает у доски.

- В неопределённой форме.


Дети работают в группах.






Представитель каждой группы прикрепляют листы и защищает общее решение.


Дети читают хором






- Безударное окончание глаголов.

- Поставить глагол в начальную форму, определить спряжение, вспомнить окончание глагола в этом спряжении.

Дети хором рассказывают правило.

Дети в тетрадях и по одному у доски выполняют задание, определяют и подписывают спряжение у глаголов.

Дети по одному выбегают и вставляют окончания глаголов.



- Правописание глаголов.

- Повторить орфограммы написания глагола.

Дети выполняют тест.



Проверяют по ключу на слайде.




Дети рисуют ротик смайлику, показывают учителю.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!