Конспект урока по теме «Глагол»(Повторяем, вспоминаем, изучаем).
Цель урока: повторить известные признаки глагола, его синтаксическую роль.
Задачи урока:
обобщить знания учеников о глаголе как части речи;
развивать умение употреблять глаголы в речи;
совершенствовать умение опознавать глаголы по их морфологическим признакам;
вспомнить, какую роль в предложении может выполнять глагол;
прививать навыки работы с текстом;
развивать мышление, воспитывать самостоятельность обучающихся.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультипроектор, экран, карточки с изображением цветка, цветные карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент. Целеполагание. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим то, что вы узнали о глаголе в начальной школе: вспомним его морфологические признаки, поговорим о синтаксической роли. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа, тему урока.
Психологический настрой.
(Дети с закрытыми глазами повторяют последнее слово каждой фразы хором )
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ...
-Видят !
- Уши внимательно слушают и все...
-Слышат !
- Голова ясно и хорошо ...
- Думает !
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня я вам предлагаю не просто читать, писать и отвечать на уроке, а еще и вырастить волшебный цветок. Как он называется, я не скажу, вы сами отгадаете его название.
Посмотрите на доску . У нас есть горшок, в который мы посадим волшебное семечко. Вот и появился побег. Вам интересно узнать, что это за цветок? Тогда вы должны выполнить задание.
3. Работа по теме урока.
Назовите любые слова, которые обозначают действие. Запишите их в тетрадь.
- Давайте проверим, верно ли вы выполнили первое задание.
- К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы)
- Кто-нибудь догадался, как называется посаженный нами цветок? Верно, глагол .Но что это? Наш волшебный цветочек не хочет распускаться. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он зацвел?
- Так как цветок у нас волшебный, то и забота ему нужна особенная: вы должны будете выполнить все задания, которые я буду вам давать, и тогда наш цветок распустится.
- Назовите те вопросы, на которые отвечает глагол
- Давайте проверим, так ли это.
- Посмотрите, на нашем цветке появился первый лепесток. Сделайте вывод, на какие вопросы отвечает глагол.
- А сейчас рассмотрите картинку внимательно. О каком признаке глагола идет речь?
- Правильно, вот и появился второй лепесток на нашем необычном цветке.
- Сделайте вывод, какое время может быть у глагола.
- Следующее задание: спишите предложения. Укажите время глаголов. Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.
- А сейчас обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, правильно ли выполнена работа.
- А сейчас проявите смекалку. Разгадай загадку.
- Какие признаки имеют глаголы? (Глаголы имеют лицо и число).
- Верно, сделайте вывод, как могут изменяться глаголы.
- Вы хорошо поработали, давайте отдохнем немного, проведем физкультминутку.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок».
(дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай
(вращение головой)
Стебель наклони слегка -
Вот зарядка для цветка.
(наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
- Мы отдохнули, давайте продолжим работу.
- Спишите глаголы, распределяя их по столбикам: гл. 1 лица, гл. 2 лица и гл. 3 лица. Укажите число.
Читаю, пишет, расцветет, любуюсь, радуешься, смеемся, спят, учится, бежим, рисуете, смотрю, любит, шьешь.
- Давайте проверим, нет ли у вас ошибок.
- Поднимите руку, кто выполнил правильно. Молодцы!
- Каким признаком обладают глаголы прошедшего времени?
- Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени.
- А сейчас посмотрите внимательно на доску и подберите к картинкам подходящие по смыслу глаголы, поставьте их в прошедшее время, укажите род.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (Дети читают записанные слова, называя род глаголов).
- Чтобы наш цветок распустился полностью, осталось выполнить всего одно задание. Спишите, подчеркните глаголы как члены предложения.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Ф. Тютчев
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу.
- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть глагол.
4. Итог урока.
- Ребята, посмотрите, какой замечательный вырос у нас цветок! Как я уже говорила, это не простой, а волшебный цветок. А волшебство его заключается в том, что с его помощью любой из вас может рассказать о глаголе как о части речи. Давайте попробуем это сделать. (Дети, пользуясь схемой – цветком, рассказывают о глаголе).
5. Рефлексия.
- Молодцы, ребята, вы замечательно поработали, вырастили чудесный цветок, вспомнили о глаголе то, что изучили в начальной школе. А сейчас возьмите карандаши, листочки с изображением цветка и, пользуясь подсказкой, расположенной на доске, раскрасьте свои цветы. Лепестки могут быть разного цвета.
6. Объяснение домашнего задания.
- Дома нужно будет прочитать и выучить правило в параграфе 16. После этого выполнить творческое задание: сочинить небольшую сказку о любимом цветке, используя при этом как можно больше глаголов. Глаголы подчеркнуть как член предложения. Выбрать из получившегося текста любые 5 глаголов и в скобках указать их время, лицо, род (если есть) и число.
Пока дети записывают домашнее задание, учитель собирает цветы, крепит их на доске.
- Ребята, посмотрите, какая клумба у нас в классе выросла! Красивая, яркая, веселая! Ее вырастили вы своим трудом, знаниями и старанием. Я желаю, чтобы ваше настроение было таким же веселым и ярким, как эта клумба, а все следующие уроки такими же плодотворными. Урок окончен, всем спасибо. До свидания.