СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 5 классе . Тема "Глагол"( по программе Т.А.Ладыженской)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе . Тема "Глагол"( по программе Т.А.Ладыженской)»

Конспект урока по теме «Глагол»(Повторяем, вспоминаем, изучаем).

Цель урока: повторить известные признаки глагола, его синтаксическую роль.

Задачи урока:

  • обобщить знания учеников о глаголе как части речи;

  • развивать умение употреблять глаголы в речи;

  • совершенствовать умение опознавать глаголы по их морфологическим признакам;

  • вспомнить, какую роль в предложении может выполнять глагол;

  • прививать навыки работы с текстом;

  • развивать мышление, воспитывать самостоятельность обучающихся.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультипроектор, экран, карточки с изображением цветка, цветные карандаши.



Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы повторим то, что вы узнали о глаголе в начальной школе: вспомним его морфологические признаки, поговорим о синтаксической роли. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа, тему урока.

Психологический настрой.

(Дети с закрытыми глазами повторяют последнее слово каждой фразы хором )

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ...

-Видят !

- Уши внимательно слушают и все...

-Слышат !

- Голова ясно и хорошо ...

- Думает !

2. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня я вам предлагаю не просто читать, писать и отвечать на уроке, а еще и вырастить волшебный цветок. Как он называется, я не скажу, вы сами отгадаете его название.

Посмотрите на доску . У нас есть горшок, в который мы посадим волшебное семечко. Вот и появился побег. Вам интересно узнать, что это за цветок? Тогда вы должны выполнить задание.

3. Работа по теме урока.

Назовите любые слова, которые обозначают действие. Запишите их в тетрадь.

- Давайте проверим, верно ли вы выполнили первое задание.

- К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы)

- Кто-нибудь догадался, как называется посаженный нами цветок? Верно, глагол .Но что это? Наш волшебный цветочек не хочет распускаться. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он зацвел?

- Так как цветок у нас волшебный, то и забота ему нужна особенная: вы должны будете выполнить все задания, которые я буду вам давать, и тогда наш цветок распустится.

- Назовите те вопросы, на которые отвечает глагол 

- Давайте проверим, так ли это.

- Посмотрите, на нашем цветке появился первый лепесток. Сделайте вывод, на какие вопросы отвечает глагол.

- А сейчас рассмотрите картинку внимательно. О каком признаке глагола идет речь?

- Правильно, вот и появился второй лепесток на нашем необычном цветке.

- Сделайте вывод, какое время может быть у глагола.

- Следующее задание: спишите предложения. Укажите время глаголов. Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш чистая капель падает. На земле разлилось много луж. Скоро все вокруг зазеленеет.

- А сейчас обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, правильно ли выполнена работа.

- А сейчас проявите смекалку. Разгадай загадку.

- Какие признаки имеют глаголы? (Глаголы имеют лицо и число).

- Верно, сделайте вывод, как могут изменяться глаголы.

- Вы хорошо поработали, давайте отдохнем немного, проведем физкультминутку.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок».

(дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

(вращение головой)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка.

(наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

 



- Мы отдохнули, давайте продолжим работу.

- Спишите глаголы, распределяя их по столбикам: гл. 1 лица, гл. 2 лица и гл. 3 лица. Укажите число.

Читаю, пишет, расцветет, любуюсь, радуешься, смеемся, спят, учится, бежим, рисуете, смотрю, любит, шьешь. 

- Давайте проверим, нет ли у вас ошибок.

- Поднимите руку, кто выполнил правильно. Молодцы!

- Каким признаком обладают глаголы прошедшего времени?

- Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени.

- А сейчас посмотрите внимательно на доску и подберите к картинкам подходящие по смыслу глаголы, поставьте их в прошедшее время, укажите род.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (Дети читают записанные слова, называя род глаголов).

- Чтобы наш цветок распустился полностью, осталось выполнить всего одно задание. Спишите, подчеркните глаголы как члены предложения.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Ф. Тютчев 

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу.

- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть глагол.

4. Итог урока.

- Ребята, посмотрите, какой замечательный вырос у нас цветок! Как я уже говорила, это не простой, а волшебный цветок. А волшебство его заключается в том, что с его помощью любой из вас может рассказать о глаголе как о части речи. Давайте попробуем это сделать. (Дети, пользуясь схемой – цветком, рассказывают о глаголе).

5. Рефлексия.

- Молодцы, ребята, вы замечательно поработали, вырастили чудесный цветок, вспомнили о глаголе то, что изучили в начальной школе. А сейчас возьмите карандаши, листочки с изображением цветка и, пользуясь подсказкой, расположенной на доске, раскрасьте свои цветы. Лепестки могут быть разного цвета.

6. Объяснение домашнего задания. 

- Дома нужно будет прочитать и выучить правило в параграфе 16. После этого выполнить творческое задание: сочинить небольшую сказку о любимом цветке, используя при этом как можно больше глаголов. Глаголы подчеркнуть как член предложения. Выбрать из получившегося текста любые 5 глаголов и в скобках указать их время, лицо, род (если есть) и число.

Пока дети записывают домашнее задание, учитель собирает цветы, крепит их на доске.

- Ребята, посмотрите, какая клумба у нас в классе выросла! Красивая, яркая, веселая! Ее вырастили вы своим трудом, знаниями и старанием. Я желаю, чтобы ваше настроение было таким же веселым и ярким, как эта клумба, а все следующие уроки такими же плодотворными. Урок окончен, всем спасибо. До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!