2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция. Проверить уровень полученных ранее знаний по теме | Обучающийся с ОВЗ (ЛУО) – Работа над ошибками. Обучающийся с ОВЗ (УУО) – Написание букв е,ё,ю,я. - Ребята, а что такое литературный портрет? - Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение? - Назовите основные элементы (виды) словесного описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы) - Итак, описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя (персонажа) : Вспомните, какие типы речи существуют в русском языке. Какова их функция и сфера применения? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Задание 2: Вспомните, какие типы речи существуют в русском языке. В чем заключается их особенность? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания? Задание 3: Что такое описание? Как строится такой текст? Когда можно использовать текст-описание в своей речи? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания? | Ученики работают по карточкам. Отвечают на вопросы | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | Перед учениками ставятся задачи: - определить о каких литературных героях идёт речь; - какие элементы внешности использованы авторами при описании своих героев; - что сразу «бросается» нам в глаза при прослушивании каждого из описаний. 1. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира. Г.К.Андерсен. «Снежная королева» 2.Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» 3.Бурсаки вдруг преобразились… Их лица, ещё мало загорелые, казалось, похорошели и побелели; молодые, чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый мощный цвет юности. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» - Исходя из этих описаний, определите тему урока? - Какие цели на этом уроке мы с вами ставим? - Как вы уже заметили, в описании внешности человека всё играет важную роль: возраст, осанка, лицо и его детали – глаза, губы, нос, волосы, рост, голос и т.п. - Вот запись «Глаза – это зеркало души». Глаза – самая выразительная деталь лица. Но не цвет и форма глаз интересует нас (хотя и это имеет немаловажное значение), а их глубинная наполненность. | Слушают учителя, участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока. | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
4. Изучение нового материала. Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать Практикум. Исследование текста. | - Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице? (Глаза). - Правильно. Не случайно существует пословица «Глаза – зеркало души человека». Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. М.А.Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали не его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза. Словарная работа с самопроверкой. - Задание. Подберите к данным причастиям существительные, объясните правописание причастий. Сощуренные (глаза), одухотворённое (лицо), сморщенные (губы), сдвинутые (брови), взволнованное (лицо), порозовевший (нос), заспанный (вид). Беседа. - Описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя. - Зачитайте эпизоды повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», описывающие внешность героев. 1) «…Сыновья его только что слезли с коней…» - Какую цель ставит автор, описывая внешность сыновей Тараса? 2) Описание Андрия в последнем бою. - Какие определения использует Гоголь? - В каком стиле дано описание сыновей Тараса? (В художественном) - Описать внешность человека можно и в деловом стиле. К сожалению, мы всё чаще встречаемся с таким описанием. Например, «Потерялась девочка семи лет, зовут Ирина. Волосы русые, до плеч, глаза карие. Была одета в красное платье». Лексическо – семантическая работа со словом: Задание для всего класса: 1. Вы, конечно, знаете, что сама «говорящая» деталь на лице человека – это его глаза. Вот ряд слов, часто используемых в речи при описании глаз. Выпишите из них те, которые характеризуют не сами глаза, их цвет, форму и т.д., а взгляд. Запишите их, согласуя со словом «взгляд». Бесцветные, быстрые, блестящие, грустные, искрометные, круглые, выразительные, открытые, лучистые, задумчивые, лукавые, заспанные, озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивленные, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внимательные, добрые, карие, голубые. Подумайте, как можно описать большие голубые глаза, используя образные выражения, метафоры? (Огромные, глубокие, как море, бездонная синь морей, в пол – лица, сверкающие, бездонные.) Задание для ученика с ОВЗ: а) выпиши из них те, которые характеризуют цвет, форму глаз. б) согласуй со словом «взгляд». 2. Задание для всего класса: 1)перед вами ряд определений к слову «лицо». Выпишите из них те, которые позволяют отразить состояние человека; 2)прокомментируйте (устно), о каком состоянии они могут свидельствовать. Круглое, худощавое, грустное, полное, бледное, широкое, узкое, побелевшее, багровое, краснощекое, заспанное, испуганное, серьезное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачовое, хмурое, злое, виноватое. Задание для ученика с ОВЗ: 1)выпиши из них те, которые описывают форму лица.
3. 1)какие слова используются для описания волос? Прямые, длинные, русые, темные, кудрявые, короткие, светлые, волнистые, вьющиеся. Задание для ученика с ОВЗ: 1)какими словами можно описать волосы, запиши. 4. 1)какими словами характеризуют человека по его одежде? Аккуратность, опрятность, небрежность, неаккуратность, неопрятность, неряшливость. Задание для ученика с ОВЗ: 1)какими словами можно описать одежду, запиши.
5. 1)подберите краткие прилагательные и причастия к опорным словам. Волосы (аккуратно пострижены, уложены в прическу, заплетены, растрепаны, спрятаны под шапку); Лицо (спокойно, возбуждено, безжизненно, сурово); Глаза (опущены, широко раскрыты, распахнуты, лучисты, скорбны, грустны, внимательны, ясны, чисты, красивы.) Задание для ученика с ОВЗ: 1)выбери и запиши слова для описания: - волосы - … - лицо - … - глаза - … | Отвечают на вопросы, делают выводы, анализируют сказанное Выполняют работу Беседуют с учителем | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь умение соотносить свои действия с планируемым результатом. |
6. Закрепление полученных знаний. | Учитель предлагает учащимся описать самих себя. (Их описания похожи друг на друга. Ученики с удивлением отмечают, что никогда раньше не смотрели на себя «со стороны», не пытались понять себя, что, кроме цвета глаз, длины волос, формы носа, ничего сказать не могут. Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир, мгновенно узнать человека, сделать его заметным на фоне остальных.) - После того, как учащиеся попытались описать свою внешность, нужно отметить, что особые приметы могут оказаться очень полезными в розыске пропавшего человека. Даётся образец объявления. «Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Серёжа. Одет в спортивный костюм зелёного цвета. Без головного убора .На правой щеке, ближе к подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. Нашедших просим сообщить…» - Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить? «Она маленькая, худенькая. Светлые кудрявые волосы. Глаза задумчивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье в красную клетку. Она любит долго спать, есть мороженное. Увлекается коллекционированием марок. Любит петь весёлые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Машей. У неё есть кошка Мурка. Поэтому для ориентации необходим план. План описания внешности человека. Основная мысль описания (замысел). Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности). Яркие, незабываемые портретные детали. Языковые средства, использованные для описания. План. 1. Характерные черты внешности моего знакомого (фигура, лицо, волосы, глаза.) 2. Некоторые детали одежды, манера одеваться. 3.Главные черты характера, что отличает моего знакомого. 4. Поступки, в которых раскрываются особенности его характера. 5. Особенности его речи. 6. Мое отношение к этому человеку. - Чем закончите сочинение? (Описанием своего отношения к этому человеку.) Для ученика с ОВЗ: 1 часть. Вступление. О ком хочу рассказать. В какой момент наблюдаю за ним. 2 часть. Основная часть: 1)глаза, волосы, лицо, фигура; 2)одежда; 3)черты характера. 3 часть. Заключение. Мое отношение к этому человеку. | Анализируют, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем. Ребята составляют план для сочинения, анализируют каждый пункт | Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им . Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения извлечение необходимой информации из текст |