Тема. Разделы науки о языке.
Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлять схемы предложений; - развивать внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение; - воспитывать интерес к предмету. Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс» , карточки с кроссвордами, пособие С. И. Львовой «Язык в речевом общении», доска, мел. Ход урока
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята.
2. Разминка. - Наш урок мы начнём как обычно — с разминки. Сегодня наша разминка теоретическая. - У вас на партах карточки с кроссвордами. Возьмите в руки ручки или карандаши. Слушайте вопрос, а ответ записывайте в нужной колонке. Понятно задание? (Такая запись получится у детей после того, как они ответят правильно на все вопросы). - Сначала отгадаем слова по горизонтали.
2. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.
3. А этот раздел науки о языке изучает постановку ударения в словах, произношение звуков речи и их сочетаний. 4.
Раздел языкознания, изучающий звуки речи.
5. Этот раздел науки о языке занимается изучением букв алфавита.
6. Без этого раздела языкознания мы ничего не узнали бы о текстах.
7. Раздел науки о языке, изучающий состав слова.
8. А этот раздел языкознания изучает способы образования слов.
9. Очень важный раздел науки о языке, который в свою очередь тоже имеет разделы.
10. Изучением частей речи занимается...
11. Словосочетание и предложение изучает...
12. Без этого раздела лингвистики не было бы правильного написания слов. - А по вертикали получится слово, объединяющее все записанные вами термины. Если вы правильно их назвали, то слово по вертикали - ... (1. Лингвистика).
3. Фронтальный опрос. - Что же такое лингвистика? - Назовите ещё раз её разделы. - А что можно сказать о морфологии и синтаксисе?
4. Формулировка темы и целей урока. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Дети отвечают, учитель обобщает). - Запишите тему урока (на доске есть запись) Разделы лингвистики... - Поставьте многоточие. К этому мы ещё вернёмся.
5. Работа над темой урока. - На прошлых уроках мы уже повторили многие разделы лингвистики, вспомнили их в теоретической разминке. - О каком разделе мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами. А поможет нам текст. Работа с текстом. - Откройте упражнение 264. Чтение текста. - Прочитайте текст про себя. Он вам знаком. Но насколько вы были внимательны, мы проверим. - Читаем текст вслух. Текстоведческий анализ. - Какова тема текста? - Основная мысль? - Перечислите основные признаки текста. - Определите стиль текста. Докажите. - Какие средства художественной выразительности встретились в тексте? - Каков тип речи текста?
6. Проверка домашнего задания. - Ребята, я не случайно сказала, что текст вам знаком. Дома вы группировали орфограммы, встретившиеся в тексте. Назовите их. Списывание текста - Спишите текст. Беседа - Ребята, только ли знание орфографии нам нужно для того, чтобы грамотно писать? ( Нет, нужно знание пунктуации ).
7. Конкретизация темы - Сегодня мы поговорим о пунктуации. Допишите тему урока
Разделы лингвистики... Пунктуация Работа с текстом - Как и орфография, пунктуация имеет свои разделы. Назовём их. - Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? Докажите на примерах из текста. - С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились? Придумайте предложение с восклицательным знаком в конце. - Что вы можете сказать о многоточии? ( Ответы детей ). Анализ лингвистической сказки. - Послушайте лингвистическую сказку. О чём она? Три точки Сошлись три точки, разговорились. - Как жизнь, что нового? - Да ничего. - Всё стоишь в конце предложения? - В конце. - И я в конце. - И я. - Как это несправедливо, - говорит Первая Точка, - о нас вспоминают лишь тогда, когда предложение уже закончено и мы ничего не успеваем сказать. - Да, - соглашается Вторая Точка, - так хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя. - Не пустят, - сомневается Первая Точка, - посчитают ошибкой и вычеркнут. - А что если нам всем вместе попробовать, - предлагает Третья Точка, - в отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём попробуем. Коллектив — большая сила. Это всюду написано., только бы найти подходящее предложение. Точки настораживаются и начинают следить за текстом. Это законченное, это — законченное...вот! Точки бросаются в незаконченное предложение и как ни в чём не бывало становятся за последним словом. Очередное слово, которое уже готово было сорваться с пера, чтобы занять своё место в предложении, вдруг замечает Точку. - Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли. - Нет, стояла, - заявляет Третья Точка. - Вы не могли здесь стоять. - Не скандальте, пожалуйста, - вмешивается в разговор Вторая Точка, - она стоит лично за мной, а вот вас я что-то не видела. - Но вы здесь тоже не стояли, - возмущается слово, болтаясь на кончике пера. - Она не стояла? - изумляется Первая Точка, - придите в себя, она же стоит за мною. Слово видит, что точкам этим не будет конца и отправляется обратно в чернильницу, а Точки стоят и посмеиваются: - Три точки — это вам не одна в предложении, три точки кое-что значат. - Как вы поняли сказку? Что значат три точки в предложении? Почему в теме урока мы тоже поставили многоточие? ( Для справки: многоточие ставится в конце предложения в том случае, когда мысль не закончена; когда возникают перерывы в речи, связанные с волнением, с переходом к новой мысли, главной для автора. Автор специально делает паузу, чтобы читатель понял: дальше будет сообщаться о чём-то важном, о главном предмете изложения ). - Да, знаки препинания о многом говорят и помогают в характеристике предложения.
Синтаксический анализ предложения. - Выпишите предложение Потом цвет озера стал оловянным. –
Выполним синтаксический разбор этого предложения.* ( 1 ученик работает у доски ). (
*Помочь учащимся в определении сказуемого). Беседа - Вы сказали, что это предложение неосложнённое. - А чем может быть осложнено простое предложение? - Какие случаи встретились в тексте? - Мы нашли в тексте осложнённые предложения. А есть ли в тексте сложные предложения? - Они чем-то похожи? ( Оба сложноподчинённые ). –
Составим схемы этих предложений. - Схему какого предложения составить будет сложнее? - Предоставим эту возможность тем, кто недавно успешно выступил в школьной олимпиаде. - Остальные работают с другим сложным предложением. - Проверяем. - О каком разделе пунктуации мы ещё не сказали? ( О предложениях с прямой речью ). - Есть ли в тексте такие предложения? ( Да ). - Перестройте это предложение так, чтобы слова автора были вначале.
8. Подведение итогов урока. - О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили? - Что изучает пунктуация? - Какие разделы русской пунктуации вы знаете?
Можно предложить детям продолжить предложение "Сегодня на уроке я..."
9. Домашнее задание. ( Творческое, разноуровневое ). Написать сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?» - Кому это задание покажется слишком сложным, составьте устное высказывание на тему «Разделы русской пунктуации», используя таблицу упражнения 263. - А кому задание покажется слишком простым, напишите лингвистическую сказку, которая начиналась бы так: «Однажды в царстве Знаков Препинания начался переполо