СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Разделы науки о языке".( для репетитора)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлять схемы предложений;            - развивать внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение;             - воспитывать интерес к предмету. Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс» , карточки с кроссвордами, пособие С. И. Львовой «Язык в речевом общении», доска, мел.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Разделы науки о языке".( для репетитора)»

Тема. Разделы науки о языке.

Цели: - систематизировать знания обучающихся о пунктуации, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, составлять схемы предложений;            - развивать внимание, память, такие операции мышления, как анализ, синтез, обобщение;             - воспитывать интерес к предмету. Оборудование: учебник С. И Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс» , карточки с кроссвордами, пособие С. И. Львовой «Язык в речевом общении», доска, мел. Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята.

2. Разминка. - Наш урок мы начнём как обычно — с разминки. Сегодня наша разминка теоретическая. - У вас на партах карточки с кроссвордами. Возьмите в руки ручки или карандаши. Слушайте вопрос, а ответ записывайте в нужной колонке. Понятно задание? (Такая запись получится у детей после того, как они ответят правильно на все вопросы). - Сначала отгадаем слова по горизонтали.

2.  Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка.

3. А этот раздел науки о языке изучает постановку ударения в словах, произношение звуков речи и их сочетаний. 4.

Раздел языкознания, изучающий звуки речи.

5. Этот раздел науки о языке занимается изучением букв алфавита.

6. Без этого раздела языкознания мы ничего не узнали бы о текстах.

7.  Раздел науки о языке, изучающий состав слова.

8.  А этот раздел языкознания изучает способы образования слов.

9. Очень важный раздел науки о языке, который в свою очередь тоже имеет разделы.

10. Изучением частей речи занимается...

11. Словосочетание и предложение изучает...

12. Без этого раздела лингвистики не было бы правильного написания слов. - А по вертикали получится слово, объединяющее все записанные вами термины. Если вы правильно их назвали, то слово по вертикали - ...      (1. Лингвистика).



3. Фронтальный опрос. - Что же такое лингвистика? - Назовите ещё раз её разделы. - А что можно сказать о морфологии и синтаксисе?  

4. Формулировка темы и целей урока.                   - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Дети отвечают, учитель обобщает). - Запишите тему урока  (на доске есть запись) Разделы лингвистики... - Поставьте многоточие. К этому мы ещё вернёмся.

5. Работа над темой урока. - На прошлых уроках мы уже повторили многие разделы лингвистики, вспомнили их в теоретической разминке. - О каком разделе мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами. А поможет нам текст. Работа с текстом. - Откройте упражнение 264. Чтение текста. - Прочитайте текст про себя. Он вам знаком. Но насколько вы были внимательны, мы проверим. - Читаем текст вслух. Текстоведческий анализ. - Какова тема текста? - Основная мысль? - Перечислите основные признаки текста. - Определите стиль текста. Докажите. - Какие средства художественной выразительности встретились в тексте? - Каков тип речи текста?

6. Проверка домашнего задания. - Ребята, я не случайно сказала, что текст вам знаком. Дома вы группировали орфограммы, встретившиеся в тексте. Назовите их. Списывание текста - Спишите текст. Беседа - Ребята, только ли знание орфографии нам нужно для того, чтобы грамотно писать? ( Нет, нужно знание пунктуации ).



7. Конкретизация темы    - Сегодня мы поговорим о пунктуации. Допишите тему урока                       

 Разделы лингвистики... Пунктуация Работа с текстом - Как и орфография, пунктуация имеет свои разделы. Назовём их. - Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? Докажите на примерах из текста. - С каким знаком препинания в конце предложения мы не встретились? Придумайте предложение с восклицательным знаком  в конце. - Что вы можете сказать о многоточии? ( Ответы детей ). Анализ лингвистической сказки. - Послушайте лингвистическую сказку. О чём она? Три точки Сошлись три точки, разговорились. - Как жизнь, что нового? - Да ничего. - Всё стоишь в конце предложения? - В конце. - И я в конце. - И я. - Как это несправедливо, - говорит Первая Точка, - о нас вспоминают лишь тогда, когда предложение уже закончено и мы ничего не успеваем сказать. - Да, - соглашается Вторая Точка, - так хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя. - Не пустят, - сомневается Первая Точка, - посчитают ошибкой и вычеркнут. - А что если нам всем вместе попробовать, - предлагает Третья Точка, - в отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём попробуем. Коллектив — большая сила. Это всюду написано., только бы найти подходящее предложение. Точки настораживаются и начинают следить за текстом. Это законченное, это — законченное...вот! Точки бросаются в незаконченное предложение и как ни в чём не бывало становятся за последним словом. Очередное слово, которое уже готово было сорваться с пера, чтобы занять своё место в предложении, вдруг замечает Точку. - Откуда вы взялись? Вы здесь не стояли. - Нет, стояла, - заявляет Третья Точка. - Вы не могли здесь стоять. - Не скандальте, пожалуйста, - вмешивается в разговор Вторая Точка, - она стоит лично за мной, а вот вас я что-то не видела. - Но вы здесь тоже не стояли, - возмущается слово, болтаясь на кончике пера. - Она не стояла? - изумляется Первая Точка, - придите в себя, она же стоит за мною. Слово видит, что точкам этим не будет конца и отправляется обратно в чернильницу, а Точки стоят и посмеиваются: - Три точки — это вам не одна в предложении, три точки кое-что значат. - Как вы поняли сказку? Что значат три точки в предложении? Почему в теме урока мы тоже поставили многоточие? ( Для справки: многоточие ставится в конце предложения в том случае, когда мысль не закончена; когда возникают перерывы в речи, связанные с волнением, с переходом к новой мысли, главной для автора. Автор специально делает паузу, чтобы читатель понял: дальше будет сообщаться о чём-то важном, о главном предмете изложения ). - Да, знаки препинания о многом говорят и помогают в характеристике предложения.

Синтаксический анализ предложения. - Выпишите предложение Потом цвет озера стал оловянным. –

Выполним синтаксический разбор этого предложения.*                 ( 1 ученик работает у доски ). (

*Помочь учащимся в определении сказуемого). Беседа - Вы сказали, что это предложение неосложнённое. - А чем может быть осложнено простое предложение? - Какие случаи встретились в тексте? - Мы нашли в тексте осложнённые предложения. А есть ли в тексте сложные предложения? - Они чем-то похожи? ( Оба сложноподчинённые ). –

Составим схемы этих предложений. - Схему какого предложения составить будет сложнее? - Предоставим эту возможность тем, кто недавно успешно выступил в школьной олимпиаде. - Остальные работают с другим сложным предложением. - Проверяем. - О каком разделе пунктуации мы ещё не сказали? ( О предложениях с прямой речью ). - Есть ли в тексте такие предложения? ( Да ). - Перестройте это предложение так, чтобы слова автора были вначале.

8. Подведение итогов урока. - О каком разделе лингвистики мы сегодня говорили? - Что изучает пунктуация? - Какие разделы русской пунктуации вы знаете?

Можно предложить детям продолжить предложение "Сегодня на уроке я..."

9. Домашнее задание. ( Творческое, разноуровневое ). Написать сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки препинания?» - Кому это задание покажется слишком сложным, составьте устное высказывание на тему «Разделы русской пунктуации», используя таблицу упражнения 263. - А кому задание покажется слишком простым, напишите лингвистическую сказку, которая начиналась бы так: «Однажды в царстве Знаков Препинания начался переполо


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!