СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 8 классе. "Тире между подлежащим и сказуемым"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"»



22.10.18 год. Конспект урока по русскому языку. 8 класс. (22 урок)

Тема: « Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели урока:

1) организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила: «Тире между подлежащим и сказуемым», 
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях», 
2) содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности, 
3) воспитывать патриотизм на примерах используемых предложений.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: выразительное чтение поэтических текстов;

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через

включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования простого предложения с однородными членами и обращениями

Предметные результаты: определять количество грамматических основ в сложном предложении; различать союзные и бессоюзные сложные предложения; находить границы частей в сложном предложении; определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного, составлять схемы сложных предложений.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)


2. Фронтальный опрос

Задает вопросы:

- На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это...

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это...

3. Подлежащее – это...

4. Подлежащее чаще всего выражается...

5. Сказуемое – это главный член предложения, который...

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются...

8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...

9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...

10. Составное именное сказуемое – это..

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р




Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока









3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала

Ставит перед учащимися проблему.


Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое


Записать предложения, расставить знаки препинания

1.Солнце бросает теплые лучи и оживляет окрестность.

2.Прогремел гром и пошел дождь.



Лингвистическая разминка.

На утренн... з...ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т...на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

- Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

- Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

- Укажите вид сказуемого.

- Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

- Подчеркните грамматическую основу.

- Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

- Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)



Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.










Слушают учителя, анализируют предложения.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.

1.Венера - самая яркая звезда ночного неба.

2.Её глаза как яркие звездочки.


- Сравните эти предложения.

- Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено.

- Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь

- Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)


1.Опрос обучающихся по правилу «Тире между подлежащим и сказуемым»


Работа по учебнику.

Выполнение упр.116 – комментированное письмо.

Выполнение упр 117- комментированное письмо.


Работа по карточке.

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

Правильные ответы:

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души - зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать - цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга - самая красивая река.

8. Великое дело - новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять - двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.


Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.





Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы.

5. Физкультминутка

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) 

Выполняют физкультминутку

6. Первичный контроль

Организует работу по применению новых знаний.


Работа в паре.

Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.



1.

-

Труд как блестящая сталь.

2.

+

О решенном говорить – только

путать.

3.

+

Беседовать с писателями других веков –

значит путешествовать.

4.

-

Бедность не порок.

5.

-

Июнь лишь начало лета.

6.

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

+

Сердце наше – вечная тайна

для нас самих.

8.

+

Знать много языков – значит иметь много

ключей к одному

замку.

9.

+

Искусство – это мышление в образах.

10.

+

Память - одно из важнейших свойств бытия.


Тест на первичное усвоение знаний.

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…

  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

  3. Федор знал, что Артем свой парень.

  4. Море чудесное, синее, нежное.

  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.


Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.

  2. Но объяснение не оправдание.

  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.

  4. Твои речи будто острый нож.

  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.




7. Инф-я о д/з

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р:

П.15, упр 118, 119

Записывают д/р

8. Подведение итогов, рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии.

Оценивает обучающихся, выставляет отметки

Рефлексия «Синквейн»

Анализируют свою деятельность







1.


Труд как блестящая сталь.

2.


О решенном говорить только путать.

3.


Беседовать с писателями других веков значит путешествовать.

4.


Бедность не порок.

5.


Июнь лишь начало лета.

6.


Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.


Сердце наше вечная тайна для нас самих.

8.


Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку.

9.


Искусство это мышление в образах.

10.


Память одно из важнейших свойств бытия.



1.


Труд как блестящая сталь.

2.


О решенном говорить только путать.

3.


Беседовать с писателями других веков значит путешествовать.

4.


Бедность не порок.

5.


Июнь лишь начало лета.

6.


Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.


Сердце наше вечная тайна для нас самих.

8.


Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку.

9.


Искусство это мышление в образах.

10.


Память одно из важнейших свойств бытия.



1.


Труд как блестящая сталь.

2.


О решенном говорить только путать.

3.


Беседовать с писателями других веков значит путешествовать.

4.


Бедность не порок.

5.


Июнь лишь начало лета.

6.


Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.


Сердце наше вечная тайна для нас самих.

8.


Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку.

9.


Искусство это мышление в образах.

10.


Память одно из важнейших свойств бытия.

















































































Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п. — сущ. И.п.

Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. — числ. И.п.

Девятью сорок — триста шестьдесят.

Сущ. И.п. — числ. И.п. 

Числ. И.п. — сущ. И.п.

Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. — н. ф. глаг. 

Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг.  — н. ф. глаг.

Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).

_____ — это

Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться это дело юношей (Тургенев).

_____ — вот

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).

_____ — значит

Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).





















Тире между подлежащим и сказуемым  не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте... (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь  прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово,  союзытоже, также,  лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин).  Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!