-формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Организационный момент. | Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски) - Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! | Приветствуют учителя Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция. Проверить уровень полученных ранее знаний по теме | Обучающийся с ОВЗ (ЗПР) – - Обратите внимание на слайд. Нам известна крылатая фраза: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться" -Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя). - Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом. Ведь Бернард Шоу сказал: "Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность" - Записываем дату, классная работа. На столе у каждого лежит листок самооценки. По мере выполнения заданий ставьте себе отметку: "5" если все сделали без ошибки; "4" -1-2 ошибки, "нужно повторить" Вид работы 1.Устная разминка "Четвертый лишний". 2.Терминологический футбол. 3.Анализ предложений. 4.Заполнение блок-схемы . 5.Работа в группах. 6.Синтаксический разбор предложения . 7. Упражнение 139 8. Творческая работа. 9. Итоговая оценка. | Ученик работает с текстом Работают с эпиграфом, отвечают на вопросы, записывают дату, классная работа Ознакомление с листом самооценки. | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | -Посмотрите на слайд. Какое задание можно выполнить с этим предложением? В предложении Смотрю в окно и не узнаю леса - грамматическая основа…(смотрю и не узнаю) (слайд 4) - Ребята, в предложении нет подлежащего, но можно ли сказать, кто совершает действие? Кто? - Как называются такие предложения? (определенно-личные) - Как объяснить этот термин? - Какое здесь лицо? - Какое местоимение соответствует 1 лицу ед.числу? - Можем ли мы преобразовать данное односоставное предложение в двусоставное? - Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу? - Понятны они нам? - Какой можно сделать вывод? (слайд5) Односоставными определенно-личными предложениями называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности. - Сформулируйте тему нашего урока? (слайд6) - Сформулируйте цели нашего урока. - Напоминаю, что формулировка цели строится по плану «вспомнить – узнать - научиться» (слайд 8) -вспомнить отличие односоставных и двусоставных предложений; глагольных и именных; назывные предложения; -дать понятие определенно-личных предложений; -научиться находить определенно-личные предложения; определять вид односоставных предложений | Работают со слайдом, формулируют тему и цели урока. | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
4. Изучение нового материала. Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать Практикум. Исследование текста. | - Ребята, мы на прошлом уроке познакомились с односоставными предложениями. Проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях. 1 Задание для устной разминки: найдите четвертое лишнее, обоснуйте свой выбор. С места)…. (слайд 2) 1) На морозном воздухе было трудно дышать. 2) Не хочу возвращаться. 3) Утро. 4) За окном виднелось уже вспаханное поле. (двусоставное) Все остальные - односоставные (слайд 3) 1) Малыш не спит. 2) Приближается вечер. 3) Сердце громко стучит. 4) От добра добра не ишут. (односоставное). Все остальные двусоставные. - А что значит двусоставное предложение? А односоставное? Выполни задание по карточке. Оцените себя. Работа в паре. 2 Задание Терминологический футбол. -Продолжим работу с повторения некоторых теоретических понятий по теме. Какие вопросы вы могли бы задать друг другу, чтобы проверить уровень знаний по изученной теме. (вопросы-ответы) - Оцените себя - Ребята, работая с предложениями, узнаем, местоимение только 1 лица, единственного числа можно подставить к сказуемому в определенно-личных предложениях. Комментированное письмо. (анализ предложений) (слайд 10) Определите, какие формы глагола ( наклонение, лицо, число) используются в о-л предложениях? Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв.накл., 1 л. Мн.ч., ) Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв. Накл., 2 л., ед.ч.) Какое правило мы можем еще повторить? Является ли обращение членом предложения? К доске… Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В.Гоголь) (изъяв. Накл., 2 л., мн.ч.) И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов) (изъяв. Накл., 1 л, ед.ч. ) Вели встретить им меня с детской любовью и послушанием. (А.С.Пушкин) (повел. Накл., 2 л. Ед.ч) Объясни постановку знаков препинания в предложении. Всем: Какие предложения называются определенно-личными? В какой форме должен стоять глагол? В каком лице, числе? Вывод: глаголы в форме 1, 2 лица ед.ч .и мн.ч изъяв. ,повел накл. (слайд 11-12) Какие местоимения соответствуют 1 и 2 лицу? Оцените себя. | Выполняют задание. Отмечают в листе самооценки Работают в паре. Задают вопросы-ответы Выполняют работу со слайда. Оценивают себя по листу самооценки. Муравьев К. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь умение соотносить свои действия с планируемым результатом. |
5. Физминутка. | Организует смену деятельности. Про муху. Немного отдохнем. Не используя руки, выполняйте движения мимикой, мышцами лица. Представьте, что в класс залетела муха, кружилась, кружилась и села вам на лоб. Отлетела и вновь прилетела, сев вам на щеку. Теперь она села вам на подбородок. Переместилась на нос. Залетело много мух и облепили вам все лицо. Муха села на плечо, ногу. Муха кружится около лица, попытайтесь ее поймать. Разминка для глаз. Посмотрите на пол, потолок, окно, дверь, доску. И в обратном порядке. Хорошо, молодцы, продолжаем урок. | Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями | Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний. | Повторение алгоритма. Ребята, что нужно сделать, чтобы правильно определить вид предложения? Повторим алгоритм: нахожу грамматическую основу смотрю: односоставное или двусоставное предложение если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения если подлежащее - только назывное Работа в паре по карточке. -Ребята, у вас на партах листочки с предложениями. Как вы думаете, какие виды работ мы можем с ними выполнить? А как вы считаете, что мы будем делать, исходя из темы нашего урока? - Среди предложений отметить только двусоставные Выпишите номера предложений.(2,4,11,12) и грамматическую основу. - Среди предложений отметить только односоставные определенно-личные. Определить, какой частью речи может выражаться главный член предложения. Выпишите номера предложений.(1,5,7,9,10) и грамматическую основу - Среди предложений отметить только односоставные назывные. Определить, какой частью речи выражается главный член предложения. Выпишите номера предложений.(3,6,8) и грамматическую основу. Карточка. 1. Люблю грозу в начале мая. (о/л). 2. В садах ученики окапывают деревья. (дв). 3. Осень.(н). 4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!(дв). 5 Поедешь со мной? (о/л). 6. Раннее утро. (н). 7. Стой за правду горой. (о/л). 8. Вот и беседка (н). 9. Верните книгу в библиотеку. (о/л). 10. Посмотрите на них! (о/л). 11. Дождь шумел гудел хлопал. (дв). 12. Я сердце по свету рассеять готов. (дв). Синтаксический разбор предложения. (слайд 18) Выполним разбор одного из предложений. Составьте схему предложения, дайте характеристику. Верните книгу в библиотеку. Работа по учебнику. Упражнение 139, стр 99 - устная работа. - Докажите, что эти предложения односоставные, определенно-личные. В текстах какого стиля употребляли о-л? (худож.) -Ты идешь домой? -Иду. А ты? -Иду. -Пойдем быстрее. - Как вы думаете, какой это стиль речи? Вывод: О/л предложения используются не только в художественном стиле, но и в разговорном. Творческая работа. (слайд 19) Напишите небольшой текст по теме «Зима», используя о/л , назывные предложения и ,конечно, другие. | | Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им . Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения извлечение необходимой информации из текст |
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке | - Какова тема нашего урока? - Что нового узнали на уроке? - Что было сложным? Новым? (слайд 20) Я узнала (что такое о-л предложения, где они употребляются, глагол в какой форме соответствует этим предложениям) Я научилась (находить их в тексте, отличать от односоставных) Мне было сложно… Мне было интересно… Что было нашей целью? (слайд 21) Достигли мы её? | Делают вывод | Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке | Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн» | Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. | 1) упр. 140 2) Выписать из худож лит-ры М.Ю.Лермонтова «Мцыри» 5 предложений о/л | Записывают д.з. в дневник | Регулятивные: принимают учебную задачу |