СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему "Назывные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Назывные предложения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему "Назывные предложения"»


03.12.18 год. Русский язык. 8 класс. (36 урок)

Тема: Назывные предложения.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с назывными предложениями;

  • показать структурные особенности и особенности употребления на­зывных предложений;

  • воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку.

Задачи:

  • показать учащимся способы выражения главного члена в назывных предложениях;

  • определять роль назывных предложений в художественной литературе;

  • научить детей использовать назывные предложения в речи;

  • закрепить навык синтаксического разбора предложений.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, к художественному слову; к отечественной литературе;

- стремление к речевому самосовершенствованию; к  усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

-  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

Предметные результаты:

- представление об основных функциях простого предложения; о роли односоставных предложений в текстах художественной литературы;

- проведение различных видов анализа слова (морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический).

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал, презентация по данной теме.


Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.


Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.


- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя





Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Обучающийся с ОВЗ (ЗПР) – Синтаксический разбор двусоставного предложения


Фронтальная беседа:

- Назовите основную единицу синтаксиса, характеризующуюся смысловой и интонационной законченностью? (предложение)

- Что называется грамматической основой предложения?

(подлежащее и сказуемое)

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное)

- На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов? (распространённое и нераспространённое)

- Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения? (двусоставные и односоставные)

– Какие предложения называются односоставными?

- Как их отличить от двусоставных?

– Какие предложения называются определенно-личными? Какими формами глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях?

(Подлежащие я, ты, мы, вы отсутствуют в предложениях, но они подсказываются формой глагола)

Мы вспомнили некоторые теоретические сведения; определения же, касающиеся односоставных предложений, мы вспомним в ходе урока.


Задание из ОГЭ 9 класс № 7

1. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

1. «подземного хода» - хода под землёй

2. «по материнской линии» - по линии матери

3. «начальные главы» - главы начала

4. «ремесло сапожника» - сапожное ремесло

5. «сказания кельтов» - кельтские сказания


3. Замените словосочетания, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

1. «особенности кроликов» - кроличьи особенности

2. «искусству фехтования»- фехтовальному искусству

3. «царство под горой» - подгорное царство

4. «ответ с загадкой» - загадочный ответ

 5. «правила игры» - игровые правила


4. Замените словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

1. «радушно приняли» - приняли с радушием

2. «отпраздновали весело»- отпраздновали с весельем

3. «откровенно выразил» - выразил с откровенностью

4. «смотрели подозрительно» - смотрели с подозрением

5. «безжалостно отчитал» - отчитал без жалости

Ученик работает по упражнению 160



Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности.

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи

Работа по карточкам.

- Дай определение односоставного предложения.  (Это такое простое предложение, в котором только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым.)

- Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип предложений.

1.Вам не видать таких сражений. («Бородино» М.Ю. Лермонтов)

2.Сижу за решеткой в темнице сырой. («Узник» А.С. Пушкин)

3.Потом его в степи без чувств нашли. («Мцыри» М.Ю. Лермонтов)

4.Мороз и солнце; день чудесный! («Зимнее утро» А.С. Пушкин)


- В чем особенность последнего предложения?

(Это сложное бессоюзное предложение, обе части которого – односоставные предложения с главным членом, выраженным существительным)


- Перед вами, ребята, карта односоставных предложений. Вам предстоит познакомиться со всеми видами этих предложений.

- Как вы понимаете смысл этого названия назывные предложения?  (Называет что-то, дает название).

- Исходя из всего сказанного, определите тему сегодняшнего урока?

- Тема нашего урока: назывные предложения.

- К концу урока вы должны знать назывные предложения и их отличительные признаки, а также уметь характеризовать назывные предложения и употреблять их в речи.




Пригожаева Л.






Калугин А.



Федоров И.







Толстухин А.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать









- Не указывая на действие, а лишь называя предметы, явления можно ли передать красоту мира? (конечно)

- Рассмотрим, как с этим заданием справился А.А.Фет, который нарисовал картину, не использовав ни одного глагола. 

(слайд) 

Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

Серебро и колыханье сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск января,

И лобзания и слезы,

И заря, заря! А.А.Фет


- О чём данное стихотворение? (О чувствах, настроении, переживаниях лирического героя).

- Какая картина рисуется в вашем воображении? (Ночь, ручей, луна, двое влюбленных, которые не могут расстаться, пение соловья, постепенно приближается рассвет, поэтому меняются краски).

- Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивляясь тому, как можно без глаголов передать красоту мира. Л.Н.Толстой восторженно отвечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

- Особенности синтаксических конструкций в том, что это стихотворение состоит из одного предложения, включающего назывные предложения.

Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых главный член – подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. (Декабрь. Три часа ночи.) 

- Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют.

- Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. (Вечер. Тихий зимний вечер.) 

Второе предложение распространено согласованным определением. Распространить назывные предложения могут только второстепенные предложения, относящиеся к группе подлежащего, т.е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

В таком предложении не может быть дополнения и обстоятельства, потому что они должны относиться к сказуемому.

- Обращаю ваше внимание на выразительную ёмкость этих предложений, что делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.








Цупова К.














Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.


5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте)

Выполняют физкультминутку

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.












Работа по учебнику.

Чтение параграфа 31 на странице 101

Упражнение 174 – комментированное письмо.

Упражнение 176 – комментированное письмо.


Работа в паре (по карточке)

Записать номера назывных предложений:

1. В плохую погоду сидишь дома.

2. В лесу потемнело.

3. Слезами горю не поможешь.

4. Укутанные снегом, притихшие дома.

5. Светлые дали.

6. Вход в театр.

7. Теплый день.

8. Пахнет прибитой дождём пылью.

9. Мне не работалось.

10.Я не работал.

11. Последний звонок.


Толсухина М.


Муравьев К.



Выполняют работу в паре, обмениваются тетрадями, проверяют по ключу





Ключ: 4,5,6,7,11


Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей.



7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Что такое назывные предложения?

- Чем обычно выражается главный член в назывном предложении?

- Что показывают назывные предложения?

- Где и с какой целью употребляются назывные предложения?



Обсуждение того, что узнали на уроке, чему

научились.

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Мы проделали большую работу, а теперь я предлагаю составить синквейн и выразить свое отношение к теме.

Назывное предложение.
Лаконичное, ёмкое.
Называет, рисует, представляет.
Краткость – сестра таланта.
Картина.

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

Параграф 31, знать правило, примеры.

Упр. № 175.

Индивидуально для сильных учеников: найти в стихах или прозе известных поэтов или писателей назывные предложения, определит их роль в тексте (остальные – по желанию)

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!