1.Организационный момент. | Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! | Приветствуют учителя | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. |
2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция. Проверить уровень полученных ранее знаний по теме | Обучающийся с ОВЗ (ЗПР) – Синтаксический разбор двусоставного предложения Фронтальная беседа: - Назовите основную единицу синтаксиса, характеризующуюся смысловой и интонационной законченностью? (предложение) - Что называется грамматической основой предложения? (подлежащее и сказуемое) - Какие бывают предложения по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное, побудительное) - На какие группы делятся предложения по наличию второстепенных членов? (распространённое и нераспространённое) - Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения? (двусоставные и односоставные) – Какие предложения называются односоставными? - Как их отличить от двусоставных? – Какие предложения называются определенно-личными? Какими формами глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях? (Подлежащие я, ты, мы, вы отсутствуют в предложениях, но они подсказываются формой глагола) Мы вспомнили некоторые теоретические сведения; определения же, касающиеся односоставных предложений, мы вспомним в ходе урока. Задание из ОГЭ 9 класс № 7 1. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 1. «подземного хода» - хода под землёй 2. «по материнской линии» - по линии матери 3. «начальные главы» - главы начала 4. «ремесло сапожника» - сапожное ремесло 5. «сказания кельтов» - кельтские сказания 3. Замените словосочетания, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 1. «особенности кроликов» - кроличьи особенности 2. «искусству фехтования»- фехтовальному искусству 3. «царство под горой» - подгорное царство 4. «ответ с загадкой» - загадочный ответ 5. «правила игры» - игровые правила 4. Замените словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. 1. «радушно приняли» - приняли с радушием 2. «отпраздновали весело»- отпраздновали с весельем 3. «откровенно выразил» - выразил с откровенностью 4. «смотрели подозрительно» - смотрели с подозрением 5. «безжалостно отчитал» - отчитал без жалости | Ученик работает по упражнению 160 | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | Работа по карточкам. - Дай определение односоставного предложения. (Это такое простое предложение, в котором только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым.) - Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите тип предложений. 1.Вам не видать таких сражений. («Бородино» М.Ю. Лермонтов) 2.Сижу за решеткой в темнице сырой. («Узник» А.С. Пушкин) 3.Потом его в степи без чувств нашли. («Мцыри» М.Ю. Лермонтов) 4.Мороз и солнце; день чудесный! («Зимнее утро» А.С. Пушкин) - В чем особенность последнего предложения? (Это сложное бессоюзное предложение, обе части которого – односоставные предложения с главным членом, выраженным существительным) - Перед вами, ребята, карта односоставных предложений. Вам предстоит познакомиться со всеми видами этих предложений. - Как вы понимаете смысл этого названия назывные предложения? (Называет что-то, дает название). - Исходя из всего сказанного, определите тему сегодняшнего урока? - Тема нашего урока: назывные предложения. - К концу урока вы должны знать назывные предложения и их отличительные признаки, а также уметь характеризовать назывные предложения и употреблять их в речи. | Пригожаева Л. Калугин А. Федоров И. Толстухин А. | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
4. Изучение нового материала. Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать | - Не указывая на действие, а лишь называя предметы, явления можно ли передать красоту мира? (конечно) - Рассмотрим, как с этим заданием справился А.А.Фет, который нарисовал картину, не использовав ни одного глагола. (слайд) Шепот, робкое дыханье, трели соловья. Серебро и колыханье сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск января, И лобзания и слезы, И заря, заря! А.А.Фет - О чём данное стихотворение? (О чувствах, настроении, переживаниях лирического героя). - Какая картина рисуется в вашем воображении? (Ночь, ручей, луна, двое влюбленных, которые не могут расстаться, пение соловья, постепенно приближается рассвет, поэтому меняются краски). - Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивляясь тому, как можно без глаголов передать красоту мира. Л.Н.Толстой восторженно отвечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». - Особенности синтаксических конструкций в том, что это стихотворение состоит из одного предложения, включающего назывные предложения. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых главный член – подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. (Декабрь. Три часа ночи.) - Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют. - Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. (Вечер. Тихий зимний вечер.) Второе предложение распространено согласованным определением. Распространить назывные предложения могут только второстепенные предложения, относящиеся к группе подлежащего, т.е. все виды определений (согласованные и несогласованные). В таком предложении не может быть дополнения и обстоятельства, потому что они должны относиться к сказуемому. - Обращаю ваше внимание на выразительную ёмкость этих предложений, что делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия. | Цупова К. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь умение соотносить свои действия с планируемым результатом. |
6. Закрепление полученных знаний. | Работа по учебнику. Чтение параграфа 31 на странице 101 Упражнение 174 – комментированное письмо. Упражнение 176 – комментированное письмо. Работа в паре (по карточке) Записать номера назывных предложений: 1. В плохую погоду сидишь дома. 2. В лесу потемнело. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Укутанные снегом, притихшие дома. 5. Светлые дали. 6. Вход в театр. 7. Теплый день. 8. Пахнет прибитой дождём пылью. 9. Мне не работалось. 10.Я не работал. 11. Последний звонок. | Толсухина М. Муравьев К. Выполняют работу в паре, обмениваются тетрадями, проверяют по ключу Ключ: 4,5,6,7,11 | Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им . Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей. |
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке | - Что такое назывные предложения? - Чем обычно выражается главный член в назывном предложении? - Что показывают назывные предложения? - Где и с какой целью употребляются назывные предложения? | Обсуждение того, что узнали на уроке, чему научились. | Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке | Мы проделали большую работу, а теперь я предлагаю составить синквейн и выразить свое отношение к теме. Назывное предложение. Лаконичное, ёмкое. Называет, рисует, представляет. Краткость – сестра таланта. Картина. | Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |