СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по технологии в 5 классе "Блюда из сырых овощей и фруктов"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по технологии в 5 классе "Блюда из сырых овощей и фруктов"»

Урок технологии в 5 классе (девочки)


Тема урока: Блюда из сырых овощей и фруктов.


Цель урока: организовать деятельность учащихся по приготовлению блюд из сырых овощей и фруктов.


Задачи:

  1. Ознакомить с разнообразием видов овощей и фруктов, их пищевой ценностью.

  2. Дать информацию о влиянии экологии на качество овощей и фруктов.

  3. Обучить механической кулинарной обработке овощей и фруктов и правилам сохранения витаминов.

  4. Дать представление о формах нарезки овощей и фруктов, ознакомить с технологией приготовления салатов «Здоровье» и «Фруктовый».

  5. Обучить приготовлению блюд из сырых овощей и фруктов и подаче их на стол.


Дидактические средства обучения: учебник технологии, ПК, распечатки для работы по заданию учителя, тест-полоски для определения уровня нитратов для лабораторной работы, кухонный инвентарь.


Формируемые УУД:

Личностные:

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, экологического сознания, смыслообразование, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

Познавательные: сопоставление, рассуждение, анализ, классификация, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества


Ход урока:


I. Организационный этап

Здравствуйте, девочки! Очень рада всех вас сегодня видеть! Слайд 2

Предлагаю наш урок начать с улыбки. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь! Я рада, что у нас отличное настроение, надеюсь, что урок у нас пройдёт интересно и увлекательно. Садитесь.


II. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы изучали тему: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»

На столах у вас лежат карточки с заданиями по этой теме.

Вам нужно отметить правильные варианты ответов. Приступаем.

Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листочками и проверьте по эталону. Слайд 3

Поставьте оценку в соответствии с критериями, представленными на слайде.

Поменяйтесь листочками обратно, положите их на край стола.


III. Изучение нового материала

Отгадайте, пожалуйста, загадки.


Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи. Слайд 4


Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за мяч? Слайд 5


Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки,

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я ... Слайд 6


Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет... Слайд 7


Кто догадался, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

Откройте тетради, запишите тему урока: «Блюда из сырых овощей и фруктов» Слайд 8


Сформулируйте, пожалуйста, задачи на урок, для этого используйте знакомые нам слова помощники, которые представлены на слайде: Слайд 9

Вспомним

Узнаем

Научимся


Давайте вспомним знакомую уже нам пищевую пирамиду. Скажите, пожалуйста, на каком ярусе в ней располагаются овощи и фрукты? Слайд 10


Овощам и фруктам принадлежит важное место в питании человека.

Прежде всего, давайте поговорим о пользе овощей и фруктов для человека.

Одно из основные правил питания гласит:

Ешьте больше овощей и фруктов!


А зачем? Как вы думаете, что дают нам овощи и фрукты? Какие полезные вещества они содержат?


Запись в тетради Слайд 11


Вода – имеет ключевое значение в химическом строении живых организмов, она играет важную роль как вещество, выполняющее роль универсального растворителя, в котором происходят основные биохимические процессы.


Витамины – не являются для организма поставщиком энергии, однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ.


Углеводы – источник энергии для нашего организма.


Минеральные вещества – способствуют формированию и функционированию костной ткани, и также играют важную роль в обмене веществ.


Клетчатка – входит в состав большинства растительных организмов, гарантирует хорошее пищеварение и настроение человека, т.к. очищает наш организм от токсинов и непереваренных остатков пищи.


Белки – являются строительным материалом наших клеток, ускоряют протекание процессов в организме.


Как вы думаете, может ли цвет овощей и фруктов подсказать нам, каких питательных веществ содержится в нём больше?

Оказывается да, может.

Учёные выяснили, что разные по цвету группы овощей и фруктов содержат разные полезные вещества. Цвет овощей и фруктов показывает нам какие именно полезные для здоровья вещества присутствуют в них.

Включая в рацион питания овощи и фрукты из группы каждого цвета, мы обеспечиваем свой организм оптимальным составом витаминов, минералов и других полезных веществ.


Зеленая группа овощей и фруктов Слайд 12

Способствуют укреплению зрения, костей и зубов, а также понижают риск возникновения некоторых видов рака.


К зелёной группе овощей и фруктов относятся: киви, авокадо, огурцы, петрушка, лук, яблоки.



Красная группа овощей и фруктов Слайд 13


Способствуют здоровью сердечно-сосудистой системы, мочевыводящих путей, хорошей памяти.


К красной группе относятся: свёкла, томат, краснокочанная капуста, редис, яблоко, грейпфрут


Жёлтая и оранжевая группа овощей и фруктов Слайд 14

Способствуют поддержанию сердечной деятельности, зрения, иммунной системы и понижают риск некоторых видов рака


К ней относятся: абрикосы, персики, хурма, тыква, морковь, лимон


Фиолетовая группа овощей и фруктов Слайд 15


Способствуют сохранению здоровья мочевыводящих путей, памяти и мозговых функций, снижению уровня стресса

К ним относятся: тёмный виноград, тёмная слива, баклажаны, спелые оливки


Бело-коричневая группа овощей и фруктов Слайд 16

Способствуют повышению иммунитета, снижают риск возникновения инсульта, улучшают деятельность пищеварительной системы и нервной системы


К ней относятся: бананы, чеснок, лук, картофель, финики, цветная капуста.


Конечно, овощи, содержат очень много витаминов. Но как же нам их сохранить? Об этом мы узнаем из учебника. Откройте, пожалуйста, с 60. Прочитайте правила сохранения витаминов:

  1. Держать очищенные овощи в воде можно не более 10-15 минут, иначе витамины перейдут в воду.

  2. Очищать овощи рекомендуют незадолго до приготовления блюда.

  3. Очищенный картофель надо класть в холодную воду, иначе он потемнее.

  4. Овощи для варки класть в кастрюлю с кипящей подсоленной водой, варить под крышкой.

  5. Нельзя использовать для хранения и приготовления овощных блюд посуду и инвентарь из меди и железа, потому что эти металлы разрушают витамин С. Такая посуда должна иметь эмалированное покрытие.


IV. Физкультминутка:

Однажды хозяйка с базара пришла.


Юлиан Тувим
Овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.

Ох!..
И суп овощной оказался не плох!


Мы с вами поговорили о пользе овощей и фруктов. Скажите, пожалуйста, а могут ли овощи нанести вред нашему организму? В каких случаях?


Отрывок из мультфильма «Смешарики» (видео-файл)


В чём был не прав Копатыч?

Он хотел съесть морковь немытой. А почему нельзя есть морковь немытой?

В организм могут попасть болезнетворные бактерии, которые вызовут пищевое отравление.

То есть, как сказал Лосяш, морковка сама по себе невинна, но бактерии, которые находятся на ней – опасны.

От этой опасности, которую таят в себе овощи и фрукты мы может легко избавиться с помощью воды. Но стоит помнить и ещё об одной опасности – это повышенное содержание в плодах нитратов. Они появляются в результате подкормки растения азотными удобрениями. С одной стороны для растений это хорошо, они быстрее начинают расти, но для нашего организма плохо, т.к. избыток нитратов приводит к отравлению.


Существует понятие ПДК – предельная допустимая концентрация. (запись в тетради)



Как определить уровень нитратов в продуктах? Слайд 17


В домашних условиях количество нитратов можно определить с помощью бумажных полосок-индикаторов или нитратомера – специального прибора, определяющего уровень нитратов в плодах. В условиях лаборатории тест на нитраты делают с помощью специального оборудования.


V. Лабораторная работа

Выполним лабораторную работу «Определение уровня нитратов в огурце».


Раздать необходимые материалы (доска, нож, тест-полоски)


Результаты исследований заносятся в таблицу: Слайд 18


Лабораторная работа

Определение уровня нитратов в огурце


Рассматриваемый плод

Концентрация нитратов, мг/л

Предельно допустимая концентрация нитратов, мг/л


Огурец




150


Вывод: концентрация нитратов в данном огурце ниже ПДК, значит плод пригоден для употребления в пищу.


Как же удалить лишние нитраты?

Прочитайте информацию на стр. 59. Обсудите её в парах.

Можно ли есть кочерыжку капусты? Почему?


Есть ещё одна опасность – это неблагоприятная экологическая обстановка. Выхлопные газы машин впитываются через тонкую кожицу и попадают в плоды растений, делая их токсичными для нашего организма. Поэтому важно! Не покупать овощи и фрукты, которые продают на стихийных рынках, рядом с оживлённой трассой. Слайд 19



Разгадайте, пожалуйста, ребус. Слайд 20

Правильно, это салат. Слайды 21,22


История возникновения салата (доклад) Слайд 23

Первые салаты были придуманы римлянами ещё до рождения Христа в эпоху изобилия и грандиозных многодневных пиров. На римских пирах было заведено подавать блюда из трав и овощей, приправленные мёдом, солью и уксусом. Слово salato или salata (солёный) обозначало «блюдо с заправкой». Обычно салат состоял из листьев латука и лука, заправленных оливковым маслом с мёдом и уксусом, и подавался к мясу. Следовательно, происхождения салата от названия одноимённого овоща неверно. Как раз салат, то есть латук, листья которого были непременным ингредиентом любого римского салата и получил своё имя от названия блюда. 

Позже в салатах стали появляться и другие ингредиенты. Экспериментировать с ними повара не прекращают и по сей день.



Для того, чтобы сделать салат, нам необходимо сначала помыть овощи или фрукты, а затем нарезать их. Слайд 24

Нарезают вручную остро заточенным ножом на доске.

Натирают на терке

Измельчают с помощью овощерезки или кухонного комбайна


Существуют следующие виды нарезки овощей и фруктов: Слайд 25

Ломтиками

Кружочками

Брусочками

Кубиками

Мелкой соломкой

Крупной соломкой


Сейчас известно очень много салатов и поварам очень сложно удивить своих клиентов чем-то новым, поэтому в последнее время блюда стараются разнообразить не количеством ингредиентов и их сочетанием, а украшением, а для этого используют искусство карвинга. Что же такое карвинг мы сейчас узнаем. (доклад)


Карвинг или фигурная резка овощей и фруктов – это отдельное направление в искусстве сервировки. Слайд 26

Хотя этот термин английского происхождения появился не так давно, искусство карвинга насчитывает несколько сотен лет. Оно появилось в юго-восточной Азии для украшения растительного стола. Во многих странах Азии всегда были сильны религиозные запреты на употребление мяса, поэтому выбор продуктов был небольшим, а искусная резьба по ярким фруктам и овощам облагораживала праздничный стол знати. Во многих азиатских кухнях принято «маскировать» вкус исходного продукта, и вырезание из продуктов причудливых форм здесь как нельзя кстати. Порой сложно узнать морковь, кабачок или огурец в цветах, птицах, драконах.



Посмотрите как при помощи карвинга можно преобразить морковь.

Существует масса идей для украшения салатов, какие-то из них вы можете найти в интернета или придумать сами. Главное – включить свою фантазию!


Фото работ из интернета. Слайды 27,28,29,30,31,32


А сейчас посмотрите небольшой видео-сюжет, из которого вы узнаете, как можно украсить салат при помощи розы из огурца. (видео)


VI. Закрепление изученного материала

Работа в группах (карточки)

Попробуйте, пожалуйста, разложить карточки в нужном порядке, чтобы у вас получился алгоритм приготовления салата из сырых овощей или фруктов.


Проверим, что получилось. Слайд 33


Вкус салата будет зависеть от входящих в него продуктов, формы и размера нарезки овощей.


Сегодня мы будем выполнять практическую работу. Но прежде, чем выполнить практическую работу нужно вспомнить технику безопасности. Сегодня мы будем работать с ножами и тёркой.

Как мы должны работать с ножом?

- Нож передаёт ручкой вперёд, лезвием от себя, работаем хорошо заточенным ножом.

Какие правила санитарии и гигиены мы должны соблюдать на кухне?

Работаем чистыми руками, моем их с мылом.

Надеваем спецодежду.


VII. Практическая работа Слайд 34

Сейчас мы с вами поделимся на бригады, бригадир распределит обязанности, помоем руки с мылом, наденем спецодежду и приготовим для работы всё необходимое.

Бригадирам раздаются оценочные листы:

Должность

Обязанности

Фамилия

Оценка

Бригадир

Распределяет обязанности, контролирует работу членов группы, заправляет салат мороженым



Повар 1

Моет яблоко, нарезает небольшими кубиками



Повар 2

Моет и чистит банан, нарезает небольшими кубиками



Повар 3

Моет и чистит киви, нарезает небольшими кубиками



Повар 4

Моет и чистит апельсин, делит на дольки, нарезает



Повар 5

Моет грушу, нарезает её небольшими кубиками



Мойщик посуды

Моет посуду



Официант

Следит за чистотой стола, относит посуду в мойку, накрывает на стол




Должность

Обязанности

Фамилия

Оценка

Бригадир

Распределяет обязанности, контролирует работу членов группы, заправляет салат маслом, солит его



Повар 1

Моет яблоко, натирает его на крупной тёрке



Повар 2

Чистит и моет морковь, натирает её на крупной тёрке



Повар 3

Моет капусту, мелко шинкует



Повар 4

Моет огурец, нарезает кружочками, формирует из него розочку



Повар 5

Моет перец, очищает его от семян, нарезает кружочками для украшения салата



Мойщик посуды

Моет посуду



Официант

Следит за чистотой стола, относит посуду в мойку, накрывает на стол





Попрошу бригадиров сдать отчёты о проделанной работе с выставленными оценками.


Дополните, пожалуйста, фразы: Слайд 35

Я узнала

Я научилась

Мне пригодится

Запишите домашнее задание: Фартук, косынка, варёные овощи. Слайд 36


VIII. Подведение итогов урока

Заполните, пожалуйста, карточки обратной связи.

В карточках подчеркните фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке.


Урок

Я на уроке

Итог

Интересный

Работала

Поняла материал

Познавательный

Отдыхала

Узнала что-то новое

Скучный

Помогала другим

Ничего не поняла


Поднимите руку те, кому на уроке было интересно? А кому скучно?

Кто на уроке узнал больше? А кто ничего не понял?

Кто сегодня на уроке отдыхал? А кто работал и помогал другим?


Сегодня на уроке вы получили 2 оценки: за проверку домашней работы и за практическую работу.

Сегодня на уроке мне было с вами тоже очень интересно. Спасибо за урок! Слайд 37


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!