СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по тема "Обыкновенные дроби. Хлеб блокадного Ленинграда"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

27.01.- годовщина снятия блокады Ленинграда. В этот  день будем говорить о дробях особо уважительно, так как будем решать задачи с дробями применительно к Великой Отечественной войне, выяснив, как математика в трудное, военное время помогала решать жизненно необходимые задачи.

В- третьих, о войне можно говорить много и долго. И о войне нужно говорить не только по праздникам, но и в будние дни. И вот такой будний день сегодня- 27.01.2017г.

Наш урок посвящается “Блокаде города - героя Ленинграда».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по тема "Обыкновенные дроби. Хлеб блокадного Ленинграда"»


Урок математики в 5 классе.

Тема: Обыкновенные дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.

Эпиграф урока:

Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”

(Ольга Берггольц)


Образовательные:
закрепить
действия с дробями;

развивать навыки устного счёта;

показать значимость решения задач с дробями.

Воспитательные:

прививать чувство патриотизма и любовь к своей Родине;

настроить детей на героический лад.

Развивающие:

развивать интерес к предмету;

развивать математическую речь, творческие способности при решении задач.


Оформление: Хроника ВОВ, иллюстрации о войне, о хлебе; музыка «Аве Мария», презентация урока

Слайд 1 Ход урока. Сегодня у нас необычный урок.

Во-первых, на уроке присутствуют гости.

Во-вторых, ребята, какую тему мы с вами сейчас изучаем по математике? (Дроби) И наш девиз: “Дроби знать хочу я на отлично!” позволяет нам сформулировать цели и задачи нашего занятия.

Чем же мы будем заниматься на уроке? ( мы будем учиться применять свои знания о дробях при решении различных заданий: при вычислениях, при решении уравнений, задач и т.д.)

Мы сегодня будем говорить о дробях особо уважительно, так как будем решать задачи с дробями применительно к Великой Отечественной войне, выяснив, как математика в трудное, военное время помогала решать жизненно необходимые задачи.

В- третьих, о войне можно говорить много и долго. И о войне нужно говорить не только по праздникам, но и в будние дни. И вот такой будний день сегодня- 27.01.2017г.

Наш урок посвящается “Блокаде города - героя Ленинграда».

Покажите этот город на карте флажком.

Как называется сегодня этот город? (показ на карте )

Что означает слово “блокада»?

В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши, окружен фашистами со всех сторон.

Эта блокада началась с 08.09. 1941 года по 27.01. 1944 года.

Самым трудным периодом была зима 1941-1942 гг., когда основные городские запасы питания закончились или были уничтожены самолётами немцев. Есть было нечего. В городе оставалось много детей. Оставалось много стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружён фашистами. Только зимой 1942 года, когда замёрзло Ладожское озеро, по нему была проложена дорога в город, названная… (“Дорога жизни”).

А сейчас, ребята, мы вспомним с вами, что мы знаем о дробях. И в ходе урока будем узнать о некоторых интересных фактах блокадного Ленинграда.

Начнём с разминки: 1. «Прочти мои мысли», создав схему-модуль по теме «Дробь»: (Один ученик у доски, остальные в тетрадях)

Запись вида а/в называется обыкновенной дробью.

Число, которое пишется над чертой называется числителем.

Число под чертой – знаменателем.

Что показывает нам знаменатель дроби? – на сколько надо разделить

А числитель – сколько таких частей нужно взять

Знак черты- знак деления. (Кто может повторить, что мы написали?)

2.Графический диктант-индивид каждый, проверь по образцу:

3/415/18, 7/8-п.д., 125/3 – н.д., н.д. п.д., 1 17/12.

3.Какие вопросы и задания можно предложить одноклассникам, глядя на задание следующего вида: (работают в парах)

1/5, 44/15, 7/27, 19/41,1/4, 76/76.

-прочитайте дроби,

-подчеркни правильные, неправильные,

-объясни необычность дроби 76\76.

Какое отношение имеет это число к дате 27.01.1944 год?

(76 года со дня снятия блокады)

4. В кольце блокады оказалось очень много людей.

Сосчитайте:2887*1000= (2 887000 человек) –запись на доске.

5. Блокадный Ленинград. Зима 1941-1942 год. Страшные морозы!

Вычислите: 18 3/5 + 24 2/5= ( 43*)

6. Не стало отопления, света, стены домов очень промёрзли и покрылись изморозью. Просчитайте на сколько сантиметров промёрзли стены, исследовав выражение:

42 3/8- 12 3/8= (30 см)

7. А теперь поработаем в группах. Распределите обязанности в своей группе. Готовы?

А). Дети помогали старшим. Подростки по 2/3 суток стояли у станков.

По сколько же часов они работали в сутки? Сосчитайте, выбрав правильный способ оформления и решения задачи.

1 сутки -24 часа.

2/3 суток = 24 : 3 *2= 16 часов. Кто решит раньше записывает на доске.

Б). Чтобы узнать сколько дней и ночей продолжалась блокада,

Решите уравнение: (3х+6) -706=2000.- слайд.

Решаем задание дополшительно:

А) Б) В)



Слайд 8 Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “осьмушка”. Вот эта «осьмушка» и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Слайд 9 рабочие получали лишь по кг =? г, а служащие, и дети - по кг =? г.(20.11.41-25.12 41г)



Муки в этом хлебе почти не было. Хлеб получался чёрным цветом и горьким на вкус. Это было единственное питание ленинградцев.

Слайд 10 Состав хлеба:

ржаная мука 61\100 кг

льняной жмых 7\100 кг

отруби 9\100 кг

овсяная мука 8\100 кг

соевая мука 6\100 кг

солодовая мука 4\100 кг

пшеничная мука 5\100 кг
________________________

Найдите, какова была масса этого хлеба?



Подсчитаем, а сколько граммов весила одна четвёртая, восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:

1 кг = 1000 г 1000:4*1=250 (г)- для взрослых .

1000:8*1 = 125 (г) – для детей и служащих.

125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало?

А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Поэтесса Ольга Берггольц писала: “Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

Слайд 11 125 блокадных грамм

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит...
Как из недр его вопли: "Хлеба!" -
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.

ОСЬМУШКА ХЛЕБА


Сколько это: осьмушка хлеба?

Если в граммах, то 125.
Только тот, кто на той войне не был,

Вкуса хлеба не сможет понять.

Вы представьте, как детские руки

Прижимают кусочек к губам.

Ничего не могло быть вкуснее

Тех единственных крохотных 125 грамм.


Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

Послушаем следующее задание:

В одной ленинградской блокадной семье было трое детей, а точнее – три дочери. Мама в очередной раз принесла кусочек хлеба весом 125 граммов. Какая часть кусочка хлеба досталась бы каждой? (Одна третья)

Ситуация сложилась так, что одна дочка умерла. Осталось две дочери. Какая часть кусочка досталась бы теперь каждой дочери? (Одна вторая)


Слайд 14 Сравните дробь1\2 и 1\3,

А теперь послушаем рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Слайд 15 Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.



Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

Воспоминания школьниц (читают дети).

« Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

«А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».

Однажды стала выходить из строя одна из печей, Чтоб устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный вовремя хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь и отремонтировал её.

А сколько

Человек погибло от голода?

На доске

На момент блокады из Ленинграда было эвакуировано 661700 человек, 97/100 умерли от голода и холода. А сколько это человек?

Слайд 17. 641 849ленинградца умерли во время блокады от голода.

Слайд 18 К декабрю 1942 года Алтайский край принял более пяти тысяч детей блокадного Ленинграда, из них 209 человек приняло село Боровлянка, Троицкого района. Наталья ФЕДОТОВНА Крахмалёва (тогда ей было 15-16 лет) сопровождала эшелон с детьми . Живёт в селе и другая блокадница Нина Андреевна Смирнова. В память об умерших детях, эвакуированных на Алтай, в селе Боровлянка поставлен памятник.











Слайд 22 6. Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу.

А). Решите уравнение, и вы узнаете, сколько школ работали в городе. Для этого решите уравнение: 2х+х-25=92. Ответ: 39 школ.

б) Расстояние от трамвайной остановки на Невском проспекте до метро 15 м. В случае объявления воздушной тревоги, пассажир трамвая должен оказаться в бомбоубежище не позднее 20 секунд. С какой наименьшей скоростью двигался пассажир?

Слайд 23 Дети и учителя умирали во время уроков.

Девчонка руку протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла.

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ю. Воронов.

Слайд 24 Дневник Тани Савичевой. Таня.

  • «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941

  • года».

  • «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

  • «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

  • «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

  • «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

  • «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»

  • «Савичевы умерли».

  • «Умерли все».

  • «Осталась одна Таня».

  • Слайд 25 «Осталась одна Таня». 24 мая Таню санитары перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище. Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнбергском процессе, а сама девочка - символом мужества блокадного Ленинграда. О ее судьбе написаны десятки книг, сняты фильмы, Эдита Пьеха исполняет "Балладу о Тане Савичевой", есть звезда, названная в ее честь. Но... немногие и сегодня знают, что Таня ошибалась, и Савичевы умерли не все. В таких страшных условиях выжила родная сестра Тани, Нина Николаевна, которая по сей день живёт под Петербургом.


Слайд 26 За 900 дней заводами Ленинграда произведено: Более части от 10 000 минометов,

Слайд 27 миллиарда снарядов и мин,

части от 10 000 самолетов.

Узнайте их количество.

Слайд 28 Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. На еще неокрепший лед выходили грузовики, везшие муку.

Слайд 29 И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк.

Поломка эта - не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

.

Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. И заменить нам его ничто не может.

. В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, за сигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба. А потом у поэта Р.Рождественского родились эти строки:

Слайд 21 Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года...

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил...

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Кусок, не подаривший жизнь...

Лежащий здесь - у ваших ног.

Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?



Учитель раздает учащимся кусок черного хлеба - дневную норму ленинградца

Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь.

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала

Даже хлеба крошка...

Но и сейчас

Оплачена стократ


Трудом нелегким

Каждая лепешка.

Не раз прощал

Тебе я озорство.

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не могу простить

Лишь одного-

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

Слайд 19 в Ленинграде три военных кладбища. Самое большое мемориальное кладбище Пискарёвское, на котором похоронено 470 тысяч человек. На Пискаревском кладбище – тысячи безымянных могил. ПОЧЕМУ БЕЗЫМЯННЫХ?

Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись:

«Доченька, если б я могла дать тогда...»











Закончилась блокада. 27 января 1944 года над Невой прогремело залпы торжественного салюта! Сколько залпов прогремело?

Слайд31

( 24

Интересно, как же он выглядел тот торжественный праздничный салют?!

Мы вас попросила дома нарисовать праздничный салют на альбомном листе, как вы его представляете. Расположите свои рисунки на доске. И задержитесь, посмотрите! И пусть этот бумажный салют им, блокадникам Ленинграда, от вас пятиклассников


Будем помнить народную мудрость « Хлеб - всей жизни голова» и слова пожилого поколения: Хлеба к обеду в меру бери.

Хлеб – драгоценность, им не сори.

Эти замечательные слова мы подарим нашей школьной столовой. Обращайтесь с хлебом бережно.

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить не возможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда. Мы можем только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. А в знак выражения горести об умерших:

Давайте, люди, встанем на мгновенье и в скорби постоим и помолчим.

Итог урока:

  • Я надеюсь, что вы много нового узнали о блокадном Ленинграде.

  • Узнали, что такая простая обыкновенная дробь одна восьмая, и какое имела значение!

  • Мы вместе убедились, как важно уметь решать задачи с дробями.


ОСЬМУШКА ХЛЕБА


Сколько это: осьмушка хлеба?

Если в граммах, то 125.
Только тот, кто на той войне не был,

Вкуса хлеба не сможет понять.


Вы представьте, как детские руки

Прижимают кусочек к губам.

Ничего не могло быть вкуснее

Тех единственных крохотных грамм.


Рефлексия: я многое узнал о блокадном…

Узнал, что такая простая обыкновенная дробь ….., а имела такое огромное значение для …!

Я научился применять обыкновенные дроби при ….

Мы вместе убедились, как важно знать и уметь …

У вас в тетрадях изображен светофор. Закрасьте окошечко:

Красное- я испытываю трудности при выполнении действий с дробями,

Желтое- я затруднялся иногда, надо еще поработать …

Зеленое – я могу идти дальше.

Домашнее задание: : карточка (просчитать в граммах состав блокадного хлеба).написать отзыв об уроке « Число, дающее жизнь»



Литература.

1. Воспитание школьников. № 4; 1987г. В. Гликин, Беспримерный подвиг защитников Ленинграда.

2.. Воспитание школьников. №6,1986 г.В. Александрова, Велика истинная цена хлеба.

3. Картинки с Интернет.

  • http://www.wardates.ru/fotos_raznoe_091102174032.html

  • http://www.greenmama.ru/dn_images/01/69/54/74/1233038326hleb_blokadi.jpg

  • http://cs304713.vk.com/u3832889/-14/x_5c0148c6.jpg

  • http://top.oprf.ru/storage/c/2011/06/22/1308698658_067959_77.jpg

  • http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/3/2729/2729_html_m5166b6d.jpg

  • http://img15.nnm.ru/f/4/3/d/d/755665c27042a7ccb8088cddb6c.jpg

  • http://img11.nnm.ru/8/1/a/7/8/4e223c53394bf2df03332281280.jpg

  • http://s42.radikal.ru/i098/0901/54/014c63e0cd71.jpg

  • http://i.pixs.ru/storage/1/0/8/image4d3eb_1223875_2393108.jpg

  • http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2011/09/war05.jpg

  • http://newzz.in.ua/uploads/posts/2010-04/1272622294_blokada.jpg

  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/800/38800662_1.jpg

  • http://img-fotki.yandex.ru/get/3207/murzavio.b/0_26dc1_13a7abb0_L.jpg

  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/48/500/48500028_Piskarjovskoe_kladbishe_RodinaMat_18042003.jpg

  • http://img-fotki.yandex.ru/get/4425/54537257.1/0_8958f_27ae10e4_XL




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!