Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Что такое глагол?»
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Тема. "Что такое глагол?".
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.
Задачи:
Образовательные:
Углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;
научить учащихся находить глаголы в тексте;
повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;
закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;
закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;
учить оценивать уровень усвоения нового материала.
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Воспитательные:
воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Планируемые результаты
Предметные:
находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;
ставить вопросы к глаголам;
повторить знания об имени существительном.
Метапредметные:
понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;
составлять словосочетания с глаголами;
пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;
развивать речь обучающихся,
Личностные:
Демонстративный материал:
магнитная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, пректор.
Основные понятия: часть речи, имя существительное, глагол, алгоритм.
Сценарий урока
Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок
Мы тетрадки открываем и к работе приступаем.
Актуализация знаний
Работа с пословицей.
Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.
Слад №1
/Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/
- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?
- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться
Какие еще пословицы о мудрости и труде вы знаете?
Век живи-век учись.
Поспешишь - людей насмешишь.
Терпенье и труд все перетрут.
Конь о четырёх ногах, а спотыкается.
Бери в работе умом, а не горбом.
К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок.
2.Начнем наш урок с минутки чистописания.(слайд 1)
Давайте зададим вопрос к словам, которые мы написали.
Что делать? УЧИТЬ
Что делаешь? УЧИШЬСЯ, НАУЧИШЬСЯ.
Что сделает? НАУЧИТ
Что обозначают все эти слова? (действия предметов) Поставим ударение.
Давайте подберем к ним однокоренные слова.
УЧЕНИК, УЧЕНЬЕ, УЧЁНЫЙ.
На какой вопрос все они отвечают? Что обозначают?
(Кто? Обозначают предмет. Это имена существительные.)
3. Самоопределение к деятельности.
- Что вы еще знаете об имени существительном?
Какие бывают существительные? (одушевленные и неодушевленные)
Назовите неодушевлённые имена существительные. (Варианты ответов: стол, стул, парта, ручка и др)
4. Постановка темы и целей урока.
- Слово учить можно назвать существительным? Почему?
- А какая это часть речи?
На какой вопрос отвечает?
- Что обозначает?
- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?
- Зачем они нам нужны?
- Оживите текст (слайд 2)
Мороз. Снег…дорожки и тропинки. Пушистые шубки на березках и осинках. Пруд давно…Там ребята … на коньках. Мальчики … ледяную горку. Быстро … с горы салазки .. Девочки … снеговика. Глазки … из льдинок. Рот и нос – из морковки. В руках метла. Как весело зимой!
Что мы добавили? (глаголы)
Проверим себя (слайд 3)
- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему и цели урока
- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. А почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать
5. Работа по теме урока.
Учитель. – Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116.
- Рассмотрите рисунки.
Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.
(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
-ЧТО ДЕЛАЕТ?
- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)
Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»
- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?
Дети читают правило в учебнике.
-Составим предложение по любому рисунку.
(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)
-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.
(Миша поливает цветы.)
-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)
-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)
5 . Работа по теме урока
1) - Как распознать глаголы в речи?
- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?
- Сейчас мы его составим.
/Работа в парах/
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.
(Справа на доске)
1. Поставить к слову вопрос
2. Узнать, что оно обозначает
Определить часть речи
2) Самостоятельная работа.
На экране напечатано стихотворение:
- Прочитайте стихотворение.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
-Выпишите из текста глаголы, обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился ли ваш товарищ с заданием, оцените его работу.
- Назовите глаголы, докажите.
6.ФИЗМИНУТКА
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
7.Продолжение работы по теме урока
1)Выполнение заданий по уровням
Самостоятельная работа
- Ребята, все задания мы выполняли вместе, в парах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 )
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова:
Зима, холодная, дети, лепят, быстрый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1)Снег, дерево, пушистый, дорога. 2) Белый, холодный, скользкий, тает.
3) Падает, укрывает, лепит, снежный .
- Как вы находили лишнее слово?
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся глаголом.
грусть – … .
крик – … .
еда - … .
каток- … .
сказка-… .
- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.
- Проверим свою работу (Самоконтроль)
Слайд № 5
2) Открытие новых знаний о глаголе и имени существительном
– Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?
- Ваши гипотезы.
- Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить одно задание. Распределить и записать слова в два столбика.
1 столбик – имя существительное
2 столбик – глагол
(У доски работают два человека.)
Слова для диктовки: пила, печь, жгут, стекло
Записи в тетрадях и на доске
Существительное Глагол
Пила(инструмент) - пила (чай)
Печь (пироги) – печь (которую топят)
жгут (костер) – жгу (которым перевязывают рану, чтобы остановить кровь)
Стекло (в окне) – стекло (с крыши)
- Докажите, что слово пила – это существительное,
- это глагол.
- Чтобы это доказать, что нужно сделать?
- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)
(слайд 6)
У ПАПЫ ПИЛА ОСТРА.
Я ПИЛА ЧАЙ.
У БАБУШКЕ В ДОМЕ РУССКАЯ ПЕЧЬ.
Я ПОМОГАЛА МАМЕ ПЕЧЬ ПИРОГИ.
РЕБЯТА ЖГУТ КОСТЕР.
МНЕ НАЛОЖИЛИ ЖГУТ.
Я ВЫМЫЛ СТЕКЛО В ОКНЕ.
С КРЫШИ СТЕКЛО.
8. Итог урока.
- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?
- Стали вы мудрее? В чём?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
- Что было трудным на уроке?
- Что было интересным на уроке?
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Что ещё хотели бы узнать?
Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.
9. Рефлексия.
- Какое у вас настроение в конце нашего урока?
- Оцените свою работу на уроке.
У каждого на столе лист самооценки: (напечатанные на листе бумаги знаки: !, +, - )
! Молодец, всё выполнял верно.
+ Хорошо, но есть ошибки
- Допускал много ошибок, нужно ещё поработать.
Домашнее задание. Платформа ISMART (задания от учителя по теме: Глагол)
Выводы и предложения
Создание современного урока требует от учителя не только базовых знаний преподаваемого предмета, но и умения работать по-новому: использовать современное оборудование- интерактивные доски, обучающие платформы, множество современных программ. Сейчас мы часто наблюдаем столкновение двух точек зрения – консервативной, у учителей более старшего поколения, и современной, у молодых педагогов, которые более открыты к освоению новых тенденций. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в современном образовательном пространстве и не бояться учиться, как бы странно это не звучало.
Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который даёт ему большую свободу и определяет последовательную деятельность обучающихся, уделяет внимание формированию не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Изменилась формулировка заданий для обучающихся: проанализируйте, докажите, создайте схему, исследуйте, оцените. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности обучающихся преобладают над фронтальными. Создание портфолио обучающихся - оптимальный способ организации накопительной оценки.
Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем раньше, причём характер её стал исследовательским, творческим, продуктивным. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов, приёмов. Это своего рода философия образования новой школы, которая даёт возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися, мастером своего дела в постоянно изменяющихся условиях.