СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме:"Части речи.Глагол" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме:"Части речи.Глагол". Так же на сайте есть презентация к этому уроку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме:"Части речи.Глагол" 2 класс»



Конспект урока по русскому языку

во 2 классе

«Что такое глагол?»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема. "Что такое глагол?".

Тип урока: открытие новых знаний.

Цельпознакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Задачи:

Образовательные:


  • Углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;

  • научить учащихся находить глаголы в тексте;

  • повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;

  • закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;

  • закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;

  • учить оценивать уровень усвоения нового материала.

Развивающие:


  • активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;

  • развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Воспитательные:


  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;

  • ставить вопросы к глаголам;

  • повторить знания об имени существительном.

Метапредметные:

  • понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;

  • составлять словосочетания с глаголами;

  • пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;

  • развивать речь обучающихся,

Личностные:

  • знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.

Демонстративный материал:

магнитная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, пректор.

Основные понятия: часть речи, имя существительное, глагол, алгоритм.


Сценарий урока



  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

Мы тетрадки открываем и к работе приступаем.


  1. Актуализация знаний

Работа с пословицей.

Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.

Слад №1

/Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться

Какие еще пословицы о мудрости и труде вы знаете?

Век живи-век учись.

Поспешишь - людей насмешишь.

Терпенье и труд все перетрут.

Конь о четырёх ногах, а спотыкается.

Бери в работе умом, а не горбом.

К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок.

2.Начнем наш урок с минутки чистописания.(слайд 1)

Давайте зададим вопрос к словам, которые мы написали.

Что делать? УЧИТЬ

Что делаешь? УЧИШЬСЯ, НАУЧИШЬСЯ.

Что сделает? НАУЧИТ

Что обозначают все эти слова? (действия предметов) Поставим ударение.

Давайте подберем к ним однокоренные слова.

УЧЕНИК, УЧЕНЬЕ, УЧЁНЫЙ.

На какой вопрос все они отвечают? Что обозначают?

(Кто? Обозначают предмет. Это имена существительные.)



3. Самоопределение к деятельности.

- Что вы еще знаете об имени существительном?

Какие бывают существительные? (одушевленные и неодушевленные)

Назовите неодушевлённые имена существительные. (Варианты ответов: стол, стул, парта, ручка и др)

4. Постановка темы и целей урока.

- Слово учить можно назвать существительным? Почему?

- А какая это часть речи?

На какой вопрос отвечает?

- Что обозначает?

- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?

- Зачем они нам нужны?

- Оживите текст (слайд 2)

Мороз. Снег…дорожки и тропинки. Пушистые шубки на березках и осинках. Пруд давно…Там ребята … на коньках. Мальчики … ледяную горку. Быстро … с горы салазки .. Девочки … снеговика. Глазки … из льдинок. Рот и нос – из морковки. В руках метла. Как весело зимой!

Что мы добавили? (глаголы)

Проверим себя (слайд 3)

- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему и цели урока

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. А почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать

5. Работа по теме урока.

Учитель. – Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116.

- Рассмотрите рисунки.

Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.

(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

-ЧТО ДЕЛАЕТ?

- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)

Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»

- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?

Дети читают правило в учебнике.

-Составим предложение по любому рисунку.

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)

-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.

(Миша поливает цветы.)

-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)

5 . Работа по теме урока

1) - Как  распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

/Работа в парах/

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.

(Справа на доске)

    1. Поставить к слову вопрос

  2. Узнать, что оно обозначает


  1. Определить часть речи


2) Самостоятельная работа.

На экране напечатано стихотворение:

- Прочитайте стихотворение.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

-Выпишите из текста глаголы, обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился ли ваш товарищ с заданием, оцените его работу.

- Назовите глаголы, докажите.

6.ФИЗМИНУТКА

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

7.Продолжение работы по теме урока

1)Выполнение заданий по уровням

Самостоятельная работа



- Ребята, все задания мы выполняли вместе, в парах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 ) 

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова: 
Зима, холодная, дети, лепят, быстрый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 


1)Снег, дерево, пушистый, дорога. 2) Белый, холодный, скользкий, тает. 
3) Падает, укрывает, лепит, снежный .

- Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся глаголом. 
грусть – … . 
крик – … . 
еда - … .

каток- … .

сказка-… .

- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

- Проверим свою работу (Самоконтроль)

Слайд № 5

2) Открытие новых знаний о глаголе и имени существительном

– Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи? Например, и существительным, и глаголом?

- Ваши гипотезы.

- Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить одно задание. Распределить и записать слова в два столбика.

1 столбик – имя существительное

2 столбик – глагол

(У доски работают два человека.)

Слова для диктовки: пила, печь, жгут, стекло

Записи в тетрадях и на доске

Существительное Глагол

Пила(инструмент) - пила (чай)

Печь (пироги) – печь (которую топят)

жгут (костер) – жгу (которым перевязывают рану, чтобы остановить кровь)

Стекло (в окне) – стекло (с крыши)


- Докажите, что слово пила – это существительное,

- это глагол.

- Чтобы это доказать, что нужно сделать?

- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)

(слайд 6)

У ПАПЫ ПИЛА ОСТРА.

Я ПИЛА ЧАЙ.

У БАБУШКЕ В ДОМЕ РУССКАЯ ПЕЧЬ.

Я ПОМОГАЛА МАМЕ ПЕЧЬ ПИРОГИ.

РЕБЯТА ЖГУТ КОСТЕР.

МНЕ НАЛОЖИЛИ ЖГУТ.

Я ВЫМЫЛ СТЕКЛО В ОКНЕ.

С КРЫШИ СТЕКЛО.

8. Итог урока.

- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

- Стали вы мудрее? В чём?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

- Что было трудным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

-  Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Что ещё хотели бы узнать?

Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках.

9. Рефлексия.

- Какое у вас настроение в конце нашего урока?

- Оцените свою работу на уроке.

У каждого на столе лист самооценки: (напечатанные на листе бумаги знаки: !, +, - )

! Молодец, всё выполнял верно.

+ Хорошо, но есть ошибки

- Допускал много ошибок, нужно ещё поработать.



Домашнее задание. Платформа ISMART (задания от учителя по теме: Глагол)







































Выводы и предложения

Создание современного урока требует от учителя не только базовых знаний преподаваемого предмета, но и умения работать по-новому: использовать современное оборудование- интерактивные доски, обучающие платформы, множество современных программ. Сейчас мы часто наблюдаем столкновение двух точек зрения – консервативной, у учителей более старшего поколения, и современной, у молодых педагогов, которые более открыты к освоению новых тенденций. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в современном образовательном пространстве и не бояться учиться, как бы странно это не звучало.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который даёт ему большую свободу и определяет последовательную деятельность обучающихся, уделяет внимание формированию не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Изменилась формулировка заданий для обучающихся: проанализируйте, докажите, создайте схему, исследуйте, оцените. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности обучающихся преобладают над фронтальными. Создание портфолио обучающихся - оптимальный способ организации накопительной оценки.

Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем раньше, причём характер её стал исследовательским, творческим, продуктивным. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов, приёмов. Это своего рода философия образования новой школы, которая даёт возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися, мастером своего дела в постоянно изменяющихся условиях.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!