СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Деепричастный оборот"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

 научить использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи, формировать умения определять его роль в тексте, выделять деепричастный оборот, развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы, воспитывать у обучающихся чувство уважительного отношения друг к другу.

Задачи урока: обучающиеся должны научиться правильно использовать деепричастный оборот, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, рассуждать, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Деепричастный оборот"»

Тема: Деепричастный оборот (2-ой урок по теме)

Цели урока:

 научить использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи, формировать умения определять его роль в тексте, выделять деепричастный оборот, развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы, воспитывать у обучающихся чувство уважительного отношения друг к другу.

Задачи урока: обучающиеся должны научиться правильно использовать деепричастный оборот, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, рассуждать, делать выводы.

Формируемые УУД:

личностные: 

  • понимать позицию другого, ценить терпение, осваивать личностный смысл учения;

регулятивные:

  • самостоятельно определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, давать самооценку;

познавательные:

  • ориентироваться в учебнике, анализировать, сравнивать, делать выводы; коммуникативные: 

  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

Некий царь однажды решил проверить, на что способны его подданные. Он велел привезти огромный камень и положить его поперёк дороги. Сам он спрятался и стал смотреть, как себя поведут люди. А люди ходят, всячески пытаются обойти камень, поругивают царя, мол, что это он совсем не заботится о том, чтобы убрать препятствие с их пути. Царь наблюдает. И вот подъехал один крестьянин на телеге, запряжённой быками. Видит — камень на дороге, препятствие, и не только для него — для всех людей. Поругивая царя, он распряг быков, подвёл под камень доски, обвязал его верёвками и с неимоверными усилиями стащил с дороги. Смотрит, а под камнем лежит кошелёк с золотом. Поднял крестьянин его и обнаружил записку: (скажите, что могло быть в записке)

- «А это награда тому, кто преодолевает препятствия».


- Поучительная история? (ответы учащихся)

- На пути изучения русского языка много камней-препятствий, которые нам предстоит преодолеть. А наградой будет хорошее владение русской речью.


  1. Актуализация знаний «Лингвистическая разминка»:

- Над какой частью речи мы начали работать? (деепричастием)

  • Что такое деепричастие?

  • Что оно обозначает?

  • Что общего у деепричастия с глаголом? (вид, общее лексическое значение, вопросы, напоминающие вопросы глаголов)

  • Что общего у деепричастия с наречием? (не изменяется)

  • Что такое деепричастный оборот?

  • Каким членом предложения являются деепричастие и деепричастный оборот?

  • Что объединяет причастие и деепричастие?

  • Какова синтаксическая роль деепричастий? (в предложении является обстоятельством)

«Третий лишний». (Слайд 1)

1) засыпанные аллеи, опавшие с дерева, расколовшийся орех; (страдательное причастие)

2) сбегая по тропинке, трепещущий от ветра, провожая маму; (причастный оборот)

3) читал лёжа, обдумав решение, решая задачу; (глагол с зависимым словом)



III. Побуждение интереса к получению новой информации, выявление индивидуального затруднения в пробном учебном действии и причины затруднения. (Слайд 2)

- Хочу предложить вашему вниманию одну фразу.

- В чём особенность этой фразы?

«Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».

Варианты ответов учащихся:

- смешная, неправильная, неправильная................

- Эта фраза из рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга», которую он поместил в юмористическую книгу.

- Попробуйте в паре выяснить, почему фраза неправильная? Предложите свой вариант

фразы. (время 2-3 мин)

- Выступление детей. Разные варианты.

Правильный ответ: дело в том, что деепричастие и сказуемое должны обозначать действия, которые совершает один и тот же субъект (человек, животное, предмет).

И получается, что шляпа сама подъезжала к станции, глядела в окно, ну и слетела.

У Чехова это стилистический приём использован для того, чтобы показать малограмотность персонажа. Беда в том, что многие люди действительно часто допускают такие ошибки и в письменной речи, и в устной.

- Как вы думаете, над чем сегодня будем работать?  (употребление деепричастий в речи).

- Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)?

Ответы детей:

- деепричастным оборотом

- как правильно употреблять деепричастный оборот

- употреблять деепричастный оборот в речи……..

IV. Самостоятельная работа с проверкой.


В паре.

- А теперь попробуйте исправить ошибки в детских сочинениях. (Слайд 3):

Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас.

(Заигравшись до позднего вечера, мы рассердили маму)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

(Сидя у окна, я увидел, как в окно влетел воробей)

Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней.

(Поселившись в деревне, я остался верен своей мечте)

Выступление детей. Оценивание ответов.

V. Включение в систему знаний.

- Деепричастия, деепричастия…… Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? (ответы детей) Мне кажется, убедительно ответил на этот вопрос английский поэт Роберт Саути своим необычным стихотворением «Лодорский водопад». (Слайд 4)

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре.

-Чем необычно это стихотворение? (52 деепричастия!)

- Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал шум водопада?

- Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Можно без них обойтись?

- Какую роль играют они?


VI. Работа с текстом по картине И.К.Айвазовского « Ниагарский водопад»

Цель:  создания текста искусствоведческого характера.

- Итак, мы с вами поговорили о том, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление произвёл водопад на известного художника Ивана Константиновича Айвазовского. (Слайд5)

- Можете сформулировать задание?

Задание: допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можете воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Роберта Саути. (Слайд 6)

- Как будем оценивать ваши работы?

Критерии оценивания

    1. Насколько удачно подобраны деепричастия и деепричастные обороты?

(0-1-2)

    1. Ваши пожелания, замечания, похвала.



Предлагаю поработать в четвёрке.



Перед нами картина И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, _____, _____, устремляются вниз с огромной высоты. Они, ______, неостановимо бегут наперегонки, ___________________. Вот они, _____, переливаются под лучами сол­нца, а вот, _____, сливаются с тем­ными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит сти­хию, которая, ____________________, веками удивляет человека?

- А теперь посмотрим, какой текст у вас получился. (Дети зачитывают получившийся текст)

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, шипя и пенясь, устремляются вниз с огромной высоты. Они, сливаясь, неостановимо бегут наперегонки, устремляясь вперед и вперед. Вот они, взлетая, переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, покоряя своим величием, веками удивляет человека?

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса


 «Один М». 

Предлагаю вам назвать один момент, который у вас получился хорошо в процессе урока, используя деепричастный оборот, и предложить одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.









































РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Перед вами три предложения, в которых содержится весьма интересная информация о моде 18 века, но понять её мешают грамматические ошибки. Исправьте их.

1.Пытаясь сохранить макияж, у дам в 18 веке было принято умываться не каждый день.

Ключ:

Пытаясь сохранить макияж, дамы в 18 веке умывались не каждый день.

2.Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая  бледность кожи.

Ключ:

Покрывая лицо свинцовыми белилами, дамы добивались аристократической бледности кожи.

3.Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».

Ключ:

Имитируя родинки, дамы использовали мушки, которые хранились в золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!