СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Формы поверхности Челябинской области» с применением интерактивной карты. УМК "Природа Южного Урала" Е.В. Григорьева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование карт при изучении краеведения младшими школьниками имеет большое значение, т. к. они представляют собой наглядные и точные пространственные модели, а заполнение контурных карт позволяет ученикам лучше усвоить материал.

В своём конспекте я рассмотрела использование интерактивных карт на уроках краеведения УМК "Природа Южного Урала". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Формы поверхности Челябинской области» с применением интерактивной карты. УМК "Природа Южного Урала" Е.В. Григорьева»

Урок по теме «Формы поверхности Челябинской области» с применением интерактивной карты

Цель: познакомить учащихся с рельефом Челябинской области и его охраной, развивать умение показывать формы поверхности на физической карте и наносить на контурную карту Челябинской области. Формировать экологическую ответственность младших школьников.

Повторение. Следует начинать с актуализации знаний детей о многообразии форм поверхности. На этом этапе урока используются вопросы и задания, помещенные после соответствующих текстов федерального учебника и учебного пособия «Природа Южного Урала». На доске и в тетради заполняется схема «Формы поверхности Земли».

Знакомство с формами поверхности Челябинской области можно начать со слов Д.Н. Мамина-Сибиряка: «Немного найдется таких уголков на Руси, где бы пред вашими глазами в такой величавой панораме развёртывались бы удивительные картины гор, равнин и скал, где всё было преисполнено такой оригинальности и своеобразной поэзии».

Изучение нового материала рекомендуется проводить в форме путешествия на воздушном шаре из самого восточного в самый западный город нашей области (из г. Копейска в г. Ашу). Можно выбирать и другое средство передвижения.

Пересекая область с востока на запад, проследите, как ступеньками изменяется поверхность от плоской Западно-Сибирской равнины через холмистую Зауральскую равнину до Уральских гор.

Вместе с детьми намечается маршрут путешествия. В классе выбирается штурман, который прикрепляет нарисованный воздушный шар к обозначению тех городов, над которыми происходит полёт.

Участникам экспедиции даётся задание – обозначит на маршрутных листах (контурных картах) формы поверхности Челябинской области в ходе путешествия. Дети работают в тетради цветными карандашами.

Помимо печатной карты, на которой дети отметили маршрут, учитель открывает интерактивную карту (Carto [сайт]. URL: https://goo.su/0ush), представленную на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 – Карта «Поверхность нашего края»

При перелёте из одного города в другой учитель описывает форму поверхности, над которой проходит полёт. В качестве наглядности используются интерактивная карта, слайды и видеоматериалы. Соответствующее описание дано в книге «Природа Южного Урала». По описанию ученики должны определить форму поверхности, над которой пролетают. По описанию младшие школьники должны определить форму поверхности, над которой они пролетают.

Учитель показывает изучаемую форму поверхности на интерактивной карте области, выделяет её и обозначает название (рисунок 3.2). Обучающиеся записывают название в рабочую тетрадь, с новым термином проводится словарная работа. Во время первичного закрепления отрабатывается умение учащихся находить и показывать формы рельефа на карте Челябинской области.

Рисунок 3.2 – Обозначение Западно-Сибирской низменности на интерактивной карте

Первый перелёт совершается из г. Копейск в г. Челябинск.
Западно-Сибирская низменность, на которой расположены г. Копейск и восточная окраина г. Челябинска, наносится на контурную карту зелёной штриховкой (как показывает учитель на интерактивной карте).

Во время следующего путешествия – в г. Миасс – вы будете пролетать над холмистой возвышенной равниной (её учитель и ученики наносят жёлтой штриховкой на карту). Весь маршрут учитель регулярно обозначает на карте, нанося маркеры с помощью поисковой строки (рисунок 3.3), отдаляя и приближая масштаб местности.

Рисунок 3.3 – Обозначение следующей точки маршрута на интерактивной карте

Учитель рассказывает об истории образования этой формы поверхности, сопровождая рассказ динамическим рисунком или анимацией. Дети узнают, что более 200 миллионов лет назад на месте холмистой равнины возвышались горы. Со временем под действием сил природы они разрушились. Граниты и другие горные породы, складывающие горы, разламывались, превращаясь в песок и глину, которые уносились реками и откладывались, заполняя неровности горных долин. Сейчас поверхность Зауральской равнины испещрена котловинами озёр и руслами рек. Учитель уменьшает масштаб местности на интерактивной карте, чтобы рассмотреть эту особенность. А также, выполняя задание из учебника, ученики находят на интерактивной карте города, располагающиеся на изучаемой равнине (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4 – Применение инструмента масштабирования

Город Миасс расположен на границе двух форм поверхности. Это определило своеобразие окружающей природы. Именно здесь находится знаменитый Ильменский заповедник. Описание его окрестностей дети читают в региональном учебном пособии.

Путь в город Ашу будет нелёгким, ведь западную часть Челябинской области занимают горы Среднего и Южного Урала. Граница между ними проходит по горе Юрма. Уральские горы наносятся на контурную карту коричневой штриховкой. Обращается внимание детей, что горы Южного Урала окрашены более темным цветом. Так как они выше, чем горы Среднего Урала. Самая высокая точка находится на территории Зюраткульского национального парка. Это вершина горы Нургуш (1406 м).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!