СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме_ _Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые_

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме_ _Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые_»

Тема: Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые


Цель урока: способствовать формированию знаний об особенностях отряда перепончатокрылые.

Задачи:

  1. Образовательные:
    - сформировать у учащихся понятия о перепончатокрылых насекомых, умения устанавливать взаимосвязи между строением, образом жизни и средой обитания животного; уметь проводить сравнительную характеристику представителей разных отрядов насекомых, знать о значении насекомых в природе и жизни человека; находить признаки усложнения организации животных, дать представление о общественных насекомых.
    - развить и закрепить умения и навыки учащихся в оформлении мыслительных операций в устной и письменной форме.

  2. Развивающие:
    - через решение познавательных задач сформировать у учащихся умения самостоятельно находить правильные решения и ответы на поставленные задачи путем анализа , сравнения и синтеза необходимых данных, способствующие укреплению у них веры в свои способности и вызывающие у них желания к самостоятельному поиску и овладению знаниями по предмету.

  3. Воспитательные:
    - содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
    - обеспечить учащимся условия для успешного выполнения учебных задач, отмечая и поощряя достижения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей
    - совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы; развитие коммуникативных способностей учащихся – умения выслушивать мнения товарищей и обосновывать свою точку зрения и прийти к совместному выводу.
    - использовать полученные знания о целительных свойствах меда для укрепления здоровья, оказывать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.

Тип урока: комбинированный.

Методы: рассказ, демонстрация, метод проектов.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, доска.

Литература

  1. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, Дрофа, 2000г.

  2. Единая коллекция образовательных ресурсов. Интернет.

  3. Рабочие программы. Биология.5-9 классы: учебно- методическое пособие – Пальдяева – М: Дрофа, 2014, 382

  4. Агеева И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках - М: Творческий центр, 2005 год, с. 604

  5. Блич Р.Л. Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы - М: Оникс, 2006, с. 804.

  6. Пименов А.В., Пименова И.Н.. Биология: «Дидактические материалы» 7 кл.- М.: НЦ ЭНАС, 2004, 248 с..


План урока

  1. Общая характеристика отряда перепончатокрылых

  2. Пчёлы. Особенности образа жизни

  3. Муравьи. Особенности строения и жизнедеятельности

  4. Выводы урока. Особенности общественных насекомых. Их значение в природе и жизни человека


Ход урока:

I. Организационный момент
1. Приветствие.

2. Проверка присутствующих.

3. Проверка готовности кабинета к уроку.

II. Проверка Д/з:

Задание 1 по карточкам

Распределить по отрядам

Чешуекрылые            Равнокрылые                Двукрылые

Лимонница,  листоблошки, слепень бычий, бражник,  тля                              

кровососка оленья,  мотылек,  щитовки,  комар малярийный

Задание 2 (для всех)

Определите, к какому отряду относится данная характеристика

А)  Их насчитывают более 3 тысяч видов. Имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное, крупную голову с большими сложными глазами. Имеют две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками. Развитие без превращения. Для захвата добычи имеют особый орган- маску.                                            (Стрекозы)

Б) Самый большой отряд насекомых, объединяющий 350 тысяч видов. Первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья. Вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета. На голове располагаются сложные глаза, усики, грызущие ротовые органы с парой сильных челюстей.    (Жесткокрылые)

В) Отряд включает в себя более 30 тысяч видов. Все представители- сосущие насекомые, питающиеся соками растений. Ротовой аппарат колюще- сосущий. На теле две пары прозрачных крыльев. Передние развиты лучше. Не у всех представителей есть глаза. (Равнокрылые)

3 задание

На доске написаны названия отрядов, необходимо  объяснить их названия

Жесткокрылые  (первая пара крыльев превратилась в жесткие  надкрыльники)

Полужесткокрылые (передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев - перепончатая)

Двукрылые (Хорошо  развиты два передние крыла. Задние  называются  жужжальцами)

Чешуекрылые   (Крылья покрыты чешуйками)

4 задание

В предложенном перечне найдите лишнее

Скарабей, божья коровка, жук майский, пчела (отряд Жуки или жесткокрылые)

Красноклоп, щитник, водомерка, водомерка, шмель (Отряд Клопы или полужесткокрылые)

Кузнечики, кобылки, сверчки, оса (Прямокрылые)

- Можем ли мы их отнести к отрядам, которые изучили ранее?

III. Изучение нового материала.

Знакомство с темой, целью, планом урока.

1. Общая характеристика о. Перепончатокрылые – рассказ учителя с элементами беседы.
2. Особенности их строения и жизнедеятельности.

3. Пчелы.

4. Муравьи.


Познавательные задания для учащихся:

4. Муравьи. Показ слайдов сопровождается рассказом учителя с привлечение учащихся.


Закрепление изученного материала:

1. Какие особенности строения и жизнедеятельности перепончатокрылых вас удивили?
2. Можно ли назвать перепончатокрылых разумными животными ?
3. Значение насекомых – Друзья или враги?
4. Производится по карточкам найти признаки, характерные для перепончатокрылых
насекомых .
5. Найти представителей отряда перепончатокрылые (игра крестики – нолики).
6. Какие поговорки о насекомых вы знаете ?
(«Трудится, как пчелка», «Трудолюбивый, как муравей», «Осиная талия»

Домашнее задание: Учебник «Биология. Животные» , 7 класс, Параграф № 19, подготовиться к
контрольной работе.


  • Отряд П. Перепончатокрылые- один из наиболее продвинутых в эволюционном плане отрядов насекомых.

Ученые насчитывают 300 тыс. видов. Отличительные признаки: две пары прозрачных, перепончатых  крыльев, из-за чего отряд получил свое название. Задние крылья значительно меньше передних.  Вдоль их переднего края располагаются небольшие крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое. Но могут разъединяться и скользить одно по другому. Это облегчает движение пчел внутри цветка во время сбора пыльцы, а также в ячейках сот, куда они приносят пыльцу. Пчелы и осы способны совершать до 200 взмахов в секунду, поэтому их полет сопровождается звуками высокой частоты. У шмелей частота взмахов значительно меньше, поэтому у них низкое гудение.



Рассмотрим более подробно строение перепончатокрылых ( на партах рисунки пчелы).

- Имеют фасеточные глаза, кроме этого на лбу или  темени 3 простых глазках.

- Типы ротового аппарата:

Пчелы и осы, шмели - сосущий

Пилильщики, муравьи - грызущий

- У самок перепончатокрылых на конце брюшка располагается яйцеклад, с помощью которого откладывают яйца.

У наездников он в 2 раза длиннее тела. У жалящих  яйцеклад превратился в жало,  которое играет защитную роль.

- Назовите характерные особенности пчелы медоносной с полетом и сбором пыльцы (рисунок у каждого на парте)




- корзиночка, в которую собирается пыльца

- на внутренней стороне лапок находятся щеточки, которыми пчела счищает с тела пыльцу и вталкивает ее в корзиночку.

 - Нужно отметить то, что  брюшко с грудным отделом соединено подвижно. Зачем? (такой характер соединения позволяет пчеле жалить)

А сейчас познакомимся с проектами:

  1. Пчелы.

1. Какое строение пчел способствует сбору нектара и пыльцы ?
Возможные варианты ответов – Ротовой аппарат , туловище покрыто волосками и на задних лапках имеются «корзиночки».
2. Используя свои знания о пчелах расскажите какой образ жизни ведут пчелы ? Что такое пчелиная семья ? Почему их называют общественными насекомыми? Что вы знаете о жизни пчелиной семьи ? Есть ли распределение обязанностей среди пчел ? Как пчелы общаются между собой ?
3. Как размножаются пчелы ? Что такое роение пчелиной семьи?
4. Что произойдет на Земле если вымрут пчелы ? Ответ – они основные опылители растений, следовательно, это грозит экологической катастрофой. С 2006 г. наблюдается массовая гибель пчел. По расчетам ученых пчелы к 2035 г. полностью вымрут, если не принять меры по их выживанию.
5. Что такое мед ? Какой состав он имеет ? Для чего используют мед сами пчелы ?
Как люди используют мед ? Какие другие полезные продукты жизнедеятельности пчел вам известны ?
Ответы учащихся дополняются и корректируются и учителем.


  1. Муравьи.

Познавательные задания для учащихся:
1. Какие особенности строения указывают принадлежность муравьев к отряду Перепончатокрылые ?
2. Наблюдается ли сходство между образом жизни пчелиной и муравьиной семьи ?
3. Известно, что муравьи используют других насекомых для своих нужд. Приведите примеры таких симбиотических отношений.
4. Какое значение играют муравьи в природе и жизни человека?
5. Представители отряда Перепончатокрылые относятся к жалящим насекомым .
Опасно ли это для здоровья человека ? (аллергическая реакция)
Какую помощь нужно оказывать человеку при укусах насекомых?
Ответы учащихся дополняются и корректируются и учителем.

  1. Закрепление.

1. Тип биологической классификации к которому относятся насекомые.

2. Разновидность ротового аппарата насекомых, позволяющий им перегрызать части растений.

3. Насекомые, живущие большими семьями, например муравьи, пчелы, термиты.

4. Разновидность ротового аппарата насекомых, позволяющий им добывать например нектар растений.

5. Общественное насекомое, собирающее нектар цветков и преобразующее его в мед.

6. Плотный наружный покров насекомых.

7. Самый большой отряд насекомых, представители которого имеют жесткие надкрылья.

8. Число пар ног насекомых.

  1. Разъяснение домашнего задания.

§19, пересказ. §15-19 повторить, подготовиться к тесту.

Составить Ребус или кроссворд по теме: «Насекомые»

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Литература

  1. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, Дрофа, 2000г.

  2. Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии; М, 2004 год

  3. Единая коллекция образовательных ресурсов. Интернет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!