СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Линзы. Оптическая сила линзы" (Физика, 9 класс)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Линзы. Оптическая сила линзы" (Физика, 9 класс)»

9 класс ФИЗИКА Урок № 40

Тема: Линзы. Оптическая сила линзы

Тип: урок общеметодологической направленности.

Цель: познакомить учащихся с видами линз и их основными характеристиками.

Формируемые УУД: предметные: научиться определять вид линзы; объяснять понятия
тонкая линза, фокусное расстояние, оптическая сила;
рассчитывать оптическую силу линз;
метапредметные: уметь слушать, вступать в диалог, учувствовать
в коллективном обсуждении проблемы; формировать
целепологание и прогнозирование; самостоятельно выделять
познавательную цель, устанавливать причинно – следственные
связи;
личностные: формирование умения видеть применение
физических законов в технических решениях.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания

(Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам и заданиям учебника, задаёт дополнительные вопросы.)

- Какое явление называется преломлением света? В чём его суть?

- Что характеризует преломление света?

- Как формулируется закон преломления света?

- Какие наблюдения и опыты наводят на мысль об изменении направления распространения света при переходе его в другую среду?

- В каком луче угол преломления луча равен углу падения?

- Какой угол – падения или преломления – будет больше в случае перехода луча света из воздуха в стекло?

- Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьём в рыбу, плавающую в воде?

- Любой водоём, дно которого хорошо видно, всегда кажется мельче, чем в действительности. Почему?

- Почему изображение предмета в воде менее ярко, чем сам предмет?

- Если посмотреть на окружающие тела через тёплый воздух, поднимающийся от костра, то они кажутся «дрожащими». Почему?

III. Изучение нового материала

- Явление преломления света лежит в основе действия линз и многих оптических приборов, служащих для управления световыми пучками и получения оптических изображений.

- Давайте запишем, что в физике называют линзой.

Учитель диктует ученикам

Линза – это оптически прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями.



- В физике существует два вида линз.

Учитель чертит на доске схему:

Линзы



Выпуклые

Вогнутые











Бывают:

- плосковыгнутыми
- двояковыпуклыми
- вогнуто – выпуклыми

Бывают:

- плосковыгнутыми
- двояковыпуклыми
- вогнуто – вогнутыми















В школьном курсе физики изучаются так называемые тонкие линзы. Линза, толщина которой много меньше радиусов кривизны её поверхностей, называется тонкой линзой.

Демонстрация 1. Преломление световых лучей в собирающей линзе.

Линза, которая преобразует пучок параллельных лучей в сходящийся и собирает его в одну точку, называется собирающей линзой. Обратите внимание на то, что указанное отклонение лучей собирающей линзой имеет место всегда при любом угле падения луча на линзу.

Основные параметры и действие собирающей линзы будем изучать с помощью двояковыпуклой цилиндрической линзы.

Демонстрация 2. Направим пучок света на двояковыпуклую линзу. Рассмотрим собирающее действие такой линзы: каждый луч из падающего на линзу пучка света после преломления ею отклоняется от своего первоначального направления, приближаясь к главной оптической оси.

Если направить на выпуклую линзу пучок лучей, параллельных оптической оси линзы, можно увидеть, что после преломления в линзе эти лучи пересекают оптическую ось в одной точке. Эта точка называется фокусом линзы. Расстояние от линзы до её фокуса называется фокусным расстоянием линзы и обозначается буквой F.

Демонстрация 3. Преломление световых лучей в рассеивающей линзе.

Линза которая, преобразует пучок параллельных лучей в расходящийся, называется рассеивающей линзой. Аналогичным образом рассматривается вопрос о действии и параметрах рассеивающей линзы. На опыте легко убедиться, что независимо от расположения источника света по отношению к двояковогнутой линзе последняя всегда формирует только расходящийся пучок света. Угол раствора сформированного вогнутой линзой пучка всегда оказывается больше угла раствора пучка, падающего на линзу. Именно поэтому рассматриваемая линзы и называется рассеивающей.

IV. Самостоятельное изучение материала

- Ребята, откройте учебники на странице 85 и прочитайте пункт «Собирающие и рассеивающие линзы».

После того, как учащиеся прочтут материал, учитель задаёт вопросы:

- Почему фокус рассеивающей линзы называется мнимым?

- Чем отличается действительное изображение точки от мнимого?

- По какому признаку можно узнать, собирающая

V. Продолжение изучения материала

Демонстрация 4. Действия воздушных линз, погружённых в воду. В этом случае понятия собирающей и рассеивающей линзы меняются местами, так как свет идёт из более плотной среды в менее плотную.

Линзы характеризуются величиной, которая называется оптической силой линзы. Оптическая сила линзы – величина, обратная фокусному расстоянию линзы. Оптическая сила линзы рассчитывается по формуле

D =

Единица измерения оптической силы – диоптрия (дптр).

Для собирающих линз оптическая сила – положительная величина, а для рассеивающих – отрицательная величина.

VI. Закрепление изученного материала

Ученики отвечают на вопросы

- Почему выпуклую линзу называют собирающей?
- Почему вогнутую линзу называют рассеивающей?
- Почему в солнечный летний день нельзя поливать цветы в саду?
- Склеив два выпуклых стекла от часов, можно получить воздушную выпуклую линзу. Если такую линзу поместить в воду, то будет ли она собирающей линзой?
- Как называется единица оптичечской силы линз?
- Чем отличаются линзы, оптическая сила которых +2 дптр и -2 дптр?

VII. Рефликсия

Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала, подчеркнув в анкете нужное слово.

1. На уроке я работал активно / пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

3. Урок мне показался интересным/скучным.

4. За урок я устал/не устал.

5. Материал урока мне полезен/бесполезен.



VIII. Домашнее задание

  • Прочитать §35

  • Ответить на вопросы в конце параграфа

  • Ответить на вопрос: Какой вред в солнечный день могут причинить листьям растений попавшие на них капли воды?

IX. Оценивание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!