9 класс ФИЗИКА Урок № 40
Тема: Линзы. Оптическая сила линзы
Тип: урок общеметодологической направленности.
Цель: познакомить учащихся с видами линз и их основными характеристиками.
Формируемые УУД: предметные: научиться определять вид линзы; объяснять понятия
тонкая линза, фокусное расстояние, оптическая сила;
рассчитывать оптическую силу линз;
метапредметные: уметь слушать, вступать в диалог, учувствовать
в коллективном обсуждении проблемы; формировать
целепологание и прогнозирование; самостоятельно выделять
познавательную цель, устанавливать причинно – следственные
связи;
личностные: формирование умения видеть применение
физических законов в технических решениях.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания
(Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам и заданиям учебника, задаёт дополнительные вопросы.)
- Какое явление называется преломлением света? В чём его суть?
- Что характеризует преломление света?
- Как формулируется закон преломления света?
- Какие наблюдения и опыты наводят на мысль об изменении направления распространения света при переходе его в другую среду?
- В каком луче угол преломления луча равен углу падения?
- Какой угол – падения или преломления – будет больше в случае перехода луча света из воздуха в стекло?
- Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьём в рыбу, плавающую в воде?
- Любой водоём, дно которого хорошо видно, всегда кажется мельче, чем в действительности. Почему?
- Почему изображение предмета в воде менее ярко, чем сам предмет?
- Если посмотреть на окружающие тела через тёплый воздух, поднимающийся от костра, то они кажутся «дрожащими». Почему?
III. Изучение нового материала
- Явление преломления света лежит в основе действия линз и многих оптических приборов, служащих для управления световыми пучками и получения оптических изображений.
- Давайте запишем, что в физике называют линзой.
Учитель диктует ученикам
Линза – это оптически прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями. |
- В физике существует два вида линз.
Учитель чертит на доске схему:
Линзы
Выпуклые
Вогнутые
Бывают:
- плосковыгнутыми
- двояковыпуклыми
- вогнуто – выпуклыми
Бывают:
- плосковыгнутыми
- двояковыпуклыми
- вогнуто – вогнутыми
В школьном курсе физики изучаются так называемые тонкие линзы. Линза, толщина которой много меньше радиусов кривизны её поверхностей, называется тонкой линзой.
Демонстрация 1. Преломление световых лучей в собирающей линзе.
Линза, которая преобразует пучок параллельных лучей в сходящийся и собирает его в одну точку, называется собирающей линзой. Обратите внимание на то, что указанное отклонение лучей собирающей линзой имеет место всегда при любом угле падения луча на линзу.
Основные параметры и действие собирающей линзы будем изучать с помощью двояковыпуклой цилиндрической линзы.
Демонстрация 2. Направим пучок света на двояковыпуклую линзу. Рассмотрим собирающее действие такой линзы: каждый луч из падающего на линзу пучка света после преломления ею отклоняется от своего первоначального направления, приближаясь к главной оптической оси.
Если направить на выпуклую линзу пучок лучей, параллельных оптической оси линзы, можно увидеть, что после преломления в линзе эти лучи пересекают оптическую ось в одной точке. Эта точка называется фокусом линзы. Расстояние от линзы до её фокуса называется фокусным расстоянием линзы и обозначается буквой F.
Демонстрация 3. Преломление световых лучей в рассеивающей линзе.
Линза которая, преобразует пучок параллельных лучей в расходящийся, называется рассеивающей линзой. Аналогичным образом рассматривается вопрос о действии и параметрах рассеивающей линзы. На опыте легко убедиться, что независимо от расположения источника света по отношению к двояковогнутой линзе последняя всегда формирует только расходящийся пучок света. Угол раствора сформированного вогнутой линзой пучка всегда оказывается больше угла раствора пучка, падающего на линзу. Именно поэтому рассматриваемая линзы и называется рассеивающей.
IV. Самостоятельное изучение материала
- Ребята, откройте учебники на странице 85 и прочитайте пункт «Собирающие и рассеивающие линзы».
После того, как учащиеся прочтут материал, учитель задаёт вопросы:
- Почему фокус рассеивающей линзы называется мнимым?
- Чем отличается действительное изображение точки от мнимого?
- По какому признаку можно узнать, собирающая
V. Продолжение изучения материала
Демонстрация 4. Действия воздушных линз, погружённых в воду. В этом случае понятия собирающей и рассеивающей линзы меняются местами, так как свет идёт из более плотной среды в менее плотную.
Линзы характеризуются величиной, которая называется оптической силой линзы. Оптическая сила линзы – величина, обратная фокусному расстоянию линзы. Оптическая сила линзы рассчитывается по формуле
D =
Единица измерения оптической силы – диоптрия (дптр).
Для собирающих линз оптическая сила – положительная величина, а для рассеивающих – отрицательная величина.
VI. Закрепление изученного материала
Ученики отвечают на вопросы
- Почему выпуклую линзу называют собирающей?
- Почему вогнутую линзу называют рассеивающей?
- Почему в солнечный летний день нельзя поливать цветы в саду?
- Склеив два выпуклых стекла от часов, можно получить воздушную выпуклую линзу. Если такую линзу поместить в воду, то будет ли она собирающей линзой?
- Как называется единица оптичечской силы линз?
- Чем отличаются линзы, оптическая сила которых +2 дптр и -2 дптр?
VII. Рефликсия
Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала, подчеркнув в анкете нужное слово.
1. На уроке я работал активно / пассивно. 2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен. 3. Урок мне показался интересным/скучным. 4. За урок я устал/не устал. 5. Материал урока мне полезен/бесполезен. |
VIII. Домашнее задание
Прочитать §35
Ответить на вопросы в конце параграфа
Ответить на вопрос: Какой вред в солнечный день могут причинить листьям растений попавшие на них капли воды?
IX. Оценивание