План-конспект урока по биологии в 12 классе разработан
учителем первой квалификационной категории
филиала «Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
КГКОУ Вечерняя школа №2
Ненашевой Светланой Васильевной.
Дата проведения: 25.11.2014.
Конспект урока по теме: «Межвидовые взаимоотношения»
с использованием информационно-коммуникационных технологий, элементов здоровьесберегающих технологий, технологии критического мышления.
Цели урока: Создание условий для формирования у учащихся представления о типах биотических взаимоотношений и применения экологических закономерностей для решения экологических задач.
Задачи: Способствовать формированию понятий: “нейтрализм”, “комменсализм”, “симбиоз”, “протокооперация”, “мутуализм”, “конкуренция”, “хищничество”, “паразитизм”; развитию экологического мышления. (Умения решать экологические задачи на применение экологических закономерностей и приводить примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях). 2.Способствовать развитию умений и навыков групповой самостоятельной работы, выделять главное, делать выводы, умений применять схемы для решения учебных задач.
3. Содействовать воспитанию уважения к противоположному мнению. Воспитывать убеждённость в необходимости грамотного отношения к своему здоровью.
Тип урока – изучение нового материала
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация
Ход урока.
1.Организационный момент. Следим за осанкой!
2. Мотивация учащихся. Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Верите ли вы что один организм, одна популяция и даже целый вид способны к изолированному существованию? (слайд №4). Приведите кратко доказательства. (Варианты ответов: гриб – паразит чага, птицы, уничтожающие насекомых, питающихся листьями, гнездящиеся в кроне дерева и т.д.). На слайде № 5 схема “типы биотических связей” (4 прямоугольника) в них вписаны только значки “++”, “+0”, “+-”, “- -”, учитель просит по аналогии с человеческим обществом назвать типы взаимоотношений
(варианты ответов:
++ взаимополезные,
+0 полезно-нейтральные,
+ полезно
- вредные,
-- взаимовредные).
Учащиеся начинают заполнять схему в тетрадях.
С помощью учителя учащиеся приходят к выводу, что на уроке будем изучать основные типы межвидовых взаимоотношений, для чего это необходимо знать, чему они научаться на уроке.
3. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.
Учитель просит учащихся назвать уже известный им тип взаимоотношений. Предлагает для ответа на поставленный вопрос игру “Снежный ком” - один учащийся называет слово, другой предложение, следующий формулирует вопрос и последний ученик отвечает на него.
Варианты ответов:
Симбиоз;
Совместное взаимополезное сожительство организмов;
Какие вы знаете примеры симбиоза?
Бобовые растения и азотофиксирующие бактерии, микориза (осина и подосиновик).
Конкуренция
Учащиеся с помощью учителя делают вывод, что все известные им типы взаимоотношений приводят к одному главному результату: обеспечение пищей. А с другими типами взаимодействия организмов им предстоит познакомиться на уроке.
4. Изучение нового материала.
В процессе объяснения учитель через каждые несколько минут задает интересные короткие задания на понимание, объяснение и применение, которые сопровождаются демонстрацией слайдов с фотографиями и примерами, иллюстрирующими типы взаимоотношений организмов.
1 Тип - взаимополезные. Мутуализм. Пример: муравьи-листорезы выращивают грибы в своих гнездах, снабжая их субстратом для развития (пережеванными листьями) и оберегают эти плантации от вторжения сорных грибов. В свою очередь, грибы служат пищей и взрослым насекомым и их личинкам (Слайд №7).
Вопросы для обсуждения:
Какое взаимоотношение организмов наблюдаем в этом примере?
Является ли оно непременным условием существования обоих видов?
Что является существенным в этой форме взаимоотношений организмов?
Пример: раки - отшельники селятся в пустых раковинах моллюсков и возят их на себе вместе с коралловым полипом - актинией. Перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть которой, пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается раком. Актиния защищает рака от хищников (слайд №8)
Вопросы для обсуждения:
Является ли взаимодействие организмов, в рассматриваемом примере необходимым для этих видов?
Что является существенным в этой форме взаимоотношений организмов?
В процессе обсуждения формулируется определение мутуализм – более тесные взаимовыгодные отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным.
2. Полезно-нейтральные. Комменсализм. Пример: личинки многих жуков усачей могут развиваться только в древесине, богатой гифами грибов-разрушителей, эти личинки питаются не столько самими гифами, сколько полуразрушенной грибом древесиной (слайд №9).
Вопросы для обсуждения:
Что является существенным в этой форме взаимоотношений организмов?
Сформулируйте определение этой формы взаимоотношений.
В процессе обсуждения формулируется определение комменсализм (нахлебничество) – форма взаимоотношений при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда ни пользы.
Квартиранство. Пример: Под зонтиками крупных медуз часто можно встретить мальков рыб. Мальки рыб прячутся под защитой щупалец медуз, снабженных стрекательными нитями (слайд №10).
Вопросы для обсуждения:
Сформулируйте определение квартиранства.
Приведите доказательства того, что квартиранство является формой комменсализма.
В процессе обсуждения формулируется понятие квартиранство – использование одними видами других (их тел, их жилищ) в качестве своих убежищ или жилищ
3. Полезно-вредные. Паразитизм. Пример: миноги, присосавшись к телу крупных рыб и даже китов, могут находиться на них несколько дней и даже недель. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, и даже недель (слайд №11).
Вопросы для обсуждения:
Сформулируйте определение паразитизма.
Почему этот тип взаимоотношений назвали полезно-вредным?
В процессе обсуждения формулируется понятие паразитизм – такие биотические отношения, при которых организмы одного вида (паразита) живут за счет питательных веществ или тканей другого вида (хозяина).
Хищничество. Пример: у всех хищников есть предпочитаемые виды жертв, но иногда массовое размножение непривычных объектов охоты заставляет переключаться именно на них. Так соколы сапсаны добывают пищу в воздухе. Но при массовом размножении леммингов соколы начинают охотиться на них, схватывая добычу с земли (слайд №12).
Вопросы для обсуждения:
Сформулируйте определение хищничества.
Какую роль играет эта самая распространенная форма взаимоотношений в биоценозах?
Что позволяет хищникам использовать самую разную пищу?
В процессе обсуждения формулируется понятие хищничество – особи одного вида питаются особями другого, умерщвляя их.
На 25 минуте урока учащимся предлагается отвлечься и провести физкультминутку, выполнить упражнения для глаз, расслабиться.
4. Взаимо-вредные. Конкуренция. Пример: Копытные африканских саванн по-разному используют пастбищный корм. Зебры обрывают верхушки трав; антилопы кормятся тем, что оставляют им зебры, выбирая при этом определенные виды растений; газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топпи едят сухие стебли, оставшиеся после других травоядных (слайд №13).
Вопросы для обсуждения:
Что является существенным во взаимоотношениях организмов в рассматриваемом примере?
Сформулируйте определение конкуренции.
На приведенном примере поясните, что позволяет совместно уживаться в биогеоценозе копытным африканских саванн?
Где проявляется конкуренция сильнее внутри вида или между разными видами?
В процессе обсуждения формулируется понятие конкуренция – отношения между совместно обитающими видами с одинаковыми потребностями. Оба вида угнетаются. В результате часто один вид вытесняет другой.
Так учащиеся последовательно дополняют ассоциативную схему, (слайд №6), которую начали заполнять в начале урока, в процессе обсуждения примеров формулируют определения различных форм взаимоотношений, сравнивают их с эталоном, который появляется на слайде после обсуждения и записывают в тетрадь (слайды с №7 по №13).
5. Первичная проверка усвоения знаний.
Учащиеся вспоминают все новые термины урока в форме игры “Слабое звено” - первый ученик называет одно понятие, второй предварительное и свое, третий предварительных два и свое и т.д. Порядок слов сохраняется. Если ученик ошибся, то следующий говорит “слабое звено” и продолжают без него.
6. Контроль и самопроверка знаний.
Класс разбивается на 2 или несколько групп, в зависимости от количества учащихся. Группам дается задание (слайд №14). Задание: назовите возможные пары биотических отношений между организмами в лесу (соедините взаимодействующие организмы и объясните полученную схему). После выполнения задания группы защищают свои схемы. Осуществляют самопроверку (слайд №15)
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Совместная формулировка вывода: многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе лежит в основе его устойчивости и неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.
Учащиеся высказываются по следующей схеме (слайд №16):
узнал...
понял....
самый большой мой успех – это...
наибольшую трудность я почувствовал....
я не умел, теперь, я умею
я изменил свое отношение к ....
на следующем уроке я хочу....
8. Информация о домашнем задании.
Учащимся предлагается выбрать задание: (слайд №17):
1. Прочитать параграф учебника и ответить на вопросы к нему;
2. Составить собственные вопросы к параграфу;
3. Сочинить сказку о взаимоотношениях организмов, например: в лесу, море или пруду (используя новые понятия);