СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме Н.А.Заболоцкий. «НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ" для учащихся 7 класса с туркменским языком обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме Н.А.Заболоцкий. «НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ" для учащихся 7 класса с туркменским языком обучения. Подготовила учительница русского языка средней школы №6 Фарапского этрапа Эминова Огулжан Байрамдурдыевна

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Н.А.Заболоцкий. «НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ" для учащихся 7 класса с туркменским языком обучения»

Тема урока: Указательные местоимения. Н.А.Заболоцкий. «НЕ ПОЗВОЛЯЙ

ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ».

Цели урока: 1.Закрепить знания учащихся указательных местоимений, их значений; развивать орфографическую зоркость, умения находить в тексте указательные местоимения, навыки работы с текстом, развитие устной и письменной связанной речи, совершенствование познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; раскрыть идейно-тематическое содержание стихотворения, научить понимать, анализировать поэтический текст;

2.Прививать любовь к труду, умение оберегать человеческие достоинства, достигать добрые цели в жизни; интерес к русскому языку.

Наглядность: таблицы, презентация.

Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков с элементами интерактивного метода.

Ход урока.

I.Организационный момент.

1.Приветствие.Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Психологический настрой к уроку.

II.Опрос домашнего задания.

1. Биография Н.А.Заболоцкого. 2 ученика рассказывают о жизни и творчестве Н.А.Заболоцкого.

2.Фронтальный опрос. Ответьте на вопросы:

1). Какую часть речи мы проходим?

2). Что такое местоимение?

3). Какие разряды местоимений вы знаете? Приведите примеры.

4). Какие личные местоимения вы знаете?

5). Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными?

6). Как изменяются личные местоимения?

7). Назовите указательные местоимения.

8). Для чего они служат?

Ответы:

1.Местоимение.

2.Местоимения- это слова, которые не называют предметы, их признаки и количество, а только указывают на них.

3.Личные, возвратное, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные.

4.Я, ты,он,она,оно,мы,вы,они.

5.Потому что обозначают лицо, человека, животное.

6.Личные местоимения изменяются по падежам. Местоимение он изменяется по родам.

7.Тот, этот, таков, такой, столько – указательные местоимения.

8.Они служат для выделения среди других какого-либо определенного предмета, признака или количества.

3.А теперь проверим, научились ли вы правильно определить разряды местоимений. Перед вами задание.

Укажите разряды местоимений.

Следить за собой – ВОЗ.

Кто здесь? – ВОП.

Мой карандаш – П.

Подойти к ним – Л.

Самый чистый – ОПРЕД.

Никто не пострадал – ОТРИЦ.

Мне сказали – Л.

III.Обобщение пройденной темы и переход к объяснению новой темы.

1.Слово учителя.

личные

место-имения












.

2.Работа со словом.

Мы живём в век компьютеров, электронной почты, мобильных телефонов… Как вы думаете, хорошо ли это? Да, безусловно. В Японии, например, одинокие люди даже покупают себе робота- друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в угол. С одной стороны, вроде бы и неплохо: человек не одинок…Но с другой стороны, робот не может заменить общение с живым человеком. Почему? Что же отличает живого человека от робота? (Душа)

-Душа…А что такое душа? Какие слова притягиваются к слову «душа» и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета…

3.. Индивидуальная работа. Выстраивание ассоциативного ряда.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово «душа»? Изобразите в виде солнышка (дом, добро, любовь, сердце, мир, человек, ребёнок, свет, поле с цветами).


4.Проверка результатов.

5.Работа со значением слова.

-Объясните лексическое значение слова «душа». (Душа – это то, что находится внутри человека, то, что мы не видим, но чувствуем. Душа-человек – это добрый человек).

-Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю. (С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка»).

Душа – 1.Внутренний мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. 3.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. 4.В царской России крепостной крестьянин. 5.О человеке (в устойчивых словосочетаниях).

IV.Объяснение нового материала.

  1. Слово учителя.

-Проблемы, связанные с темой «душа», волнуют каждого человека. Поэт Николай Заболоцкий тоже размышлял над словом «душа» .Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Не позволяй душе лениться».

2.Чтение стихотворения.

3.Первичная беседа.

-О чём вы подумали, когда прослушали стихотворение?

-Каждый человек должен самосовершенствоваться, постоянно работать над собой, не должен останавливаться на достигнутом. Нельзя поддаваться лени. Только в труде человек растёт, развивается, узнаёт что-то новое. Только тогда ты сможешь достигнуть цели, когда будешь работать не покладая рук. Вот и сейчас ваша душа должна потрудиться, чтобы получить результат.

4.Словарная работа. Объясните значение слов и выражений.

Не позволяй душе лениться - ẏaltalyga ẏol berme.

Толочь воду в ступе –здесь: стоять на одном месте, делать что-то ненужное – biderek iş.

Держать в чёрном теле – здесь: строго – berk saklamak.

Узда – jylaw.

Поблажка – erkine goẏbermek.

Составьте предложение с одним из слов. Ему дали поблажку. Наездник затянул узду.

V.Закрепление пройденного материала.

1. Анализ текста.

- какова основная мысль стихотворения? («душа обязана трудиться»).

- зачем она должна трудиться? («чтоб воду в ступе не толочь» - чтобы не тратить своё время зря, чтобы не заниматься бесполезным делом.)

- как, по мнению автора, можно заставить трудиться? Что нужно сделать, чтобы не позволять душе лениться? («гони», «тащи», «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды»).

- что произойдёт, если «дать душе поблажку»? (Если позволить душе расслабиться, то она «последнюю рубашку с тебя бессовестно сорвёт», и человек потеряет себя, свою индивидуальность.)

- может ли человек исправить это положение? Приведите пример из стихотворения. («А ты хватай её за плечи учи и мучай дотемна», «она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»).

- стихотворение не имеет названия. Как бы вы назвали это стихотворение? («воспитание души», «труд души»).

-какими словами из текста можно назвать это стихотворение? («не позволяй душе лениться». Это главная мысль стихотворения).

- умеет ли ваша душа трудиться?

2. Расскажите пословицы о труде. Упражнение 8.стр.197.

3. А теперь давайте закрепим грамматическую тему сегодняшнего урока.

- С каким разрядом местоимений мы познакомились на прошлом уроке? (указательные).

-Назовите указательные местоимения. (Тот, этот, такой, таков, столько).

- Как они изменяются? ( Тот, этот, такой – изменяются по родам, числам и падежам. Местоимение таков изменяется по родам и числам. Местоимение столько изменяется по падежам.).

3. Упражнение 12.стр.199. (письменно). Спишите предложения. Подчеркните указательные местоимения.

4. Тест. Проверим как вы усвоили тему.

1.На что указывают указательные местоимения?:

  1. На определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов.

  2. На лицо.

  3. На признак премета.

2.На какие вопросы отвечают указательные местоимения?

  1. Чей? Что? Что делает?

  2. Каков? Сколько? Что?

  3. Какой? Каков? Сколько?

3.Какие грамматические принаки имеет указательное местоимение «столько»?

  1. Род, число, падеж.

  2. Число.

  3. Падеж.

4.В каком из вариантов употреблено указательное местоимение?

  1. Эти тетради.

  2. Она пришла.

  3. Твоя собака.

5.Найдите в предложении указательное местоимение: «Таких животных я видел только в нашем зоопарке.»

  1. Таких.

  2. Я.

  3. Нашем.

Проверить результаты теста.

VI.Задание на дом.

1. Выучить понравившийся отрывок из стихотворения.

2. Упражнение 14.стр.199.(письменно). Продолжите предложения. Определите указательные местоимения.


VII.Итог урока. Поурочный балл.

Подвести итог урока:

Интерес – что интересного было на уроке?

Творчество – какие творческие работы вы выполняли?

Обучение – чему вы научились?

Главное – чем для вас был полезен урок?

Выставить оценки учащимся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!