8 класс АЛГЕБРА Урок № 28
Тема: Нахождение приближенных значений квадратного уравнения.
Тип: урок – исследование.
Цель: сформировать представление о приближённом вычислении квадратного корня.
Планируемые результаты: научиться вычислять приближённое значение корня из числа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
III. Повторение и закрепление пройденного материала
Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешённых задач).
Контроль усвоения материала (самостоятельная работа).
Вариант I | Вариант II |
1. Решите уравнение: а) х2 – 0,04 = 0,6; б) (2х – 3)2 = 16; в) (3х +a)2 = 81. 2. Определите число корней уравнения х2 - 4х = a. | 1. Решите уравнение: а) х2 + 0,05 = 0,3; б) (3х + 2)2 = 36; в) (2х – a)2 = 49. 2. Определите число корней уравнения –х2 + 6х = a. |
IV. Работа по теме урока
– На предыдущих занятиях мы узнали, что может быть целым числом (например,
= 0, = 3 и т.д.), обыкновенной дробью (например, = , = и т.д.), десятичной дробью (например, = 0,4, = 1,2 и т.д.) и иррациональным числом (например, , , и т.д.). Так как иррациональное число является бесконечной десятичной непериодической дробью, то при практических вычислениях возникает вопрос о вычислении приближённого значения арифметического квадратного корня.
Пример 1.
– Найдём приближённое значение с двумя знаками после запятой.
– Оценим подкоренное выражение 3 сначала в целых числах. Так как 1 то или 1 начинается с цифры 1, …
– Найдём теперь цифру десятых. Для этого будем возводить в квадрат десятичные дроби 1,1; 1,2; 1,3… до тех пор, пока вновь не оценим такими числами подкоренное выражение 3. Имеем 1,12 = 1,21; 1,22 = 1, 44; 1,32 = 1,69; 1,42 = 1,96; 1,52 = 2,25;
1,62 = 2,56; 1,72 = 2,89; 1,82 = 3,24. Так как 2,89 3 3,24 или 1,72 3 1,82, то
1,7 1,8. Значит 1,7…
– Чтобы найти цифру сотых, будем последовательно возводить в квадрат десятичные дроби 1,712 = 2,9241; 1,722 = 2,9584; 1,732 = 2,9929; 1,742 = 3,0276. Так как 1,73 1,74. Поэтому 1,73.
– Аналогичным образом можно найти приближённое значение арифметического квадратного корня с любой заданной точностью.
– При практических расчётах для нахождения квадратных корней используют специальные таблицы или вычислительную технику.
Пример 2.
С помощью калькулятора найдём .
Введём в калькулятор число 27,4 и нажмём клавишу . На экране появится число 5,23400931 – приближённое значение . Полученный результат округляют до требуемого количества знаков. Округлим, например, этот результат до сотых и получим 5,23.
V. Решение упражнений
№ 336; 338; 344; 345; 348.
VI. Анонс домашнего задания
VII. Подведение итогов урока. Оценивание