СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Народные движения»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: «Народные движения»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Народные движения»»

Тема: «Народные движения»



Целеполагание:

Цель: Познакомить учащихся с народными движениями XVII века.

Задачи урока:

Обучающие : 1.Определить состав участников выступлений и их цели

2.Выявить причины народных выступлений

Развивающие : Оценить итоги и результаты событий, сделать выводы о значении выступлений.

Ценностно-ориентированные задачи: 1.Способствовать формированию отношения к участникам народных движений

2.воспитание толерантности и умение находить возможности предотвратить конфликты мирным путем.



Ожидаемые результаты:

1.Дети смогут выявить участников народных движений XVII в.

2.Смогут выявить причины народных движений XVII в.

3. Смогут ценить итоги и результаты событий, сделать вывод о значении выступлений.

ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала. 

Оборудование: учебник «История России. Конец XVI - XVIII в.в.» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, компьютерная презентация.

Важнейшие даты: 1648 г.- Соляной бунт, 1662 г.- Медный бунт, 1670-1671 г. – восстание Степана Разина, 1668-1676- Соловецкое восстание.

Выдающиеся личности:

Степан Тимофеевич Разин, В. Усов, Ф. Шелудяк, Ю. Барятинский.

УУД: Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод,способность к рассуждению, развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Познавательные:Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: взаимодействие  с учителем,  классом. сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действия партнёра, умение учитывать позицию собеседника.

Регулятивные :оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный блок:

Цель: настраивание учащихся на урок, переход от отдыха к серьезной работе.


Задачи: раскрыть направление урока, проверить настрой на урок.




Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.



Приветствуют учителя, проверяют готовность места, включаются в деловой ритм урока.


2. актуализация знаний






Начнем наш урок с проверки домашнего задания. На прошлом уроке мы с вами изучали тему : « Власть и церковь. Церковный раскол.» Внимание на доску.


1 задание – Кто они? (

 Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.

- Был в польском плену.  В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси.  Управлял страной вместе со своим неопытным  сыном

- Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых.  Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича.  Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. (Царь Алексей Михайлович)

- Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем.  Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север. (Патриарх Никон) 

- Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь.  За непокорность,  приговорён церковным Собором к казни. (Протопоп Аввакум)

2 задание – Объясни даты 

 Какие событие произошли в эти годы?

 -1619 г. – митрополит Филарет Церковным Собором избран патриархом Московским и всея Руси.

- 1645 год - воцарение на престол Алексея Михайловича Романова

- 1649 год – принятие Соборного уложения.

- 1651 год – Никон становится патриархом

- 1654 год – церковная реформа, исправляющая богослужение была одобрена церковным собором

- 1666 год - созван церковный Собор для суда над патриархом Никоном

3 задание – Объясните понятия:

- Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала

- Раскол - религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в.

- Протопоп – обиходное название старшего православного священника (протоиерея).

- Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя

- Соборное Уложение – общерусский свод законов.

- Старообрядцы – противники церковной реформы







Учащиеся записывают варианты ответа на листочках и сдают на проверку учителю.


3. целеполагание





На  протяжении нескольких  уроков мы изучали XVII век,  который  богат на разные события. Назовите их.


В царствование Алексея Михайловича страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам.  И этот, XVII век,  многие историки называют "бунташным ". И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему он имеет такое название, какие бунты происходили в XVII веке, какие причины и последствия они имели.

Тема нашего урока : «Народные движения»



--Смута, восстание Хлопка, выступления под руководством И.БолотниковаЦерковный раскол






-Учащиеся записывают тему в тетрадь.

4. Информационный блок  

Цель: Самостоятельная познаваемая деятельность

Задача: самостоятельно планировать свою работу  с учебным материалом при поиске ответов для заполнения таблицы.




В центре доски записано словосочетание: «XVII век. Бунташный.»

Какие ассоциации у вас возникли? Что можно записать в нашу схему, опираясь на уже имеющиеся знания?

Учитель фиксирует высказывания учеников на доске.



Раскол Высокие

налоги

Много бунтов Тяжелое положение

населения




Соловецкое XVII век Движение

восстание «Бунташный» раскольников

1668-1676 гг.






Работа в группах по тексту учебника.



1 группа:  «Соляной бунт »,  стр. 62

2 группа:  «Медный бунт », стр. 62-63

3 группа:  «Восстание С. Разина»,  стр. 63-67

4 группа:  «Соловецкое восстание», стр. 67


Учащиеся заполняют таблицу по плану:


  1. Дата события

  2. Очаг восстания

  3. Причины

  4. Участники

  5. Результаты выступления










-Учащиеся вместе с учителем делают записи в тетради.

















Событие

«Соляной бунт».

Дата

1648

Очаг восстания

Козлов, Курск, Воронеж, Москва

Причины

1 Усиление налогового гнета

2 Введение пошлины на соль


Участники

Горожане, стрельцы, крестьяне.

Результаты

выступления.

1 Казнь большинства бояр

2 Соборное уложение 1649г.


Событие

«Медный бунт».

Дата

1662

Очаг восстания

Москва

Причины

1 Усиление налогового гнета

2Дороговизна и голод из-за обесценивания выпущенных денег

Участники

Посадский люд

Результаты

выступления.

Прекращение чеканки медных монет


Событие

«Восстание С. Разина».

Дата

1670-1671

Очаг восстания

Дон, Поволжье

Причины

1 Скопление на Дону беглых крестьян, холопов и др.

2 Активность казачества, недовольство гос-ми порядками России.

Участники

Донское казачество, беглые крестьяне, холопы, посадские люди.

Результаты

выступления.

Сохранение незыблемости государственных порядков России, усиление крепостного права


Событие

«Соловецкое восстание».

Дата

1668-1676

Очаг восстания

Соловецкий монастырь

Причины

Церковные реформы патриарха Никона


Участники

Монахи, крестьяне, разинцы

Результаты

выступления.

Дальнейшее противостояние в стране староверов и официальной церкви.


5. Аналитический блок

Давайте сравним эти выступления, попытаемся найти черты сходства и различия (по пунктам таблицы)


Какие последствия имели эти события. Как они отразились на положении народа? Какие выводы для себя сделало царское правительство?


А теперь вернемся к нашей схеме. Чем можно ее дополнить после изучения темы?






Раскол Высокие

налоги

Много бунтов Тяжелое положение

населения




Большие жертвы XVII век Движение раскольников . «Бунташный»


Жестокие Соловецкое восстание

расправы 1668-1676гг.

Соляной бунт Восстание С.Разина

1648г. 1667-1671 гг.

Медный бунт

1662г.









Последствия:

1. Земской собор, новый свод законов.

2. Прекращение чеканки медных денег.

3. Снижение налогов

6.Домашнее задание

§8


7.Оценочный блок

Выставление оценок


8. Рефлексия

Какие трудности в учебной деятельности испытали в ходе урока?

Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем справиться с такой работой? Что вам понравилось на уроке?









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя